Решение по делу № 2а-250/2018 от 19.04.2018

Дело № 2а-250/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково                                                                                 25 мая 2018 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Варламова Н.А., при секретаре судебного заседания Котовой Е.М., с участием административного истца главы администрации МО Пенкинское Камешковского района Трифонова С.В., представителя административного ответчика Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района - Воробьевой Е.В., действующей по доверенности от 04.05.2018, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы администрации МО «Пенкинское» Камешковского района Трифонова С.В. к Совету народных депутатов МО «Пенкинское» Камешковского района о признании незаконным решения от 20.03.2018 № 92 «Об отчете главы администрации МО Пенкинское о результатах его деятельности и деятельности администрации МО Пенкинское за 2017 год»,

УСТАНОВИЛ

Глава администрации муниципального образования Пенкинское Камешковского района Владимирской области Трифонов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение Совета народных депутатов муниципального образования Пенкинское Камешковского района Владимирской области от 20.03.2018 № 92 «Об отчете главы администрации МО Пенкинское о результатах его деятельности и деятельности администрации МО Пенкинское за 2017 год».

В обоснование требований указано, что оспариваемым решением постановлено за непредоставление отчета поставить неудовлевторительную оценку главе администрации МО Пенкинское Камешковского района Трифонову С.В. по результатам ежегодного отчета указанного должностного лица и результатах его деятельности и деятельности администрации МО Пенкинское. По мнению административного истца, действующим законодательством не предусмотрено требований к порядку предоставления ежегодных отчетов, в частности, к срокам их предоставления. Как отмечено в административном иске, предоставление отчета главы администрации МО Пенкинское о результатах его деятельности и деятельности администрации МО Пенкинское нецелесообразно без заключения Контрольно-счетной комиссии. Однако Советом народных депутатов вопрос об отчете деятельности администрации и ее главы включен в повестку заседания Совета на 20.03.2018, не смотря на имевшее место ранее обращение 06.03.2018 административного истца к главе Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района о переносе отчета за 2017 год до получения соответствующего заключения. Отчет главой администрации МО Пенкинское, согласно доводам административного истца, не предоставлен по уважительным причинам, данная обязанность будет выполнена после получения соответствующего заключения Контрольно-счетной комиссии за 2017 год. Кроме того, административный истец исходит из того, что отчет главы администрации за 2017 год не заслушивался, оценка ему не дана, в связи с чем оспариваемое решение должно быть признано незаконным.     

В судебном заседании административный истец - глава администрации МО Пенкинское Трифонов С.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске. Обратил внимание суда, что от выполнения обязанности по предоставлению вышеуказанного отчета он не уклонялся, данный отчет следовало представить после получения заключения Контрольно-счетной комиссии, которое фактически было получено 23.04.2018. Помимо этих доводов административный истец ссылался на нарушение процедуры принятия решения, в частности, на неуведомление его о заседании Совета за 5 дней, на неполучение проекта оспариваемого решения.      

Представитель административного ответчика Совета народных депутатов муниципального образования Пенкинское Камешковского района Воробьева Е.В. против удовлетворения административного иска возражала, просила в его удовлетворении отказать. Полагала, что административный истец заблаговременно проинформирован о проведении заседания Совета народных депутатов, на котором было принято оспариваемое решение. Обратила внимание на то, что законодательством не предусмотрено обязательное получение заключения контрольно-счетных органов для предоставления отчетов о деятельности исполнительных органов, в связи с чем соответствующий вопрос из повестки заседания Совета не исключался. Указала, что в письмах от 06.03.2018 и от 16.03.2018 глава администрации МО Пенкинское Трифонов С.В. отказался предоставить отчет о результатах деятельности администрации за 2017 год. Оспариваемое решение принято, поскольку отчет на заседание Совета от 20.03.2018 не представлен, докладчик Трифонов С.В. на заседании Совета отсутствовал. Утверждала, что обжалуемое решение принято Советом народных депутатов в пределах своей компетенции, в установленном законом порядке, при соблюдении соответствующей процедуры. Так же полагала, что оспариваемое решение не нарушает права административного истца.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из п.9 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 11.1 ст. 35 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В силу ч.1 ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В ч.6.1 ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В развитие указанных положений решением Совета народных депутатов муниципальное образование Пенкинское Камешковского района Владимирской области от 25 августа 2011 года № 26 принят Устав муниципального образования Пенкинское (далее по тексту Устав), определяющий правовые основы местного самоуправления на территории МО Пенкинское, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, порядок формирования органов и должностных лиц местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, организацию деятельности по решению задач социально-экономического развития города, защите прав и интересов его жителей, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления МО Пенкинское по решению вопросов местного значения.

Согласно п.п. 1.9 ч. 1 ст. 31 Устава к исключительной компетенции Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.п. 1, 4, 5, 22 ч. 1 ст. 45.3 Устава глава администрации МО Пенкинское подконтролен и подотчетен Совету народных депутатов МО Пенкинское; представляет Совету ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом; обеспечивает осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области.

В силу подп. «а» п. 2.3 Контракта с главой администрации муниципального образования Пенкинское Камешковского района от 23.11.2015 при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения глава администрации обязан, в том числе соблюдать и исполнять Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав.

Таким образом, в силу приведенных норм глава администрации МО Пенкинское Трифонов С.В. обязан предоставлять в Совет народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. При этом он должен руководствоваться положениями Конституции РФ, федеральных законов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 23.11.2015 по настоящее время полномочия главы администрации МО Пенкинеское Камешковского района осуществляет административный истец -                Трифонов С.В. на основании решения Совета народных депутатов МО Пенкинское № 9 от 10.11.2015 в соответствии с заключенным между ним и муниципальным образованием Пенкинское Камешковского района в лице его главы контрактом от 23.11.2015 (далее по тексту контракт). Исходя из содержания контракта, срок полномочий главы администрации составляет 5 лет с момента его заключения.

На основании решения Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района от 20.03.2018 № 92 «Об отчете главы администрации МО Пенкинское о результатах его деятельности и деятельности администрации МО Пенкинское за 2017 год» главе администрации МО Трифнову С.В. поставлена неудовлетворительная оценка по результатам ежегодного отчета главы администрации муниципального образования Пенкинское о результатах его деятельности и деятельности администрации МО Пенкинское за 2017 года за непредоставление названного отчета.        

При определении законности и обоснованности указанного решения суд руководствуется как наличием у Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района полномочий для его вынесения, так и соблюдением процессуального порядка принятия решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Устава представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Владимирской области, Уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Владимирской области, Уставом муниципального образования.

На основании ч.ч. 1, 8 ст. 14 РегламентаСовета народных депутатов Муниципального образования Пенкинское Камешковского района, принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования Пенкинское Камешковского района № 87 от 23.01.2018 (далее по тексту Регламент), основной формой работы Совета являются его заседания, на которых решаются вопросы, отнесенные законодательством к его ведению. О проведении очередного планового заседания глава муниципального образования Пенкинское не менее чем за 5 дней уведомляет депутатов Совета, главу администрации муниципального образования Пенкинское, а также соответствующие органы и структурные подразделения администрации муниципального образования Пенкинское, общественные организации, предприятия, учреждения и организации, с участием или по инициативе которых обсуждаются вопросы, письменно, телефонограммой или иным способом, позволяющим обеспечить надлежащее заблаговременное уведомление заинтересованных лиц о времени заседания Совета.

На основании п.п. 16, 17 ст. 16 Регламента проект повестки дня заседания Совета формируется по предложениям депутатов, комиссий Совета, депутатских групп, главы администрации муниципального образования Пенкинское и утверждается в начале заседания Совета. Аппарат Совета не менее чем за 5 дней до заседания представляет проекты решений в рабочие папки депутатам, главе администрации муниципального образования Пенкинское.

Исходя из представленных документов, вопросы, которые были рассмотрены на заседании Совета народных депутатов МО Пенкинское 20.03.2018, в том числе вопрос об отчете о результатах деятельности администрации и главы администрации МО Пенкинское за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 прошел необходимые процедуры в виде его предварительного рассмотрения на заседании совместных комиссий Совета народных депутатов МО Пенкинское 06.03.2018.

При этом 13.03.2018 в адрес администрации МО Пенкинское поступил проект повестки дня заседания Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района на 20.03.2018, содержащий сведения о предполагаемом обсуждении исследуемого вопроса.

Из представленных стороной административного ответчика материалов усматривается, что на заседании Совета народных депутатов от 23.01.2018 единогласным решением депутатов утверждены графики заседания постоянных комиссий Совета и заседаний Совета, план работы Совета на 2018 год. Согласно имеющемуся на копии постановления Совета народных депутатов МО Пенкинское от 23.01.2018 № 1 штампу план работы Совета на 2018 год, в котором одно из его очередных заседаний предполагалось на 20.03.2018, получен администрацией МО Пенкинское 22.02.2018.

Так же в открытом доступе на сайте администрации МО Пенкинское в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликован график заседаний Совета народных депутатов МО Пенкинское, в котором указана очередная дата заседания Совета в марте 2018 года, а именно 20.03.2018.

Таким образом, анализируя совокупность приведенных выше обстоятельств, суд полагает, что административный истец был извещен о дате, времени и месте заседания Совета на 20.03.2018 в установленном законом порядке.

При изложенных выше обстоятельствах сам по себе довод административного истца о неполучении им проекта оспариваемого решения не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

20.03.2018 в установленное Регламентом время и в установленном месте состоялось очередное заседание Совета народных депутатов МО Пенкинское, на котором было принято решение, оспариваемое в административном иске.

В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 30 Устава Совет народных депутатов МО Пенкинское состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ сроком на 5 лет. Совет является правомочным, если в его состав избрано или в нём осталось не менее двух третей от установленной численности депутатов.

В силу ч. 1 ст. 37 Устава заседание Совета народных депутатов МО Пенкинское считается состоявшимся, если на него прибыло или осталось более половины от числа избранных депутатов.

На основании ст. 19 Регламента решение Совета народных депутатов МО Пенкинское считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании депутатов, если Уставом или Регламентом не предусмотрено иное.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании на заседании Совета народных депутатов МО Пенкинское 20.03.2018 присутствовало 8 депутатов Совета. За обжалуемое административным истцом решение проголосовало 7 из 8 депутатов.

Оспариваемый акт, как следует из его содержания, принят во исполнение требований ст.ст. 35 и 36 Федерального закона от                   06.10.2003 № 131-ФЗ и отражает вопросы внутреннего взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в указанной сфере.

Таким образом, оспариваемое решение принято в целях реализации представительным органом своих полномочий в сфере контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления предоставленных им полномочий, который находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Рассматривая доводы административного истца, в которых он ссылается несоответствие оспариваемого решения нормам материального права, на его преждевременность по мотиву непоступления заключения Контрольно-счетной комиссии, суд приходит к следующему.

Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа. Подобная позиция закреплена в ряде определений Конституционного Суда Российской Федерации (от 27 октября 2015 года № 2437-О, от 25 января 2012 года № 114-О-О и от 16 июля 2013 года № 1241-О)

Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность признания его деятельности неудовлетворительной.

При таких обстоятельствах суд правом оценки деятельности органов законодательной и исполнительной власти не обладает.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оспариваемое административным истцом решение Совета народных депутатов муниципального образования Пенкинское Камешковского района Владимирской области от 20.03.2018 № 92 «Об отчете главы администрации МО Пенкинское о результатах его деятельности и деятельности администрации МО Пенкинское за 2017 год» принято в соответствии с законом, в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления - Совета народных депутатов МО Пенкинское, права и свободы административного истца не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление главы администрации МО «Пенкинское» Камешковского района Трифонова С.В. к Совету народных депутатов МО «Пенкинское» Камешковского района о признании незаконным решения от 20.03.2018 № 92 «Об отчете главы администрации МО Пенкинское о результатах его деятельности и деятельности администрации МО Пенкинское за 2017 год» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Н.А. Варламов

Справка: в окончательной форме решение изготовлено 30.05.2018

2а-250/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Глава администрации МО Пенкинское
Ответчики
Совет народных депутатов МО Пенкинское
Другие
Трифонов Сергей Владимирович
Мысин Владимир Анатольевич
Соцков Максим Владимирович
Воробьева Елена Александровна
Суд
Камешковский районный суд Владимирской области
Дело на сайте суда
kameshkovsky.wld.sudrf.ru
19.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
23.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.04.2020Регистрация административного искового заявления
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Подготовка дела (собеседование)
12.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Дело оформлено
12.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее