<номер>
Р Е Ш Е Н И Е
11 апреля 2022 года <адрес>
Судья Советского районного суда <адрес> Андреева И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации <адрес> на постановление по делу об административном правонарушении <номер> от <дата>, вынесенное заместителем руководителя <ФИО>1 по <адрес> <ФИО>3 о привлечении администрации <адрес> к административной ответственности по части 1 статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя <ФИО>1 по <адрес> <ФИО>3 <номер> от <дата> администрация <адрес> привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
<адрес> обратилась в суд с жалобой на постановление <номер> по делу об административном правонарушении от <дата>, вынесенное заместителем руководителя <ФИО>1 по <адрес> <ФИО>3 о привлечении администрации <адрес> к административной ответственности по ч.1 статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Просит суд отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, поскольку считают, что администрация <адрес> не являются субъектом административного правонарушения, поскольку ответственность за нарушение санитарно-гигиенических правил и противоэпидемиологических мероприятий на землях общего пользования, в том числе организацию места сбора твердых бытовых отходов возлагается на управляющую компанию либо на собственников жилых помещений. Указывает, что в соответствии с Уставом администрация МО «<адрес>» является городским округом и в своих территориальных границах не имеет муниципальных образований. В свою очередь <адрес> является структурным подразделением администрации МО «<адрес>», которая не имеет своей территории и не является собственником, пользователем, арендатором земельных участков за содержание которых должна нести ответственность.
<ФИО>1 администрации <адрес> <ФИО>4 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в жалобе.
<ФИО>1 по <адрес> в судебном заседании участие не принимал, о дне слушания дела извещен, причины неявки суду не известны.
Суд, выслушав <ФИО>1 заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 статьи 6.3 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологически правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 10 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» <ФИО>1 в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (часть 1 статьи 22).
При этом организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов согласно абзацу 16 статьи 5 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного, значения муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Так, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (пункт 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные травила содержания территории населенных мест»).
Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.<дата>-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон. Контейнеры должны иметь крышку, быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО (пункты 13.2, 14.7 Порядка сбора твердых коммунальных отходов, утвержденного Постановлением <адрес> от <дата> <номер>).
Материалами дела установлено, что <адрес> в рамках осуществления надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также по жалобам граждан и поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения.
Согласно информации, размещенной в сети «Интернет» на новостном портале, <дата> в Центр обработки вызовов Системы - 112 поступило 5 сообщений от жителей <адрес> о запахе, несвойственному атмосферному, причиной которого стало возгорание несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью около 350 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, стр. 1. <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> совместно с РИД и ПР по <адрес> в ходе совместного рейда <дата> выявлен очаг тления несанкционированных свалок твердых бытовых отходов по адресу: <адрес>, Станция Кутумная, 34, стр., 1, который был причиной обращений граждан в Центр обработки вызовов системы — 112.
В ходе выездной проверки прокуратурой района <дата> совместно с начальником коммунального отдела администрации <адрес> установлено, что в районе станции Кутумная между земельными участками с к.н. 30:12:030085:532 (<адрес>, а) и к.н. 30:12:030085:5 (<адрес>) расположен огороженный земельный участок - право собственности на который не разграничено, имеется размещение различных отходов: в яме диаметром 15 м и глубиной 3 м размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, часть из которых со следами горения. Сведение о не разграничении права собственности на указанный земельный участок подтверждаются письмом <ФИО>1 муниципального контроля МО «<адрес>» от <дата>.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом <номер> от <дата> об административном правонарушении, постановлением об административном правонарушении <номер> от <дата>, протоколом осмотра территории, фотоматериалом и иными доказательствами.
Доказательства получены с соблюдением установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований. Всем доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, проанализировав представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу о наличии в действиях администрации <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для иной оценки приведенных доказательств не имеется.
Доводы жалобы о том, что муниципальными правовыми актами не установлен порядок установления ответственности за обустройство и надлежащее содержание контейнерных площадок в <адрес>, противоречит материалам дела и не влечет отмену вынесенного постановления.
Согласно Постановлению администрации муниципального образования «<адрес>» <номер> от <дата>, утвержден Порядок и условия создания и размещения (переноса) мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «<адрес>», формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «<адрес>».
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления администрации районов <адрес> с <дата> являются уполномоченными органами администрации муниципального образования «<адрес>» на создание и размещение в случае необходимости мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующего района муниципального образования «<адрес>», согласование создания и размещения (переноса) мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующего района муниципального образования «<адрес>».
Указанное свидетельствует о том, что администрация <адрес> допустила нарушение санитарного законодательства, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и его здоровья, в связи с чем в действиях юридического лица - администрации <адрес> усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.
Вопреки доводам жалобы, обжалуемое постановление соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая, что нарушений норм процессуального права при рассмотрении настоящего дела не допущено, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░>1 ░░ <░░░░░> <░░░>3 ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ <░░░░░> - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░