РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-502/2022 УИД 43RS0010-01-2022-000004-33
23 мая 2022 г. г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Мининой В.А.,
при секретаре Староверовой К.А.,
с участием прокурора Давлятшиной Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вятскополянского межрайонного прокурора Кировской области в интересах Петровой М.Л. к КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ", Министерству здравоохранения Кировской области об обязании обеспечить тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью, обязании производить своевременную выписку рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью,
У С Т А Н О В И Л:
Вятскополянский межрайонный прокурор Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах инвалида 3 группы Петровой М.Л. к КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ", Министерству здравоохранения Кировской области об обязании обеспечить тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью, обязании производить своевременную выписку рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.
В обоснование заявленных требований указал, что Вятскополянской межрайонной прокуратурой по обращению Петровой М.Л. проведена проверка по вопросу несвоевременного обеспечения ее тест-полосками для глюкометра, как лица имеющего заболевание сахарный диабет 1 типа, в ходе которой установлено, что Петрова М.Л., *** года рождения, состоит на диспансерном учете в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет 1 типа с ***. Клинический диагноз Петровой М.Л. - сахарный диабет 1 типа, инсулинозависимый, является инвалидом 3 группы. На основании данного заболевания Петрова М.Л. включена в Федеральный регистр больных сахарным диабетом. В силу положений действующего законодательства Петрова М.Л. имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий по федеральной и региональной льготе. Согласно действующему законодательству без проведения непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара исследование уровня глюкозы при усредненном показателе частоты предоставления 0,7 усредненный показатель кратности применения составляет 2190 штук тест-полосок в год (44 упаковки). При проведении непрерывного мониторинга глюкозы с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара исследование уровня глюкозы при усредненном показателе частоты 0,7 усредненный показатель кратности применения составляет 1460 штук тест полосок в год (29 упаковок). Согласно утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации «Клиническим рекомендациям» «Сахарный диабет 1 типа у детей», «Сахарный диабет 1 типа у взрослых» самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров, а в условиях ЛПУ глюкометрами для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающими достаточной точностью измерения. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ) в реальном времени или ФМГ, однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше. Согласно п.3.2. Клинических рекомендации "Сахарный диабет 1 типа у взрослых" (утв. Минздравом России в 2019 году) проведение самоконтроля сахара в крови должно производится не менее 4 раз в сутки с помощью глюкометров: перед едой, через 2 часа после еды, на ночь, периодически ночью всем пациентам с СД 1 со своевременной коррекцией доз инсулина в целях достижения целевого уровня гликемического контроля и профилактики или замедления прогрессирования осложнений СД. Вместе с тем, в ходе проведения проверки установлено, что Петрова М.Л. в 2021 году получила 8 упаковок (400 штук) тест-полосок «Сателлит экспресс №50/уп», при этом установлено, что годовая потребность Петровой М.Л. в тест - полосках составляет 1460 штук (29 упаковок), а в месяц от 2 до 3 упаковок. То есть, несмотря на наличие медицинских показаний КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» Петрова М.Л. тест - полосками для глюкометра в полном объеме не обеспечена, рецепты для получения тест - полосок не выписаны.
В ходе проверки также установлено, что закупка данных медицинских изделий производится Министерством здравоохранения Кировской области на основании данных Федерального регистра больных сахарным диабетом, и недополучение медицинских изделий КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» связано с недостатком финансирования со стороны Министерства здравоохранения Кировской области.
Просил обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Петрову М.Л. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью; обязать КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» производить своевременную выписку Петровой М.Л. рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.
В последующем прокурор исковые требования уточнил. Просит:
- обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Петрову М.Л. тест-полосками для глюкометра в соответствие с имеющейся потребностью в количестве 2 190 штук в год с *** на весь срок лечения до отмены его назначения лечащим врачом;
- обязать КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ" производить своевременную выписку Петровой М.Л. рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствие с имеющейся потребностью в количестве 2 190 штук в год с 01.01.2022 на весь срок лечения до отмены его назначения лечащим врачом.
Заочным решением Вятскополянского районного суда от 30.03.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Вятскополянского районного суда от 05 мая 2022 г. указанное заочное решение от 30.03.2022 по заявлению ответчика Министерство здравоохранения Кировской области отменено.
От ответчика КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» поступило возражение на исковое заявление прокурора, в котором указали, что КОГБУЗ иск не признают ввиду его необоснованности и несостоятельности, просили отказать в полном объеме. Все пациенты, состоящие на диспансерном учете в КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ" находятся в Федеральном регистре больных сахарным диабетом. Все пациенты, имеющие диагноз сахарный диабет и состоящие на диспансерном учете имеют право на льготное лекарственное обеспечение по региональной льготе (код льготы 527), при наличии группы инвалидности данные пациенты имеют право на льготное лекарственное обеспечение и по федеральной льготе. В соответствии со статьей 6_2 ч.1, п.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 1 октября 2020 года № 1053н "Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа" усредненный показатель частоты предоставления 0,7. При этом вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов для медицинского применения (медицинских изделий), включенных в стандарт медицинской помощи, которая может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 - указанному в стандарте медицинской помощи проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания. Из выше сказанного следует, что количество выписываемых медицинских изделий (тест полосок) определяется индивидуально каждому пациенту в зависимости от тяжести сахарного диабета и частотой проводимого самоконтроля, допустима корректировка в меньшую сторону пари соблюдении режима питания с учетом тех сахаропонижающих препаратов. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт отказа выписки рецептов на изделия медицинского назначения. В 2021 г. обращений граждан в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ», Министерство здравоохранения Кировской области не поступало. Просили рассмотреть дело без их участия.
От ответчика Министерство здравоохранения Кировской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором указали, что обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение социальной помощи, осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями. При этом наличие показаний для назначения того или иного лекарственного препарата, изделия медицинского назначения определяет медицинская организация, поскольку согласно утвержденным порядкам их назначения (приказ Минздрава России от 24.1L2021 № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов», приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан») за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Согласно действующим порядкам назначения лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в обязанности медицинской организации входит также и оформление рецепта. Своевременность обеспечения граждан лекарственными препаратами напрямую зависит от надлежащего оформления медицинской документации медицинскими организациями. Статьей 33 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона № 323-ФЗ.
Министерство здравоохранении Кировской области в установленном законом порядке наделено полномочиями по организации обеспечения некоторых категорий граждан лекарственными препаратами, однако полномочиями по назначению и выписыванию рецептов на лекарственные препараты (изделия медицинского назначения) обладает исключительно лечащий врач (фельдшер) медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Соответствующая обязанность у министерства здравоохранения Кировской области в рамках указанных полномочий по обеспечению лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) возникает с момента оформления рецепта на лекарственный препарат (изделие медицинского назначения) по установленной форме № 148-1/у-04. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» определено следующее. За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. В регистратуре лечебно-профилактического учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь, или лечебно-профилактического учреждения, оказывающего медико-генетическую помощь (лечебно-профилактические учреждения) на гражданина заводится Медицинская карта амбулаторного больного или История развития ребенка с маркировкой литерой «Л» и указанием страхового номера индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС). При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями. Исходя из вышеприведенных положений Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» и учитывая заявительный характер социальных прав граждан в Российской Федерации, право пациента на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами не может быть реализовано без обращения гражданина в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь для назначения лечащим врачом лекарственных препаратов и оформления соответствующих рецептов.
Согласно предоставленной КОГБУЗ «Медицинский информационноаналитический центр, центр общественного здоровья и медицинской профилактики» информации в 2021 - 2022 годах все выписанные Петровой М.Л. рецепты на изделия медицинского назначения - тест-полоски к глюкометру были обслужены, изделия медицинского назначения (тест-полоски) получены законным представителем Петровой М.Л. На основании изложенное считают, что со стороны министерства здравоохранения Кировской области не допущено каких-либо нарушений положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказа Минздравсоцразвитня России от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», согласно которым обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения возможно только по рецептам установленной формы на лекарственные препараты (изделия медицинского назначения). Потребность пациента в изделиях медицинского назначения определяется лечащим врачом (фельдшером) медицинской организации на основании соответствующего стандарта медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, которым установлен усредненный показатель кратности применения такой медицинской услуги как исследование уровня глюкозы в крови. Министерство здравоохранения Кировской области в рамках установленных полномочий не вправе вмешиваться в вопросы назначения медицинской организацией лекарственных препаратов; изделий медицинского назначения и оформления на них рецептов по установленной форме. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) законодательство в сфере охраны здоровья включает, в том числе, нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ и устанавливающие обязательные требования (за исключением стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций). В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 37 вышеупомянутого Федерального закона стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг.
По общему правилу стандарты определяют алгоритм действий врача при осуществлении лечения различных видов заболеваний, поскольку содержат установочные положения, а также перечень положений, выполнение которых допустимо, целесообразно или, напротив, недопустимо. По медицинским показаниям, с учетом индивидуальных особенностей пациента и особенностей течения заболевания врач вправе отклониться от показателей, которые устанавливаются стандартами оказания медицинской помощи. Таким образом, несмотря на то, что стандарты оказания медицинской помощи являются нормативными правовыми актами, утвержденными в установленном порядке, применение стандартов оказания медицинской помощи, также как и принятие решения об отклонении от установленного стандарта медицинской помощи это исключительная компетенция медицинского работника медицинской организации (лечащего врача), который обладает медицинскими познаниями в соответствующей области и несет ответственность за жизнь и здоровье пациента. Суд не может подменять полномочия медицинского работника медицинской организации и принимать решение об обязании обеспечивать конкретным лекарственным препаратом, изделием медицинского назначения, а также определять количество которое пациенту необходимо в год. Право пациента Петровой М.Л. на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения - тест-полосками к глюкометру со стороны министерства здравоохранения Кировской области не нарушено, все выписанные рецепты обслужены. Пациент обеспечивается изделиями медицинского назначения по показаниям, которые определяет лечащий врач. Министерство здравоохранения Кировской области не отказывало пациент)"" в обеспечении изделиями медицинского назначения.
Считают, что со стороны Министерства здравоохранения Кировской области право истца на обеспечение изделиями медицинского назначения на бесплатной основе не было нарушено. В связи в чем, отсутствуют основания для возложения на соответствующий орган исполнительной власти отраслевой компетенции обязанности по обеспечению Петровой М.Л. изделиями медицинского назначения.
Участвующий в деле прокурор Давлятшина Р.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На удовлетворении иска настаивала.
Истец Петрова М.Л. в судебное заседание не явилась, хотя своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. В предыдущих судебных заседаниях до отмены заочного решения исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» на основании доверенности Нигматзянова Э.Ф. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без их участия.
В предыдущих судебных заседаниях до отмены заочного решения представитель ответчика КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» Ильченко О.Ю. поясняла, что работает в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» в должности врача-эндокринолога. Согласно рекомендациям доктора пациент Петрова М.Л. должна измерять показания уровня гликемии в крови 4-5 раз в неделю, а также в определенные дни - два раза в месяц проводить полную проверку сахара в крови. Обычно, когда пациент приходит на прием, он предоставляет доктору дневник самоконтроля, чтобы доктор оценил состояние пациента, в котором указано, в какие дни и какое время пациент измерял уровень глюкозы в крови. Также пациенты приносят свой индивидуальный глюкометр, в памяти которого сохраняются показания измерений, а также время проводимого измерения. Исходя из этих данных доктор делает вывод о состоянии пациента. Из этого определяет, какое количество тест-полосок пациенту необходимо, и они, соответственно, выписываются в необходимом количестве. Необходимо отметить, что пациенту необходимо минимум четыре раза в день измерить уровень сахара в крови. Каждому пациенту они выписывают лекарственные препараты в том количестве, которое ему необходимо, но они (врачи) не могут быть уверены, что предоставленные пациенту препараты он использует для своих нужд, раньше были случаи, когда излишки выписываемых инсулина и тест-полосок реализовывались пациентами на сторону. У каждого человека по его показаниям потребление данных препаратов разное. Если человек постоянно ведет определенный образ жизни, по аналогии питается определенным количеством хлебных единиц, делает определенное количество единиц инсулина, ведет определенный физический образ жизни, то уровень сахара у него будет относительно стабильный. В отношении Петровой М.Л. утверждать, что она не использует сама по назначению инсулин либо тест-полоски, не может. Таких данных у них нет. Кроме того, пациентов с диабетом обучают: для них проводят «школу диабета», чтобы они могли самостоятельно высчитать, какое количество инсулина им необходимо принимать.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Кировской области Черняев А.В. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области на основании доверенности Суслопарова Л.Н. в судебное заседании не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без их участия. В отзыве относительно заявленных требований указала, что невыполнение Министерством здравоохранения Кировской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь. Просили исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица Правительства Кировской области в судебное заседание не явился, хотя своевременно, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения прокурора, принимая во внимание доводы истца Петровой М.Л., представителей ответчиков, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи относятся к основным принципами охраны здоровья.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно ч.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Согласно ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и порядки формирования таких перечней.
В соответствии с п.п. 1,3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия по осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 N 715"Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет включен в перечень социально-значимых заболеваний.
Раздел «категории заболеваний» перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предусмотрено предоставление тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц-ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно приложения 1 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики, в том числе тест-полоски для определения сахара в крови) отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ стандарт медицинской помощи разрабатывается согласно номенклатуре медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и краткости применения.
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н, и абзаца 9 пункта 11 приложения N 1 к нему первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2007 года N 748 утвержден Стандарт медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом (по Международной классификации болезней (МКБ-10) инсулинонезависимый сахарный диабет имеет код Е:11).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом утвержден, в том числе, и перечень изделий медицинского назначения, в который входит тест для определения глюкозы крови к глюкометру.
Как следует из материалов дела, Вятскополянской межрайонной прокуратурой Кировской области по обращению Петровой М.Л. проведена проверка соблюдения законодательства об основах охраны здоровья граждан, по вопросу несвоевременного обеспечения тест-полосками для глюкометра, как лица имеющего заболевание сахарный диабет 1 типа.
Согласно сведениям, представленным Бюро № 3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Кировской области» Минтруда России, Петрова М.А., *** года рождения, является инвалидом третьей группы с причиной «инвалидность с детства». Группа установлена с *** бессрочно.
Для Петровой М.Л. *** разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Согласно п. 3.2 "Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 1 типа у взрослых", утвержденных Минздравом России (разработаны Российской ассоциацией эндокринологов, Одобрены Научно-практическим Советом Минздрава РФ), рекомендуется проведение самоконтроля гликемии не менее 4 раз в сутки с помощью глюкометров: перед едой, через 2 часа после еды, на ночь, периодически ночью всем пациентам с СД 1 со своевременной коррекцией доз инсулина в целях достижения целевого уровня гликемического контроля и профилактики или замедления прогрессирования осложнений СД
Пункт 3.2 "Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 1 типа у взрослых" содержит также следующие рекомендации: Рекомендуется дополнительное проведение самоконтроля гликемии перед физическими нагрузками и после них, при подозрении на гипогликемию, а также если предстоят какие-то действия, потенциально опасные для пациента и окружающих (например, вождение транспортного средства или управление сложными механизмами). Увеличение частоты самоконтроля может улучшить показатели гликемии, а снижение частоты самоконтроля ведет к ухудшению показателей гликемии.
Как следует из сведений, представленных КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» по запросу Вятскополянского межрайонного прокурора, Петрова М.Л., *** года рождения, состоит на диспансерном учете с диагнозом - сахарный диабет 1 типа с ***. Справка МСЭ об инвалидности №. Пациентке в 2021 г. выписано всего тест-полосок Сателлит экпресс № 50/уп - 8 упаковок (л.д.14).
Вместе с тем, после проведенной проверки прокурором Петровой М.Л. *** было выписано еще 2 упаковки тест-полосок Сателлит экпресс № 50/уп (л.д.58).
Таким образом, всего в 2021 году Петровой М.Л. были выписаны рецепты на 10 упаковок (500 штук) тест-полосок Сателлит экпресс № 50/уп.
Как следует из листов контрольной явки диспансерного наблюдения (выписок из медицинской карты) пациента Петровой М.Л., она наблюдалась у врача-эндокринолога КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ», была на приеме: ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** (л.д.74-80).
Указанные выписки из медицинской карты содержат сведения о том, что пациенту Петровой М.Л. показано обследование, в том числе: самоконтроль гликемии натощак (цель до 7.0-7,5 ммоль/л), после еды через 2 часа (цель до 9,0 ммоль/л); выписываются рецепты на лекарственное средство инсулин, на тест-полоски к глюкометру Сателлит экспресс № 50. Рекомендован контроль с результатами анализов.
В рекомендациях согласно нескольким выпискам из медицинской карты (***, ***, ***, ***) содержатся дополнительные рекомендации врача на самоконтроль гликемии 4-5 раз в неделю; 2 раза в месяц – контроль сахара 6 раз в день (до еды и после еды через 2 часа). При этом в основной части листа контрольной явки в графе «Обследование» сохранено указание на «самоконтроль гликемии натощак (цель до 7.0-7,5 ммоль/л), после еды через 2 часа (цель до 9,0 ммоль/л)».
Представитель ответчика Ильченко О.Ю., работающая в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» в должности врача-эндокринолога, в предыдущем судебном заседании пояснила, что пациенту необходимо минимум четыре раза в день осуществлять контроль гликемии. Она высказала сомнение в том, что пациенты в полном объеме для себя используют предоставленные им на бесплатной основе препараты, так как ранее были случаи, когда излишки выписываемых инсулина и тест-полосок реализовывались пациентами на сторону, объясняя тем самым назначение врачом самоконтроля с использованием тест-полосок в меньшем размере.
Вместе с тем, в отношении Петровой М.Л. представитель ответчика врач-эндокринолог Ильченко О.Ю. указала, что утверждать, что та не использует для себя по назначению инсулин либо тест-полоски для глюкометра, не может; таких данных у них нет.
Истец Петрова М.Л. в судебном заседании до отмены заочного решения поясняла, что она с детства страдает указанным заболеванием, с детства состоит на учете. Глюкометром она пользуется продолжительное время, измерения проводит в следующей последовательности: измерила уровень сахара, поставила необходимое количество инсулина, через 15 минут - прием пищи, затем через 2 часа после еды то же. В среднем, приемы пищи у нее 3 раза в день. Но имеется один нюанс ее болезни, так называемый «Феномен утренней зари», то есть: с каким бы уровнем сахара она ни легла спать, утром он все равно будет повышенный. Поэтому очень часто она измеряет уровень сахара в 3 часа ночи либо в 5 часов утра, т.к. установлено, что в это время печень выводит сахар в организм. Таким образом, если проводить мониторинг необходимого уровня инсулина, то замеры производятся до еды и через 2 часа после еды три раза в день плюс ночью, то есть в среднем 7 раз в день. При этом обязательно соблюдение низко углеводной диеты, исключая продукты содержащие сахар и мучное. Таким образом, она добивается правильного приёма лекарственных средств и поддержания своего состояния в относительной норме. Глюкометром она обеспечена бесплатно. В то же время тест-полосками к глюкометру она в необходимом количестве не обеспечена, в связи с чем вынуждена приобретать их в аптеках по коммерческой цене. Для того, чтобы получить рецепт на тест-полоски, ей необходимо каждый раз записываться на прием к врачу, что очень проблематично. При посещении врач выписывает ей тест-полоски в значительно заниженном количестве, спорить она не смеет, полагает, что такие требования предъявляются к врачам. Поэтому она просто идёт в аптеку и приобретает тест-полоски за счет собственных средств. Просит обеспечить ее тест-полосками для глюкометра из расчета хотя бы 6 штук в сутки на постоянной основе.
Согласно Приказу Минздрава России от 01.10.2020 N 1053н "Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа" исследование уровня глюкозы в крови без проведения непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара при усредненном показателе частоты предоставления 0,7 усредненный показатель кратности применения составляет 2190, что свидетельствует о нуждаемости в тест-полосках для глюкометра в количестве 2190 штук (44 упаковки).
При проведении непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара при усредненном показателе частоты предоставления 0,7 усредненный показатель кратности применения составляет 1460, что свидетельствует о нуждаемости в тест-полосках для глюкометра в количестве 1460 штук (29 упаковок).
Представитель ответчика врач-эндокринолог КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» Ильченко О.Ю. дополнительно также пояснила, что понимает, что, если пациент по своим ощущениям и состоянию понимает, что ему необходимо большее количество раз осуществлять контроль гликемии, как это предусмотрено – 6 раз в день, то необходимо выписывать необходимое количество тест-полосок для глюкометра. Фактически право и нуждаемость Петровой М.Л. в тест-полосках для глюкометра и право на их бесплатное получение в количестве 6 штук в сутки, то есть 2 190 штук в год не оспаривает.
При таких обстоятельствах, суд признаёт заслуживающими внимания доводы истца Петровой М.Л. и обратившегося в ее интересах с настоящим иском прокурора, что бесконтрольный приём инсулина непрерывного мониторинга глюкозы может привести к ухудшению состояния инвалида 3 группы Петровой М.Л., которое она тщательно поддерживает.
С учетом изложенного, принимая во внимание потребность Петровой М.Л., суд приходит к выводу, что Петрова М.Л. имеет право на получение тест-полосок к глюкометру в количестве, рекомендованном Минздравом России (6 раз в сутки), то есть 2 190 штук в год.
Вместе с тем, согласно журналу рецептов КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» Петровой М.Л. выданы рецепты на тест-полоски Сателлит экспресс № 50: *** в кол. 2 упаковок, *** в кол. 2 упаковок, *** в кол. 2 упаковок, *** в кол. 2 упаковок, *** в кол. 2 упаковок, т.е. всего за 2021 г. – на 10 упаковок, что не соответствует количеству согласно рекомендациям врача-эндокринолога (л.д.63).
Согласно п. 1.1 Постановления Правительства Кировской области от 09.06.2015 N 42/295 "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Кировской области" Министерство здравоохранения Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Согласно п. 1.2 Постановления Правительства Кировской области от 09.06.2015 N 42/295 Министерство руководствуется в своей деятельности и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, инструктивных и методических указаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере здравоохранения, Уставом Кировской области, законами Кировской области, указами и распоряжениями Губернатора Кировской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Кировской области, распоряжениями Председателя Правительства Кировской области, Регламентом Правительства Кировской области.
Согласно п. 1.2 Постановления Правительства Кировской области от 09.06.2015 N 42/295 Министерство в рамках своей компетенции, в частности, осуществляет такие полномочия в сфере охраны здоровья, как организация оказания медицинской помощи на территории Кировской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских организациях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); организация обеспечения населения Кировской области лекарственными препаратами; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Исходя из изложенного, суд полагает, что организация обеспечения изделиями медицинского назначения - тест-полосками для глюкометра, должна быть возложена на Министерство здравоохранения Кировской области.
Учитывая, что Петрова М.Л. имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, являющимися одними из социальных гарантий, закрепленных в ст. 41 Конституции РФ, принимая во внимание, что как на момент ее обращения в Вятскополянскую межрайонную прокуратуру Кировской области, на момент обращения истца в суд за защитой нарушенного права Петровой М.Л. на получение в необходимом объеме необходимых медицинских изделий, так и на момент рассмотрения настоящего спора Петрова М.Л. не обеспечена тест-полосками к глюкометру в необходимом количестве, что свидетельствует о нарушении ее прав как инвалида на обеспечение всеми необходимыми медицинскими изделиями бесплатно в объеме, определяемым стандартами медицинской помощи, суд приходит к выводу, что Министерством здравоохранения Кировской области обязанность по организации обеспечения больного сахарным диабетом диагностическими системами (тест-полосками) не исполнена, обязанность КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» по выписке рецептов на отпуск изделий медицинского назначения в необходимом для нормального функционирования пациента объеме также не исполнена.
Все представленные выписки из медицинской карты пациента Петровой М.Л. (л.д.74-80) от ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** содержат сведения о том, что пациенту Петровой М.Л. показано обследование, в том числе: гликированный гемоглобин 1 раз в 3 месяца, осмотр окулиста, невролога, мочевина креатинин контроль 1 раз в год и - самоконтроль гликемии натощак (цель до 7.0-7,5 ммоль/л), после еды через 2 часа (цель до 9,0 ммоль/л).
Дополнительное указание ***, ***, ***, *** на самоконтроль гликемии 4-5 раз в неделю; 2 раза в месяц – контроль сахара 6 раз в день (до еды и после еды через 2 часа) само по себе без каких бы то ни было оснований не может являться основанием для снижения нормы, установленной стандартами медицинской помощи, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации в таком значительном размере: вместо 6 раз в день ежедневно (не менее 180 раз в месяц) – 4-5 раз в неделю плюс 2 раза в месяц 6 раз в день (максимум 32 раза в месяц). То есть врачом назначено обследование количеством в 5,6 раз меньше стандарта.
Ответчиками доказательств - медицинских обоснований такого значительного снижения периодичности проведения самоконтроля с использованием тест-полосок в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Ходатайства о назначении в рамках настоящего гражданского дела судебно медицинской экспертизы с целью установления действительной объективной необходимости для Петровой М.Л. количества измерения уровня глюкозы по состоянию ее здоровья от ответчиков не заявлено.
Не доверять доводам истца инвалида 3 группы Петровой М.Л., которая является не защищенной стороной правоотношений, о том, что ей необходимо проведение измерений уровня глюкозы не менее 6 раз в сутки, а также что она приобретает за свой счет недостающее количество тест-полосок с целью своевременного и качественного самоконтроля уровня глюкозы, у суда оснований не имеется. При этом, как поясняла Петрова М.Л. и выписанные в соответствии с рецептами тест-полоски она в аптеке зачастую получает с задержкой, что также вынуждает ее приобретать тест-полоски за счет собственных средств.
В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что на КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» должна быть возложена обязанность по бесплатному обеспечению Петровой М.Л. изделиями медицинского назначения путем выписки рецептов на получение тестов для глюкометра в нужном количестве, на Министерство здравоохранения Кировской области должна быть возложена обязанность организовать обеспечение Петровой М.Л. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью (в количестве 2 190 штук в год).
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Вятскополянского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Петрову М.Л.,*** года рождения, тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью в количестве 2 190 штук в год с *** на весь срок лечения до отмены его назначения лечащим врачом.
Обязать КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ" производить своевременную выписку Петровой М.Л., *** года рождения, рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью в количестве 2 190 штук в год с *** на весь срок лечения до отмены его назначения лечащим врачом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Минина В.А.
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2022 г.