Дело № 2а-478/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Усть-Катав 7 октября 2020 года
Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Хлёскиной Ю.Р.,
при секретаре Ивановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области к Новичкову Марату Леонидовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области (далее - МРИФНС № 18) обратилась в суд с иском к Новичкову М.Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 5 960 рублей, пени в размере 25 рублей 48 копеек за период с 3 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что Новичков М.Л. состоит на налоговом учете в МРИФНС № 18 в качестве налогоплательщика и в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщик является плательщиком транспортного налога, установленного главой 28 НК РФ, и введенного на территории Челябинской области с 01.01.2003 года Законом № 114-ЗО от 28.11.2002 года «О транспортном налоге». В собственности налогоплательщика находится транспортное средство, признаваемое в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения: грузовой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка/модель №, №, 2015 г.в., дата регистрации права 16.09.2017 года Сумма, подлежащего уплате транспортного налога, рассчитана налоговым органом с учетом мощности двигателя, ставки налога и количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. В адрес Новичкова М.Л. направлено налоговое уведомление об исчисленных суммах и с указанием сроков уплаты от 23 августа 2019 года № 76811654. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в добровольном порядке Новичкову М.Л. направлено требование об уплате налога от 23 декабря 2019 года № 92443 на сумму 5 985 рублей 48 копеек, которое осталось без исполнения. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 6 апреля 2020 года. В связи с тем, что от налогоплательщика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, на основании определения мирового судьи от 27 апреля 2020 года судебный приказ отменен. На момент обращения в суд обязанность налогоплательщика не исполнена (л.д. 3-4).
Представитель истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 63), просит рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца (л.д. 4).
Ответчик Новичков М.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 61), заявлений и ходатайств в суд не представил, ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что транспортный налог за 2018г. им полностью уплачен, что подтверждается платежным поручением, задолженность по налогу на имущество за 2018г. у него отсутствует.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явившихся представителя истца и ответчика, суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из представленных документов следует, что Новичков М.Л. в спорный период являлся собственником грузового автомобиля марка/модель №, государственный регистрационный знак №, VIN№, 2015 г.в., что ответчиком не оспаривалось.
Обязанность владельцев транспортных средств по уплате транспортного налога установлена главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).
Статья 358 НК РФ относит к объектам налогообложения автомобили.
На территории Челябинской области транспортный налог введен в действие с 01 января 2003 года Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге».
В соответствии со ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Согласно ч. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения обязанности по уплате налога) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Частью 2 ст. 409 НК РФ предусмотрено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно пп.1, 3 п.3 ст.45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В порядке п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика налогового уведомления и требования об уплате налога исполнена надлежащим образом, что подтверждается содержанием указанных документов, а также сведениями из личного кабинета налогоплательщика.
Истцом в адрес ответчика через личный кабинет направлено налоговое уведомление №76811654 от 23 августа 2019 года со сроком уплаты до 2 декабря 2019 года (л.д. 15, 16-17).
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу пунктов 6 и 8 статьи 58 Кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.
Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество у него не возникает обязанность по уплате этого налога.
В связи с неуплатой Новичковым М.Л. транспортного налога в установленный законом срок ему направлено требование об уплате налога от 23 декабря 2019г. № 92443 (л.д. 13, 14), которое осталось без исполнения, что подтверждается расчетом задолженности (л.д. 5).
11 декабря 2019 года Новичков М.Л. произвел оплату в сумме 5 960 руб. 60 коп, указав назначение платежа - «транспортный налог» (л.д. 30).
В письменных пояснениях представитель истца Речкалова М.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40), к административному исковому заявлению указала, что Новичков М.Л. платёжным поручением оплатил недоимку по налогу на имущество за 2018 г. по ОКТМО 75755000. В представленном платёжном поручении в назначении платежа указано назначение уплаты «транспортный налог», но в КБК указан налог на имущество и указан ОКТМО налога на имущество. Так, за 2018 год налогоплательщику начислен налог на имущество в сумме 6 353 рубля по сроку уплаты 2 декабря 2019 года. Начисленный налог был уплачен налогоплательщиком в следующем порядке: 13.06.2019 - 277 руб. 15 коп., 11.12.2019 - 5 960 руб. 60 коп., 14.12.2019 - 115 руб. 25 коп. (л.д.45-46).
В силу абз.абз. 2, 3 п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно абз.абз. 5, 7 п. 7 ст. 45 НК РФ на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации. Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
По смыслу указанных правовых норм налогоплательщик вправе уточнить платеж по налогу, в частности основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства, если с даты платежа прошло не больше трех лет, уточнение не приведет к образованию недоимки, денежные средства поступили в бюджет, несмотря на ошибку в платежном документе.
Исходя из жалобы на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц Новичков М.Л. 30 декабря 2019 года обратился в Межрайонную ИФНС России № 18 по Челябинской области с требованием разыскать денежные средства, принять их в зачет уплаты транспортного налога, отменить требование (л.д. 57).
В письме Межрайонной ИНФС России № 18 по Челябинской области от 4 февраля 2020 года Новичкову М.Л. в ответ на его обращение сообщено, что денежные средства по платежному поручению № 64 от 11.12.2019 года на сумму 5 690,60 рублей, поступившие на реквизиты Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области ИНН 745700001 КПП 745701001 отражены 12.12.2019 года в карточке «Расчеты с бюджетом» на КБК 18210601020041000110 ОКТМО 75755000 (налог на имущество с физических лиц), согласно реквизитов указанных в платежном документе (л.д. 64 оборот).
В ответе на запрос суда налоговая инспекция указала, что сумма в размере 5 960,60 руб., уплаченная Новичковым М.Л. платежным поручением № 64 от 11.12.2019 года, согласно реквизитов платежного поручения легла без уточнения в карточку расчетов с бюджетом по налогу на имущество (л.д. 68).
С учетом положения п. 7 ст. 45 НК РФ суд не усматривает оснований не согласиться с неисполнением налоговым органом заявления Новичкова М.Л. об уточнении платежа, поскольку, несмотря на то, что оно было подано в предусмотренном порядке через личный кабинет налогоплательщика в течение трех лет с даты перечисления денежных средств в бюджет и содержит указание на вид налога, за который необходимо произвести оплату, уточнение платежа в соответствии с данным заявлением повлечет за собой возникновение у Новичкова М.Л. недоимки по налогу на имущество за 2018 года, на погашение которой изначально были направлены поступившие 11 декабря 2019 года денежные средства, что недопустимо.
Таким образом, у Новичкова М.Л. имеется недоимка по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5 960 руб., которая подлежит взысканию с него в принудительном порядке.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Расчет пени по транспортному налогу произведен налоговым органом в соответствии со сроками уплаты налогов, налоговыми ставками и ставками рефинансирования, действовавшими в соответствующие периоды (л.д. 18, 19).
В связи с неисполнением требований налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, 13 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Усть-Катава вынесен судебный приказ № 2а-324/2020 о взыскании с Новичкова М.Л. недоимки и пени по транспортному налогу.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 г. Усть-Катава от 27 апреля 2020 года отменен судебный приказ № 2а-324/2020 от 13 апреля 2020 года о взыскании с Новичкова М.Л. недоимки и пени по транспортному налогу, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения (л.д. 6).
Доказательств, подтверждающих своевременную уплату транспортного налога, ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5 960 рублей, пени в размере 25 рублей 48 копеек за период с 3 декабря 2019 год по 22 декабря 2019г., всего 5 985 рублей 48 копеек.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Срок уплаты по требованию от 23 декабря 2019 года установлен до 24 января 2020 года, следовательно, срок для обращения в суд истекает 24 июля 2020 года.
С заявлением о выдаче судебного приказа истец обратился 6 апреля 2020 года, то есть в пределахсрока, установленного ст. 48 НК РФ.
Абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусматривает возможность предъявления требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в исковом порядке налоговый орган обратился в суд в пределах срока, установленного законом, поскольку судебный приказ отменен 27 апреля 2020 года (л.д. 6), исковое заявление направлено в суд 30 июля 2020 года (л.д. 27).
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
В силу п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины; таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 178-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области к Новичкову Марату Леонидовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, удовлетворить.
Взыскать с Новичкова Марата Леонидовича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5 960 рублей, пени в размере 25 рублей 48 копеек за период с 3 декабря 2019 год по 22 декабря 2019 год, всего 5 985 рублей 48 копеек (пять тысяч девятьсот восемьдесят пять рублей сорок восемь копеек).
Взыскать с Новичкова Марата Леонидовича в доход местного бюджета Усть-Катавского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 /четырехсот/ рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд Челябинской области.
Председательствующий подпись Ю.Р.Хлескина Решение не вступило в законную силу
Полное мотивированное решение изготовлено 9 октября 2020 года.