АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
27 октября 2010 года
Дело № А33-14618/2010
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 октября 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.М. Шайхутдинова, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия (Южный отдел)
к индивидуальному предпринимателю Овсепян Ашоту Аваговичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях (КоАП),
без участия сторон в судебном заседании,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.М. Шайхутдиновым.
При рассмотрении настоящего дела установлено:
межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия (Южный отдел) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Овсепян Ашота Аваговичу к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 05.10.2010 заявление принято к производству арбитражного суда, судебное заседание назначено на 27 октября 2010 года.
Стороны, извещенные надлежащим о образом о времени и месте судебного разбирательства, в процесс не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
Индивидуальный предприниматель Овсепян Ашот Авагович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 306242333500015, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, имеет лицензию № АСС-24 - 033035.
Из материалов дела следует, что межрегиональным Управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия проведена проверка указанной деятельности ответчика по вопросам соблюдения им условий лицензии. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 24.09.2010 № 582, в котором отражены факты нарушения ответчиком установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно:
- не обеспечено наличие паспорта на межрегиональный, междугородний маршрут «Идринское-Красноярск», с указанием опасных участков;
- не обеспечены безопасные дорожные условия на маршрутах автобусных перевозок, не проведено обследование автобусного маршрута;
- не разработан график (расписание) движения автобуса по регулярному автобусному маршруту «Идринское-Красноярск»;
- у водителя автобуса отсутствует график движения на маршруте, схема маршрута с указанием опасных участков;
- не обеспечено надлежащее заполнение путевых листов;
- не обеспечено соблюдение режима труда и отдыха водителей;
- нарушаются требования обеспечивающие надежность водителей автобуса;
- не обеспечивается необходимая оперативная информативность водителей об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей;
- нарушается организация перевозочного процесса;
- не обеспечивается поддержание необходимого уровня информативности и дисциплинированности водителей.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд Красноярского края, в соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП, для наложения на ответчика санкций, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2.1. КоАП, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП предусматривает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно статье 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат, в том числе перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктами «б», «в», пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства Р.Ф. от 30.10.2006 № 637 (далее - Постановление № 637) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются в том числе:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 4.18 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997г. N 2 (далее приказ № 2), предусмотрено, что у владельцев автобусов должен быть акт обследования автобусного маршрута.
Согласно пункту 5.2.1 Приказа № 2, владельцы автобусов обязаны, в том числе:
- составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;
- разрабатывать графики (расписания) движения: - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей (пункт 5.2.2);
- обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (пункт 5.2.3);
- обеспечивают проведение обязательною личного страхования пассажиров в установленном порядке (пункт 5.11).
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и п. 13 раздела III «Порядка заполнения путевого листа», Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», зарегистрированного в Минюсте РФ 08.10.2008 года №12414, предусмотрено что, в путевом листе указывается время, дата и показания одометра ори выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку.
Дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляется медицинским работником, проводившим осмотр, и заверяется его штампом и подписью с указанием Ф.И.О. (пункт 16).
В соответствии с пунктом 3.3.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 (далее Приказ № 27), режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и отдыхе водителей, с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, организован контроль за соблюдением режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Согласно пункту 4 «е» Постановления № 637 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является наличие у лицензиата водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы.
В соответствии с требованиями п.2.3.1. Приказа № 2, к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, перевозки, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
В соответствии с частью 1 стать 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно пункту 3.2.1 Приказа № 27, организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3 указанного документа.
Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Приказа № 27, организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Согласно пункта 1.2. «Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный, предрейсовый, периодический, сезонный и специальный.
В соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.09 № 112 устанавливается следующий порядок организации перевозок пассажиров и багажа:
Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
- над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового
стекла;
- на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
- на заднем окне транспортного средства (статья 29).
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом: над лобовым: стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок (статья 30).
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов (статья 32).
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок (статья 33)
Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика (статья 36).
Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
- наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя,
- наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за
осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
- стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
- указатели мест расположения огнетушителей;
- указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
- правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил (статья 37).
Согласно пункту 3.4.1 Приказа № 27 организация обязана обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей.
Факт несоблюдения названных требований действующего законодательства ответчиком не оспаривается, материалами дела подтверждается (в том числе, протоколом об административном правонарушении от 24.09.2010, объяснениями ИП Овсепяна А.А.).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Таким образом, рассматриваемые действия (бездействия) ответчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.02 № 402, лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 07.05.02 г. № 61 лицензирование перевозок возложено на отделения Российской транспортной инспекции. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.04г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство транспорта упразднено, функции министерства по контролю и надзору переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (пункт 12 Указа). Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.04г. № АН-404ФС утверждено Положение об Управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю. В силу пункта 2.1 названного Положения Управление осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, надзор за исполнением юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте, установленных нормативными актами требований. Следовательно, протокол об административном правонарушении от 24.09.2010 № 582 составлен уполномоченным лицом.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 24.09.2010 № 582 составлен в соответствии с приведенными требованиями законодательства, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности – ИП Овсепяна А.А.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ИП Овсепяна А.А. к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что действия Овсепяна А.А образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП, следовательно, основания для привлечения ее к административной ответственности имеются.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 4.3 КоАП отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено. Кроме того, судом установлено, что ответчик – ИП Овсепян А.А. ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение, следовательно, арбитражный суд считает возможным назначить Овсепяну А.А. административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь Овсепяна Ашота Аваговича, 05.07.1967 г.р., уроженца с. Дзорагюх Гугарского района Армянской ССР, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 306242333500015, проживающего по адресу: Красноярский край, с. Идринское, ул. Горького, 22-1, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья Е.М. Шайхутдинов