Дело № 33-6421/2023
Судья Андросенко О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 15 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Казанцевой Е.С.,
судей Бабиновой Н.А., Мухтаровой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баскаль В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело № 2-38/2023 по иску Щербининой Людмилы Ивановны к Администрации Косинского муниципального района, Министерству строительства Пермского края о признании права на получение социальной выплаты без передачи членом семьи органу местного самоуправления жилого помещения, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
по апелляционной жалобе Министерства строительства Пермского края на решение Косинского районного суда Пермского края от 28.03.2023.
Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Щербинина Л.И. обратилась в суд с иском к администрации Косинского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании за ней права на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, без передачи органу местного самоуправления членом семьи Шатохиной Н.А. жилого помещения по адресу: ****; возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в 2023 году.
В обоснование заявленных требований указала, что Министерством строительства Пермского края 27.02.2023 принято решение об отказе в выдаче ей государственного жилищного сертификата по причине наличия у члена ее семьи Шатохиной Н.А. права пользования жилым помещением, что препятствует даче обязательства о сдаче жилого помещения, и определения размера социальной выплаты. Истец с данным решением не согласна, так как обязательство по передаче муниципальному образованию жилья возникает у участника программы и членов его семьи в случае наличия жилья на праве собственности, либо занятия его на условиях социального найма, в связи с чем оснований для отказа ей в выдаче сертификата в связи с неисполнением не возникших обязательств, не имелось.
Решением Косинского районного суда Пермского края от 28.03.2023 признано за Щербининой Л.И. - участником комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», право на получение социальной выплаты без передачи органу местного самоуправления членом семьи Шатохиной Н.А. жилого помещения по адресу: ****, на Министерство строительства Пермского края возложена обязанность выдать Щербининой Л.И. государственный жилищный сертификат в 2023 году в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
С постановленным решением не согласен ответчик Министерство строительства Пермского края, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Полагают, что, поскольку на момент приватизации в 2007 году жилого помещения, расположенного по адресу: **** Шатохина Н.А. была зарегистрирована в нем по месту жительства, она, по мнению Министерства строительства Пермского края, не утратила право пользования указанным жилым помещением, так как в таких случаях в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право пользования жилым помещением носит бессрочный характер. Несмотря на то, что 26.10.2007 жилое помещение было приватизировано в пользу иных лиц, Шатохина Н.А. не была снята с регистрационного учета как на момент приватизации, так и по настоящее время, право пользования сохранено за ней наравне с собственником жилого помещения бессрочно. Шатохина Н.А. обеспечена жилым помещением для постоянного проживания, хотя не является ни собственником или членом его семьи, ни нанимателем по договору социального найма или членом его семьи, тем самым, она не может предоставить обязательство о сдаче жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на отсутствие оснований к отмене оспариваемого решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Пермского краевого суда (www.oblsud.perm.sudrf.ru). Поскольку в материалах дела имеются доказательства извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, стороны об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, с учетом п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Абзац первый ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиям гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ) закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющими общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющими других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1085 «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области» Гайнский, Косинский и Кочевский районы Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 июля 1992 года отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что рабочей комиссией по реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждена кандидатура Щербининой Л.И. на получение государственного жилищного сертификата в 2023 году с составом семьи 4 человека, в том числе Щербинина Е.В., Щербинина С.Е., Шатохиной Н.А., в связи с чем 18.01.2023 в адрес Министерства строительства Пермского края направлено гарантийное письмо (л.д. 10).
Министерством строительства Пермского края 27.02.2023 принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата Щербининой Л.И. в 2023 году, указав, что Шатохина Н.А., обладая бессрочным правом пользования, обеспечена жильем для постоянного проживания, хотя не является ни собственником жилого помещения или членом его семьи, ни нанимателем по договору социального найма или членом его семьи, в связи с чем, не может предоставить обязательство о сдаче жилого помещения, что служит препятствием для выдачи жилищного сертификата (л.д. 134-136).
Письмом администрации Косинского муниципального округа Пермского края от 01.03.2023 Щербинина Л.И. была поставлена в известность о принятом решении Министерства строительства Пермского края (л.д. 137).
Судом также установлено, что Шатохина Н.А. – член семьи Щербиной Л.И. (л.д. 38-40) не имеет и не имела на праве собственности жилых помещений (л.д. 57, 64), зарегистрирована по месту пребывания по адресу: **** (с 31.10.2022 по 31.10.2027), при этом с 04.07.1995 зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Пермь, ул. **** (л.д. 53, 55), приватизированное в собственность иных лиц 26.10.2007 (л.д. 71-73).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство строительства Пермского края приняло решения в отношении Щербининой Л.И., не соответствующее требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поскольку сохранение права пользования жилым помещением за Шатохиной Н.А., находящимся в собственности иных лиц не является препятствием в выдаче государственного жилищного сертификата по мотиву невозможности сдачи или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в полномочия администрации Косинского муниципального округа Пермского края вопрос выдачи государственного жилищного сертификата не входит, суд указал на отсутствие оснований для возложения соответствующей обязанности на указанного ответчика.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку данный вывод не противоречит нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не имеет право на получение жилищного сертификата, поскольку членом ее семьи Шатохиной Н.А. не предоставлено обязательство о передаче жилого помещения, на которое она имеет право постоянного бессрочного проживания и пользования наравне с собственником, в муниципальную собственность, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 153, обязательство о безвозмездной передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность может быть принято участниками комплекса процессных мероприятий лишь в том случае, если указанные граждане имеют жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, либо, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, законодатель, определяя условия выдачи гражданину жилищной субсидии, предусмотрел требование как об обязательном отчуждении в государственную или муниципальную собственность всех принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности жилых помещений (дача обязательства), так и уменьшение размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость жилых помещений в случае их отчуждения гражданами иным лицам.
Федеральный законодатель не связывает возможность отказа гражданину в выдаче государственного жилищного сертификата с неисполнением не возникших у претендента, либо членов его семьи на получение субсидии обязательств.
Как правильно указал суд первой инстанции, истец имеет право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для улучшения жилищных условий, поскольку Шатохина Н.А. правом собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. ****, не обладает, не проживает по договору социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) а, следовательно, не, может нести обязательства по сдаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Сохранение права пользования жилым помещением у Шатохиной Н.А., находящимся в собственности иных лиц не является препятствием в выдаче государственного жилищного сертификата по мотиву невозможности сдачи или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, поскольку спорное жилое помещение, было приватизировано в 2007 году.
Действительно, Шатохина Н.А., отказавшись от участия в приватизации жилого помещения, сохранила бессрочное право пользования этим жилым помещением в силу положений ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Вместе с тем, само по себе наличие такого права пользования и отказ от приватизации не влечет за собой возможность сдать занимаемое жилое помещение при предоставлении сертификата на приобретение жилья, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, поскольку оно принадлежит на праве собственности иному лицу, не являющемуся участником программы.
Сохранение права пользования у Шатохиной Н.А. на жилое помещение по адресу: г. Пермь, ул. **** при заключении договора купли-продажи в 2007, а также наличие постоянной регистрации в указанной квартире, не свидетельствует само по себе о том, что Шатохина Н.А. является членом семьи нынешних собственников жилого помещения и ею по фактически должно быть предоставлено их обязательство о безвозмездной передаче занимаемого ими жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Следовательно, Шатохина Н.А. не должна предоставлять обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Учитывая, что право пользование жилым помещением, возникающее у лица в связи с его отказом от приватизации, не предусмотрено в качестве основания для отказа гражданину в реализации его прав на получение жилищной субсидии, решение Министерства строительства Пермского края о невозможности предоставления истцу жилищного сертификата не соответствует требованиям законодательства.
Таким образом, суждения, приведенные в апелляционной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не могут повлиять на правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, либо служить основаниями для отмены законного и обоснованного решения суда, который при известных позициях сторон дал им объективную оценку с приведением убедительных мотивов в постановленном по делу решении.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Косинского районного суда Пермского края от 28.03.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июня 2023 года.