Решение по делу № 33-3537/2023 от 04.10.2023

    УИД 14RS0014-01-2023-000733-24

    Дело № 2-613/2023                                                                    Дело № 33-3537/2023

    Судья Попова Л.И.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    город Якутск                                                                                13 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., судей Осиповой А.А., Ткачева В.Г. при секретаре Ребровой М.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах А. к администрации муниципального образования «Ленский район» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования «Ленский район» по доверенности Лысковцевой М.Г. на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Ткачева В.Г., пояснения прокурора Оготоева К.С., судебная коллегия

        установила:

прокурор Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах А. обратился в суд к администрации муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить жилое помещение. Требования мотивированы тем, что приказом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2018 года № 1493-ОД А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. А. достигла 18-летнего возраста _______, и у нее возникло право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени администрация муниципального образования «Ленский район», являясь полномочным органом по обеспечению детей-сирот жильем, не обеспечила А. жилым помещением.

Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года исковые требования удовлетворены, на администрацию муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) возложена обязанность предоставить А., _______ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящееся на территории муниципального образования «Ленский район», общей площадью от 24 до 44 квадратных метров, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    Не согласившись с решением суда, представитель ответчика администрации муниципального образования «Ленский район» по доверенности Лысковцева М.Г. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным толкованием норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы мотивированы тем, что вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа не отнесены к вопросам местного значения муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    Прокурор Оготоев К.С. в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, просил в ее удовлетворении отказать, решение суда оставить без изменения.

    Истец А., представитель ответчика администрации муниципального образования «Ленский район», третье лицо Министерство строительства Республики Саха (Якутия), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

    С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело при вышеуказанной явке.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.

    В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Такие нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, А., _______ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, из единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Республике Саха (Якутия), не исключена, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является.

10 марта 2022 года А. обратилась в администрацию муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) с заявлением о рассмотрении вопроса об обеспечении ее отдельным жилым помещением на территории муниципального района «Ленский район» в городе Ленск в 2023 году.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что возложенная действующим законодательством обязанность реализовать право А. на получение жилого помещения ответчиком не исполняется, при этом осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывает, что провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года №20-П, определение от 15 февраля 2005 года №17-О, определение от 5 марта 2009 года №376-0-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

К числу граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, и не имеющих возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При этом федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К таким условиям относятся, в частности достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не обеспеченных жилыми помещениями, на основании жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилого помещения в Республике Саха (Якутия).

Так, часть 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом местного самоуправления муниципального образования, которому Законом Республики Саха (Якутия) переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - орган местного самоуправления), на территории которого находится место жительства указанных лиц.

При рассмотрении гражданского дела ответчиком признавалось и не оспаривалось, что А. относится к числу лиц, имеющих право на обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; обратилась с соответствующим письменным заявлением о предоставлении жилого помещения в орган местного самоуправления (статьи 1, 2, 3, 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Несогласие ответчика с заявленными исковыми требованиями основано на том, что вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не отнесены к вопросам местного значения муниципального образования, а являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. При этом на 2023 год органами власти Республики Саха (Якутия) финансирование таких полномочий осуществлено в недостаточном размере. Данные доводы приведены ответчиком также и в апелляционной жалобе.

При этом суд апелляционной инстанции полагает, что такие доводы не могут повлечь за собой отмену или изменение вынесенного судом первой инстанции решения.

Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом местного самоуправления муниципального образования, которому Законом Республики Саха (Якутия) переданы соответствующие отдельные государственные полномочия.

Согласно пункту 6 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 г. 348-З N 711-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 г. 348-З N 711-III) к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 14 раздела II приложения 1 к Закону Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 г. 348-З N 711-III отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципального района «Ленский район».

Судом первой инстанции установлено и материалами гражданского дела подтверждается, что общий размер субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2022 году составил 53 294 749 рублей 20 копеек; общий размер субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2023 году составил 37 995 342 рублей 00 копеек.

Так, 25 мая 2023 года между Министерством строительства Республики Саха (Якутия) и администрацией муниципального образования «Ленский район» заключено дополнительное соглашение № 15-ДС-23-доп-29 к соглашению о предоставлении субвенции из бюджета Республики Саха (Якутия). В пункт 1.3 соглашения внесены изменения, согласно которым общий размер субвенции, предоставляемой из государственного бюджета бюджету муниципального образования, составил 37 995 342 рубля.

Приказом Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2023 года № 114 утверждена средняя стоимость приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2023 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия «Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем», в том числе муниципальному образованию «Ленский район» в размере 82 241 рублей.

Таким образом, финансирование осуществления полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом государственной власти Республики Саха (Якутия) произведено, однако муниципальным районом обязанность по предоставлению жилого помещения из специализированного жилищного фонда не исполнена.

Коллегия также отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Более того, отсутствие или недостаточность такого финансирования не может явиться основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Исчерпывающий перечень таких оснований перечислен в статье 9 Закону Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 г. 348-З N 711-III, к числу которых относится: вступления в силу федерального закона, закона Республики Саха (Якутия), в связи с которыми осуществление указанных полномочий невозможно; взаимное соглашение представительного органа муниципального образования и органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченного осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о необходимости отзыва указанных полномочий; решение Правительства Республики Саха (Якутия) о неисполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, принятое на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и (или) решения суда, вступившего в законную силу.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы представителя ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

    Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

    Председательствующий

    Судьи

    Определение изготовлено 25 ноября 2023 года.

33-3537/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленского района Республики Саха (Якутия) Нургалеев Ш.Х.
Ответчики
Администрация МО Ленский район РС(Я)
Другие
Министерство строительства РС(Я)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
04.10.2023Передача дела судье
13.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2023Передано в экспедицию
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее