Решение от 22.12.2022 по делу № 2-544/2022 от 17.10.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2022 г.                            пгт. Забайкальск

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Дёминой Н.В.,

при секретаре Дондоковой А.Б.,

            с участием помощника прокурора Ешиева М.Б.,

            представителя истца Горбач П.А., действующего на основании доверенности от 14.10.2021 г. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-544/2022 (УИД 75RS0010-01-2022-001292-25) по иску Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю» к Политову Николаю Юрьевичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, обязании освободить и сдать служебное жилое помещение, о снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

             Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее по тексту – ФГКУ «ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю») обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ответчик проходил военную службу в звании <данные изъяты> с 20 ноября 1990 г. по 04 октября 2011 г. в том числе в подразделениях Забайкальского регионального управления ФСБ России с 23 июля 1992 г. по 04 октября 2011 г. (правопреемник - ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю), уволен с военной службы приказом начальника ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю от 28 сентября 2011 г. с 5 октября 2011 г., выслуга лет на 04 октября 2011 г. составила 20 лет 10 месяцев 07 дней, что подтверждается архивной справкой.

С ответчиком 28 июля 2008 г. заключен договора найма служебного жилого помещения , в п.2 которого указано, что помещение предоставляется на период прохождения службы. В соответствии с пп. 4 п.18 договора, он подлежит расторжению в связи с окончанием срока военной службы.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Забайкальскому краю» с 27 марта 2018 г. (номер государственной регистрации права ).

В листе беседы перед увольнением отражено: «Обеспеченность жилплощадью: обеспечен служебным жильем по нормам действующего законодательства, вопрос по приобретению жилья будет решать после увольнения с военной службы путем получения ГЖС». При обращении в жилищную комиссию Управления с вопросом о признании нуждающимся в жилом помещении в 2012 г., Политовым Н.Ю. не был представлен весь необходимы перечень документов, позволяющих установить наличие права на обеспечение жилым помещением. Указанное решение Политовым Н.Ю. не оспаривалось. 16 ноября 2017 г. Политов Н.Ю. направил в Управление обращение по вопросу сохранения за ним статуса нуждающегося в жилом посещении, на что ему был направлен ответ с указанием на отсутствие у него указанного права. Дальнейших действий по разрешению вопроса о признании нуждающимся в жилых помещениях не предпринимал, в связи с чем до настоящего времени Политов Н.Ю. на учёте нуждающихся в жилых помещениях в Управлении не состоит.

В данном случае правоотношения возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г., соответственно должны разрешаться на основании норм, действовавших на момент их возникновения.

В соответствии со ст. 107 ЖК РСФСР, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

При этом Политов Н.Ю. не отнесен ни к одной из категорий граждан, указанных в ст. 108 ЖК РСФСР, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения.

Управлением 11 августа 2022 г. Политову Ю.Н. вручено уведомление с просьбой освободить занимаемое служебное помещение, однако, до настоящего времени, принимаемые меры не принесли результат.

    При таких обстоятельствах, истец просил суд признать Политова Н.Ю. утратившими право пользования жилым помещением - квартирой , расположенной по адресу: <адрес> обязать ответчика освободить и сдать служебное жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, предоставить в Службу документы, подтверждающие надлежащее исполнение обязательств о сдаче и освобождении жилого помещения (копию финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности), а также сняться с регистрационного учета по месту жительства по указанному выше адресу.

       В ходе судебного разбирательства представителем истца были уточнены исковые требования и в окончательной редакции сформулированы следующим образом: «Признать Политова Н.Ю. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселить ответчика из указанной квартиры без предоставления иного помещения, обязать сняться с регистрационного учета и представить в Службу в с. Даурия документы об отсутствии задолженности по коммунальным платежам».

В судебном заседании представитель истца исковые требования с учетом их уточнений поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что спорная квартира предоставлена ответчику в период службы, ответчик вселен в нее в 1992 году. Политов Н.Ю. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит. В 2019 году в отношении жилого дома, в котором расположена спорная квартира, вынесено заключение о том, что он является ветхим, однако постановление о признании его аварийным в установленном порядке не выносилось. Задолженности по коммунальным платежам у ответчика не имеется.

Надлежаще извещенный ответчик в судебное заседание не явился, в связи с выездом за пределы Забайкальского края, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

В предыдущих судебных заседаниях ответчик заявленные исковые требования не признал и суду пояснил, что доводы истца о том, что он (Политов Н.Ю.) не был в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении являются несостоятельными, поскольку в 2001 году он подавал рапорт об улучшении жилищных условий, в удовлетворении которого было отказано. На основании рапорта в 1992 году ему предоставлено спорное жилое помещение. При вселении в жилое помещение ордер не выдавался. Вопрос о его предоставлении был рассмотрен жилищной комиссией ОКПП Забайкальск. Ему говорили, что будет заключен договор социального найма, однако заключили договор найма служебного жилого помещения. Зарегистрирован по спорному адресу с 1995 г., однако решением суда установлен факт проживания в данной квартире с 1992 года. В 2011 г. он уволился со службы. До увольнения обращался в соответствующее структурное подразделение для признания его нуждающимся в жилом помещении, где ему пояснили о необходимости собрать установленный пакет документов. В сентябре 2011 г. поступили документы с БТИ. После увольнения подал документы в жилищную комиссию в службу в с. Даурия. В 2012 г. комиссия отказала в принятии его на учет в качестве нуждающегося. В дальнейшем он был поставлен на учет. Позднее написал заявление о снятии его с учета и постановке на учет лиц, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Из одной очереди его исключили, а в другую не включили. Решение Жилищной комиссии им было обжаловано, однако суд оставил его требования без удовлетворения.

Также ответчиком представлены письменные возражения относительно заявленных требований, в которых указано, что статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Проживая в служебном жилом помещении, уровень обеспеченности составляет 0 (ноль) квадратных метров, в связи, с чем он имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Истцом не представлены и не приведены обстоятельства, с достоверностью подтверждающие обоснованность исковых требований. Так, не представлены доказательства отнесения спорного жилого помещения к служебному жилому фонду, как на момент вселения, так и на момент заключения договора найма служебного жилого помещения. Решением Забайкальского районного суда 26.09.2013 г. установлен юридический факт постоянного проживания Политова Н.Ю. в квартире № дома , по ул. <адрес> с 23.07.1992 г. по 19.01.1995 г. Указанный факт подтвержден справкой от 29.12.2012 г. , текст который не содержит сведений о наличии у спорного жилого помещения статуса служебного на момент его (Политова) вселения в спорную квартиру. Не представлено и иных документов о статусе дома № или квартиры № по улице <адрес> по состоянию 26.09.2013 г. Заявляя требования об утрате права пользования служебным жилым помещением, истцом не приведены основания их утраты, установленные Жилищным Кодексом РФ. Ссылка истца основана только на одном обстоятельстве - прохождение военной службы и увольнении с нее. Часть 2 ст. 103 ЖК РФ описывает исключение из общего правила о выселении граждан из служебных жилых помещений. Закон предусматривает, что из квартир не могут быть выселены граждане нуждающиеся в жилых помещениях - пенсионеры. Постановление Правительства РФ от 17.12.2002 г. № 897 «Об утверждении типового положения» содержит дополнительные меры по правам военнослужащих на проживание в служебной квартире. Пунктом 28 Типового положения установлено, что не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения военнослужащие имеющие выслугу более 20 лет. Предоставление спорной квартиры на условиях типового найма служебного помещения в силу отсутствия соответствующей государственной регистрации не может свидетельствовать о статусе спорной квартиры как служебного жилья. Порядок регистрации установлен Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С момента заключения с Политовым Н.Ю. типового договора найма служебного помещения, он фактически пользовался спорной квартирой на условиях договора социального найма. Кроме того, имеется заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 11.12.2019 г., которым установлено, что дом № по ул. <адрес> находится в ветхом состоянии, несущая способность здания полностью исчерпана. Существует опасность обрушения. Проведение мероприятий по восстановлению и усилению технически не возможно и нецелесообразно. Несвоевременность принятия Постановления административными органами не должно нарушать Конституционное права ответчика на жилище.

Ссылки истца о нахождении жилого дома № по ул. <адрес> на территории закрытого военного городка, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. № 752-р, являются необоснованными, поскольку само по себе наличие статуса военного городка, как закрытого, не является основанием для признания всех находящихся на территории данного городка жилых помещений служебными. На территории закрытого военного городка имеются и не служебные квартиры, т.е. квартиры, находящиеся в собственности граждан (приватизированные).

В целях обеспечения социальных гарантий гражданам Российской Федерации, подлежащим переселению из закрытых военных городков принят Указ Президента РФ от 23.05.2019 г. «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков». Действие Указа распространяется на граждан РФ, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (Федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях ЗВГ жилые помещения в собственности, либо занимающих по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда из которых они в соответствии с законодательством РФ не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка.

Надлежаще извещенный представитель ответчика – Красулина С.В. в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания, либо о рассмотрении дела в ее отсутствие не заявляла. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась, дала пояснения суду аналогичные пояснениям ответчика.

Помощник прокурора Забайкальского района Ешиев М.Б. в заключении по делу указал, что исковые требования ФГКУ «ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю» заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. В обоснование заключения указал, что Политов Н.Ю. не признан в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, трудовые отношения с истцом прекращены.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, заключение помощника прокурора Ешиева М.Б., свидетеля, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.

На основании ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

По смыслу ч. 1 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст.102 и ч.2 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами 1 и 2 групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Статьёй 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ст. 13 указанного закона дополняет определенный ч. 2 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьёй 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Исходя из приведенных положений жилищного законодательства Российской Федерации и ст. 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года). В этом случае положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещением и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

Судом установлено, что ответчик Политов Н.Ю. проходил военную службу по контракту в подразделениях Забайкальского регионального управления ФСБ России (правопреемник - ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю). Приказом начальника службы в селе Даурия ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю от 05.10.2011 г. уволен по п.п. «б» п. 1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», исключен из личного состава службы с 04 октября 2011 г. По состоянию на 04 октября 2011 г. выслуга лет ответчика составляет 20 лет 10 месяцев 07 дней, льготная – 07 лет 11 месяцев 01 день, всего 28 лет 09 месяцев 08 дней. В листе беседы перед увольнением отражено: «Обеспеченность жилплощадью: обеспечен служебным жильем по нормам действующего законодательства, вопрос по приобретению жилья будет решать после увольнения с военной службы путем получения ГЖС» Данные обстоятельства подтверждаются архивной справкой, предоставленной Центральным пограничным архивом от 05 октября 2021 г. (л.д. 7-8).

Также установлено, что в период военной службы ответчику как военнослужащему войсковой части в 1992 г. было предоставлено для проживания жилое помещение по адресу: <адрес> 28 июля 2008 г. между собственником жилого помещения и Политовым Н.Ю. заключен договор найма служебного жилого помещения , по условиям которого последнему на период прохождения службы предоставлено служебное жилое помещение, общей жилой площадью <данные изъяты> кв. м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.9-10).

Спорная квартира является собственностью Российской Федерации, закреплена за ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю» на праве оперативного управления от 27.03.2018 , в подтверждение чего представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 11-12).

23 декабря 2011 г. между начальником службы в с. Даурия ФИО7 и Политовым Н.Ю. заключено обязательство о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> после заключения договора социального найма с освобождением со всеми проживающими членами семьи и сдачи его в установленном законодательном порядке. Кроме того, на Политова Н.Ю. была возложена обязанность с момента подписания настоящего обязательства не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимся членами его семьи.

04 июля 2012 г. Политов Е.Ю. обратился в жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю с заявлением о принятии его на учет в качествен нуждающегося в жилом помещении в пгт. Забайкальск с составом семьи – два человека (он и его мама – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

05 октября 2012 г. на заседании жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю рассмотрено вышеуказанное заявление, по результатам которого было вынесено решение об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях в пгт. Забайкальск в соответствии с п. 2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ – в представленных документах отсутствуют документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России пот 24.10.2011 г. № 590, а именно не представлены сведения о регистрации по месту жительства Политова Н.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справка (сообщение) с БТИ о наличии (отсутствии) у военнослужащего и члена его семьи помещений на праве собственности со всех мест регистрации по месту жительства военнослужащего и членов его семьи, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справка с подразделения кадров с указанием воинского звания, выслуги лет в календарном исчислении, даты заключения первого контракта о прохождении военной службы и даты его окончания, состава семьи, сведений о трудовой деятельности и военной службе, реквизиты документа, подтверждающего дату фактического прибытия к месту военной службы (приказ о зачислении в списки личного состава и (или) о назначении на воинскую должность).

Решением Забайкальского районного суда от 26 сентября 2013 г. установлен факт проживания Политова Н.Ю. в период с 23 июля 1992 г. по 19 января 1995 г. по адресу: <адрес> В решении суда также указано, что Политов с 27 ноября 1990 г. по 05 октября 2011 г. являлся военнослужащим. По месту службы ему было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.

21 ноября 2013 г. Политов Н.Ю. повторно обратился в жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в <адрес>.

Согласно выписке из протокола жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю от 12 декабря 2013 г. , Политов Н.Ю. и член его семьи – мать ФИО2 признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в <адрес> с 21 ноября 2013 года.

27 февраля 2014 г. Политовым Н.Ю. на имя председателя жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю подан рапорт о включении его и его мамы как члена семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, уволенных федеральным законодательством», поскольку он, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, относится к категории граждан, уволенных с военной службы по окончанию срока контракта, указанным в пп. «б» п.1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», общая продолжительность которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и с 21 ноября 2013 г. состоит в очереди на получение жилья в <адрес>.

Из заявления, поданного Политовым Н.Ю. на имя председателя жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ следует, что он отказывается от предложенной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> квадратных метра в связи с малой жилой площадью по норме предоставления жилья на двоих человек, которая должна составлять не менее <данные изъяты> квадратных метра.

На заседании жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю было рассмотрено и удовлетворено заявление Политова Н.Ю. о включении его в состав участников Подпрограммы, в связи с отселением из закрытого военного городка, о чем имеется соответствующий протокол от 20 марта 2014 г. .

20 июня 2016 г. Политовым Н.Ю. подано заявление о предоставлении ему субсидии для приобретения жилого помещения на основании абз. 12 п.1 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах ФСБ, и членам их семей, введенным в действие приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587.

Также Политовым Н.Ю. было подано заявление об изменении его состава семьи в связи со смертью ФИО2, по которому жилищной комиссией Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю было принято решение о внесении изменений в учетное дело Политова Н.Ю. в части, касающейся состава семьи, признав его нуждающимся в жилом помещении в <адрес> с составом семьи один человек с 21 ноября 2013 г., а также о внесении изменения в решение жилищной комиссии от 20 марта 2014 г. (протокол ) в части признания участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 с составом семьи один человек.

В ответе ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю от 20 июля 2016 г. № Политову Н.Ю. было разъяснено, что поскольку он, в соответствии с пп. «б» п. 5 подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, т.е. подлежит переселению из закрытого военного городка, то он не может быть обеспечен жилым помещением посредством предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. На основании п. 26 Подпрограммы он включен в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, который направлен в управление развития Пограничной службы ФСБ России. Также Политов Н.Ю. был проинформирован, что при поступлении бланка сертификата, он будет дополнительно уведомлен о порядке и условиях получения социальной выплаты по нему.

28 декабря 2016 г. Политовым Н.Ю. подано заявление на имя начальника жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ Росси по Забайкальскому краю об отказе от своего права на предоставление ему жилого помещения посредством участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153. Однако он желает быть обеспеченным жилым помещением, в соответствии с абзацем 12 п. 1 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах ФСБ, и членам их семей, введенным в действие приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587.

Вышеуказанное заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии 01 февраля 2017 г. (протокол жилищной комиссии ). При этом было отменено решение жилищной комиссии Пограничного управления от 20 марта 2016 года (протокол ) в части, касающееся включения Политова Н.Ю. в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 с составом семьи один человек на основании пп. 2 ст.54 ЖК РФ, Политов Н.Ю. был исключен из списков граждан, изъявивших желание участвовать в указанной подпрограмме, а также исключен из списков нуждающихся в жилом помещении. Основанием для принятия указанного решения явилось то обстоятельство, что Политов Н.Ю. в период прохождения службы не был признан нуждающимся в жилом помещении и не состоял на соответствующем учете.

Не согласившись с решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ Росси по Забайкальскому краю, Политов Н.Ю. обратился в Центральный районный суд г. Читы с исковым заявлением о признании решения незаконным, понуждении ответчика восстановить его в списках нуждающихся в жилом помещении с 21 ноября 2013 г. Определением Центрального районного суда г. Читы от 09 августа 2017 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 04 октября 2017 г., производство по делу прекращено, поскольку дело не подлежало рассмотрению в гражданском порядке.

16 ноября 2017 г. Политов Н.Ю. обращался в ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю о сохранении за ним статуса нуждающегося в жилом помещении в г. Чите в порядке, предусмотренном ФЗ от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В ответе на указанное обращение от 12 декабря 2017 г. Политову Н.Ю. было разъяснено, что в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также руководствуясь Правилами признания нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. № 512, признание нуждающимися в жилых помещениях производится только гражданам, имеющим статус военнослужащего. В связи с чем его не могут рассмотреть и принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку на момент обращения в жилищную комиссию он не имел статуса военнослужащего, а был уволен в запас Вооруженных сил РФ. Также было указано, что в настоящее время обеспечение жилыми помещениями посредством вручения государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытых военных городков и правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем после увольнения с военной службы факт проживания гражданина на территории закрытого военного городка в течение некоторого количества времени сам по себе не может являться достаточным основанием для предоставления такой выплаты.

28 декабря 2017 г. Политов Н.Ю. обратился в ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю о заявлением по вопросу обеспечения его жилым помещением на основании подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. . Ответом от 15 января 2020 г. Политову Н.Ю. было сообщено, что поскольку он в период прохождения военной службы он не был признан нуждающимся в жилом помещении и не состоял на таком учете, то правом на получение государственного жилищного сертификата, как лицом, перед которым государство имеет обязательства по обеспечению жильем после увольнения с военной службы он не имеет. Факт проживания на территории закрытого военного городка в течение некоторого количества времени (в том числе в связи со служебными (трудовыми) отношениями и прекратившего эти отношения) сам по себе не может являться достаточным основанием для предоставления сертификата. Также Политову Н.Ю. разъяснено, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации собственником жилого помещения процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков. Кроме того, Политову Н.Ю. было сообщено, что направлять документы в адрес ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю не требуется, в случае принятия решения о реализации собственником жилого помещения процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков его проинформируют.

11 декабря 2019 г. межведомственной комиссией, назначенной Постановлением администрации городского поселения «Забайкальское» от 17.06.2017 г. было вынесено заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, о том, что жилой дом № по ул. <адрес> находится в ветхом состоянии, несущая способность здания полностью исчерпана, существует опасность обрушения. При таких обстоятельствах, комиссия пришла к выводу о признании вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания. Аналогичные выводы также содержаться в заключении межведомственной комиссии от 20 октября 2020 г. .

11 августа 2022 г. ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю «Служба в селе Даурия» в адрес ответчика направлено уведомление, в котором указано на необходимость в срок до 01 сентября 2022 г. освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и осуществить оплату за коммунальные услуги с предоставление документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности. В обоснование указано, что служебное жилое помещение было предоставлено на период прохождения военной службы (л.д. 17-19).

Уведомление вручено адресату 11 августа 2022 г., Политов Н.Ю. указал на несогласие с ним, поскольку не имеет другого жилья для проживания, относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153. Также Политовым Н.Ю. было указано об отсутствии в уведомлении углового штампа, номера исходящего уведомления и даты документа.

Согласно сведениям Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Забайкальскому краю, Политов Н.Ю. с 19 мая 1995 г. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.29).

    Из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Политова Н.Ю. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории Российской Федерации отсутствуют.

Также отсутствуют сведения в реестре объектов технического учёта об участии граждан в приватизации жилья, что подтверждается соответствующим уведомлением от 08 декабря 2022 г. , а также материалами учётного дела Политова Н.Ю. .

Из письма администрации городского поселения «Забайкальское» от 07 декабря 2022 г. следует, что информацией о том, признавался ли Политов Н.Ю. нуждающимся в жилом помещении или был ли признан в установленном порядке малоимущим не располагает.

    Администрация муниципального района «Забайкальский район» в ответе от 06 декабря 2022 г. сообщила, что сведениями о том, состоит ли Политов Н.Ю. в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма,     и признавался ли он в установленном порядке малоимущим, не располагает.

Анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему:

- Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено Политову Н.Ю. как служебное жилое помещение на период прохождения им военной службы.

- Трудовые отношения между сторонами прекращены: Политов Н.Ю. уволен из Забайкальского регионального управления ФСБ России (правопреемник ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю) 04.10.2011 г. На момент увольнения выслуга Политова Н.Ю. составляла 20 лет 10 месяцев 07 дней. Увольнение со службы является основанием для прекращения сложившихся между сторонами отношений по найму служебного жилого помещения. Факт того, что указанное жилое помещение было предоставлено ответчику для временного проживания на период военной службы, ответчиком не оспаривается, доказательств обратному не представлено.

- ответчик не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в связи с увольнением ответчика из ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю, подлежит прекращению его право пользования служебным жилым помещением, поэтому ответчик обязан освободить спорную квартиру. Учитывая переходные положения Вводного закона, положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ответчик не относится к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления иных жилых помещений, поскольку на момент разрешения спора он не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имел права состоять на таком учете.

Статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В ходе судебного разбирательства ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости сохранения за ним права пользования спорным жилым помещением, как и доказательств того, что ответчик занимает спорную квартиру на законных основаниях.

При этом доводы ответчика об отсутствии доказательств присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, что в свою очередь подтверждает факт пользование им квартирой на условиях договора социального найма являются несостоятельными.

Приказом командующего войсками Забайкальского пограничного округа от 11 апреля 1995 г. ФИО9, жилые дома, казарменные и хозяйственные постройки ОКПП «Забайкальск» в пределах выделенного администраций посёлка «Забайкальск» земельного фонда под строительство и расположение жилых, казарменных и хозяйственных построек объявлены «закрытым военным городком».

Согласно утвержденной схеме закрытого военного городка ОКПП «Забайкальск» от августа 2000 г., дом № по ул.<адрес> включен в состав домов, расположенных на территории закрытого военного городка.

Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 г. № 752-р <адрес> отнесен к перечню имеющего жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности.

Администрацией муниципального района «Забайкальский район» на основании постановления от 27 января 2010 г. предоставлен ГУ «Краснознамённое Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия и Забайкальскому краю» под объекты (ФПС ОКПП), размещения производственной базы и жилого фонда в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, из земель населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью 5,20 га, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

Согласно «Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Решение о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Пограничное управление ФСБ России по Забайкальскому краю не принимало, что в том числе следует из справки, выданной Политову Н.Ю. администрацией городского поселения «Забайкальское» от 03 сентября 2019 г., в которой указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности не числится, муниципальной собственностью не является. При этом ответчиком не оспаривался данный факт, как и не оспаривалось то, что с ним не заключался договор социального найма в отношении спорного объекта недвижимого имущества.

Анализируя установленные обстоятельства по делу, а также учитывая тот факт, что указанная квартира предоставлена Политову Н.Ю. как военнослужащему во временное пользование на период службы с соблюдением требований Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на основании договора найма служебного жилого помещения, который Политовым Н.Ю. в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан, что также опровергает доводы ответчика о том, что договор найма служебного жилого помещения был заключен необоснованно и подтверждает отнесение спорного жилого помещения к служебному жилому помещению, суд приходит к выводу, что спорная квартира относится к специализированному жилищному фонду и имеет статус служебной.

Кроме того, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Доводы ответчика о том, что он относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья с учетом ч. 2 ст.103 ЖК РФ, п.28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам Федеральной службы безопасности, таможенным органам Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 г. № 897, поскольку его выслуга лет на момент увольнения составляла более 20 лет, является пенсионером, основаны на ошибочном толковании норм права.

Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Типового положения, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.

Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.

Предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из содержания заключенного между истцом и ответчиком договора найма служебного жилого помещения следует, что спорное жилое помещение было предоставлена ответчику на период прохождения службы, после окончания которой указанный договор прекращает свое действие, в связи с чем ответчик обязан освободить занимаемое жилое помещение без предоставления другого жилья.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий:

- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР;

- эти граждане должны состоять в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.

Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

Как уже указано выше, каких-либо сведений о том, что ответчик состоит на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы, либо в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении или приобретении недвижимости, не имеется.

В судебном заседании ответчик ссылался на неправомерность заключения с ним в 2008 г. договора найма служебного жилого, поскольку заключению подлежал договор социального найма. Суд считает данные доводы несостоятельными, поскольку    ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не содержит оснований предоставления военнослужащим в период их службы жилых помещений по договору социального найма. Кроме того, необходимо отметить, что Политову Н.Ю. было известно на каких условиях ему предоставлено жилое помещение, о чем свидетельствует его подпись в договоре, в обязательстве о сдаче жилого помещения, выражая свое несогласие, ответчик какими – либо правовыми механизмами не воспользовался, договор не оспорил.

Тот факт, что в отношении многоквартирного жилого дома, в котором расположена спорная квартира, вынесено заключение Межведомственной комиссии о признании его непригодным для проживания не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку в данном случае речь нее идет об обеспеченности ответчика жилым помещением. В данной ситуации рассматривается наличие у Политова Н.Ю. права пользования спорной квартирой и наличие оснований для выселения с предоставлением другого жилого помещения.

Не могут являться предметом данного дела наличие на территории закрытого военного городка жилых помещений, принадлежащих на праве собственности третьим лицам.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценив их на предмет относимости и допустимости, а их совокупность – на предмет достаточности для принятия окончательного решения по гражданскому делу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФГКУ «ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю» в части признания ответчика утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении из спорной квартиры, а также обязании представить в Службу в с.Даурия ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю документы об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Такая же норма воспроизведена в подпункте «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (в редакции от 11 ноября 2010 года № 885).

Учитывая, что исковые требования в части признания ответчика утратившим право пользования жилым помещением и выселении из спорной квартиры судом удовлетворены, указанное решение является основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с чем в возложении такой обязанности на ответчика необходимости нет.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая изложенное, с Политова Н.Ю. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 223 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

              ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                         ░.░. ░░░░░░

2-544/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю"
Прокурор Забайкальского района
Ответчики
Политов Николай Юрьевич
Другие
Красулина Светлана Васильевна
Горбач Павел Александрович
Суд
Забайкальский районный суд Забайкальский края
Судья
Дёмина Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
zabaykalsk.cht.sudrf.ru
17.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2022Передача материалов судье
21.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2022Подготовка дела (собеседование)
09.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее