РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2021 года гор. Клин Московская область
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Аррыковой Л.Д.,
при секретаре Андрющенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1017/2021 по исковому заявлению Клинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к /ФИО/ об обязании прохождения профилактического осмотра,
УСТАНОВИЛ:
Клинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к /ФИО/ об обязании прохождения профилактического осмотра.
В обоснование заявленных требований указывал на то, что Клинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства об охране здоровья граждан в части предупреждения распространения туберкулеза, в ходе которой установлено, что /дата/ /ФИО/ освободилась из /данные изъяты/.
Согласно информации /данные изъяты/ ответчица не проходила профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза. Несоблюдение ответчиком санитарно-противоэпидемического режима нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье.
Учитывая указанные обстоятельства, истец просил суд обязать /ФИО/ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу пройти в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Помощник Клинского городского прокурора /адрес/ Клокова И.П. иск поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик /ФИО/ судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, возражений по иску не представлено.
Учитывая принцип диспозитивности гражданского процесса, предоставляющий сторонам возможность самостоятельно, по своему усмотрению распоряжаться своими процессуальными правами, а также требование эффективной судебной защиты в разумные сроки (ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), суд приходит к выводу, что неявка ответчика в судебное заседание – его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном заседании, поэтому в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Представитель третьего лица – ГАУЗ МО «Клинская городская больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от /дата/ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от /дата/ № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от /дата/ /номер/ «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» туберкулез отнесен к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Согласно ч. 9 ст. 20 Федерального закона от /дата/ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
В силу ст. 27 Федерального закона от /дата/ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно ст. 46 Федерального закона от /дата/ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
В соответствии с Приказом Минздрава России от /дата/ /номер/н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей (пункт 2). Сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам (пункт 9).
В соответствии с приложением к Приказу Минздрава России от /дата/ /номер/н для лиц, освобожденных из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, установлены сроки проведения профилактического медицинского осмотра – два раза в год в течение первых 2 лет после освобождения.
Таким образом, обязанность прохождения указанных профилактических медицинских осмотров установлена в целях охраны здоровья граждан и санитарно-противоэпидемического благополучия населения.
Судом установлено, что Клинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства об охране здоровья граждан в части предупреждения распространения туберкулеза.
Проверкой установлено, что /дата/ /ФИО/ освободилась из /данные изъяты/.
Согласно информации /данные изъяты/ ответчица не проходила профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза.
Несоблюдение ответчиком санитарно-противоэпидемического режима нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что /ФИО/ профилактические медицинские осмотры не пройдены, в связи с чем создается реальная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не обеспечивает решение задач, определенных государственной политикой в сфере предупреждения распространения туберкулеза.
В силу ст. 103 ГПК РФ, абз. 24 ст. 50, абз. 8 п.2 ст. 61.1, абз. 5 п.2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ, учитывая то обстоятельство, что истец освобожден от уплаты госпошлины, с /ФИО/ подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере /данные изъяты/.
Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Клинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Возложить на /ФИО/ в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда пройти профилактический осмотр в целях выявления туберкулеза.
Взыскать с /ФИО/ госпошлину в доход местного бюджета в размере /данные изъяты/.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Д. Аррыкова
Мотивированное решение суда изготовлено /дата/.
Судья Л.Д. Аррыкова