Решение от 12.04.2022 по делу № 2-593/2022 (2-4901/2021;) от 06.12.2021

№ 2а-593/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2022г.

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Кострыкиной И.В.,

при помощнике судьи Агафоновой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Переверзева Дмитрия Евгеньевича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области, УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России, Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Астраханской области о присуждении компенсации за нарушение трудовых прав при отбытии наказания,

УСТАНОВИЛ:

Переверзев Д.Е. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области, УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России, Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Астраханской области о присуждении компенсации за нарушение трудовых прав при отбытии наказания, указав, что приговором Советского районного суда г. Астрахани от 15.09.20005г. был приговорен к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В период с декабря 2005г. по ноябрь 2006 г. содержался в ФКУ ИК -6 УФСИН России по Астраханской области, где в нарушение его Конституционного права на труд, гражданских прав и прав человека, по независящим от него причин и обстоятельств, не имел возможности быть трудоустроенным, получать заработную плату и формировать на будущее свою пенсию, исполнять свои гражданские права и обязанности, иметь материальные и нематериальные блага.

Статья 9 УИК РФ предусматривает труд как одно из средств исправления осужденных лиц, и именно для этих целей законодатель предусмотрел необходимость профессионального обучения осужденных в ИК, а также обязанность осужденных трудиться в местах лишения свободы.

Ответчик не создал в ИК-6 достаточное количество рабочих мест, чем нарушил его право на труд, в связи с чем, просит суд присудить ему компенсацию в размере 1000000 руб. за нарушение ИК-6 его права на труд.

В ходе рассмотрения дела в качестве административных соответчиков к участию в деле были привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), УФСИН России по Астраханской области, Министерство Финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Астраханской области.

Административный истец Переверзев Д.Е., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством видео-конференц-связи, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области Саскаева Г.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Представитель ответчика УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России, Овчинников И.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Представители ответчиков - Министерства Финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Астраханской области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежаще, направили в суд возражения на иск, в котором просили в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска, по следующим основаниям.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 3 статьи 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

В соответствии с частями 2, 3 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с частью 11 статьи 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных, не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.

В соответствии с частью 1 статьи 1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

В соответствии со статьей 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (часть 1); основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (часть 2); средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (часть 3).

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 103 УИК РФ предусмотрено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ).

В соответствии со ст. 105 УИК РФ, осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Как установлено положением ч. 3 ст. 129 УИК РФ труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.

В соответствии же с частью седьмой статьи 18 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом, в частности, необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных.

Судом установлено, что приговором Советского районного суда г. Астрахани от 15.09.2005 г. Переверзев Д.Е. осужден по п.п. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ и отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области до 17.11.2006 г., данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 07.12.2020г. были установлены обстоятельства того, что в период отбытия наказания в 2005-2006 году истец не был трудоустроен на оплачиваемую должность, в связи с отсутствием вакантных рабочих мест.

Данные обстоятельств подтвердила в судебном заседании представитель ответчика ИК-6 Саскаева Г.А., пояснив, что административный истец не был трудоустроен в ФКУ ИК-6 в связи с отсутствием объема работ.

Согласно ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Доказательств тому, что истец обращался к администрации ИК-6 с просьбой организовать ему профессиональное обучение по специальности, по которой он впоследствии мог трудоустроиться, истцом также не представлено.

Таким образом, каких-либо нарушений со стороны администрации учреждения ИК-6 в части трудоустройства Переверзева Д.Е. не установлено.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно части 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего спора, в связи с чем законных оснований для удовлетворения заявленного им административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-6 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.04.2022░.

░░░░░    

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-593/2022 (2-4901/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Переверзев Дмитрий Евгеньевич
Ответчики
Управление Федерального казначейства по Астраханской области
министерство Финансов астраханской области
ФКУ ИК-6 УФСИН России по АО
УФСИН России по Астраханской области
Суд
Советский районный суд г. Астрахань
Судья
Кострыкина Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
sovetsky.ast.sudrf.ru
06.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2021Подготовка дела (собеседование)
20.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
12.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее