Судья Юшкова И.С. Дело № 33а-3118/2021
(номер дела в суде первой инстанции 2а-946/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Соболева В.М.,
судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 июля 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе Стулова А.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Стулова А.С. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Санжаровской Н.Ю., объяснения представителя административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми Рижко О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стулов А.С. обратился в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением к Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении отвечающими требованиям статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод условиями содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что Стулов А.С. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, где с момента прибытия 11 июня 2017 года по день обращения в суд 11 июля 2020 года содержался в бесчеловечных условиях, унижающих его честь и достоинство. Так, в общежитии <Номер обезличен>, где он проживал, отсутствовало помещение для верхней одежды и обуви; в спальном помещении <Номер обезличен> норма жилой площади на одного осужденного не соответствовала установленным нормативам, отсутствовала вентиляция, вытяжка воздуха не работала, были крысы, тараканы и клопы; в общежитии отсутствовали емкости с питьевой водой; система водоснабжения в ночное время отключалась; отсутствовало специальное место для курения; комната для приема пищи была малых размеров, в ней водились крысы и тараканы; в комнате отдыха и просмотра телевизора недостаточно пространства для всех содержащихся в общежитии осужденных; в умывальной комнате недостаточное количество раковин, отсутствовало горячее водоснабжение; в туалетной комнате недостаточное количество унитазов, на которых отсутствовали сливные бачки; отсутствовала уединенность в туалете (высота перегородок 50 см, дверей нет); в столовой пища непригодна для употребления, очень низкого качества, были крысы, тараканы, мухи в большом количестве, стоял тошнотворный запах отходов и испорченных продуктов; в банном помещении недостаточное количество душевых, помывочное отделение в антисанитарном состоянии; на помывку осужденных выделяется недостаточно времени; обеспечение предметами личной гигиены и первой необходимости 1 раз в 2 месяца; в парикмахерской не проводится обработка электроприборов после стрижки осужденных, имеющих инфекционные заболевания. За время отбывания наказания Стулов А.С. неоднократно переводился из одного общежития в другое, но условия содержания в лучшую сторону не менялись. 03 декабря 2019 года обратился в Европейский Суд по правам человека с жалобой на нарушение статей 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно условий содержания в исправительном учреждении, которой присвоен <Номер обезличен>.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 сентября 2020 года привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми; административное дело передано на рассмотрение Сыктывкарского городского суда Республики Коми.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 декабря 2020 года привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство юстиции Российской Федерации.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2021 года привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
В судебном заседании суда первой инстанции, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи, административный истец на административных исковых требованиях настаивал, указанные в их обоснование доводы поддержал.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Рижко О.В. просила в удовлетворении административного иска отказать в связи с необоснованностью заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участие не приняли.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Стулова А.С. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в необеспечении надлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в период с 11 июня 2017 года по 24 июля 2020 года, присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Стулов А.С. обратился в Верховный Суд Республики Коми с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. Указывает на то, что суд при рассмотрении иска не установил, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия. Также полагает, что суд не учел требования части 2 статьи 3 УИК РФ, согласно которой если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Рижко О.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела, обеспечении их участия в суде апелляционной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи, не заявили.
Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых обязательной не признана.
По смыслу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив законность судебного решения в порядке части 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статьи 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования закреплены в статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил); санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ).
Так, согласно части 1 статьи 99 данного Кодекса норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В соответствии с частью 2 указанной статьи осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512).
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
В силу части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приговора Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2017 года Стулов А.С. с 11 июня 2017 года по настоящее время отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. По прибытии в исправительную колонию 11 июня 2017 года помещен в карантинное отделение, 19 июня 2017 года распределен в отряд <Номер обезличен> (с 01 июня 2018 года переименован в отряд <Номер обезличен>), расположенный на 2 этаже общежития <Номер обезличен>; с 11 июня 2018 года переведен в отряд <Номер обезличен>, расположенный на 1 этаже общежития <Номер обезличен>; с 14 июня 2019 года переведен в отряд <Номер обезличен>, расположенный на 1 этаже общежития <Номер обезличен>; с 29 января 2020 года переведен в отряд <Номер обезличен>, расположенный на 2 этаже общежития <Номер обезличен>; с 11 августа 2020 года переведен в отряд <Номер обезличен>, расположенный на 1 этаже общежития <Номер обезличен>.
В отряде <Номер обезличен> (с 01.06.2018 переименован в отряд <Номер обезличен>) на 2 этаже общежития N 3 общая площадь помещений отряда составляет 332,3 кв.м, из них площадь основных жилых помещений (спальных) - 242,7 кв. м, оборудован изолированным помещением санузла, в котором имеются 7 унитазов, 3 писуара, 10 раковин, 1 раковина для мойки ног; имеется помещение воспитательной работы 35,4 кв.м, помещение для хранения личных вещей 6,4 кв. м, комната для хранения продуктов питания и приема пищи площадью 19,9 кв.м, сушильное помещение 12,7 кв.м. Количество осужденных в отряде составляло в период с 19.06.2017 по 30.05.2018 от 125 до 134 человек, с 01.06.2018 по 05.06.2018 – от 90 до 92 человек, с 06.06.2018 по 11.06.2018 – от 128 до 133 человек. При делении общей площади основных жилых помещений на количество содержащихся в отряде на одного осуждённого приходилось с 19.06.2017 по 30.05.2018 и с 06.06.2018 по 11.06.2018 от 1,8 кв.м до 1,9 кв.м, с 01.06.2018 по 05.06.2018 – от 2,6 кв.м до 2,7 кв.м.
В отряде <Номер обезличен> на 1 этаже общежития <Номер обезличен>, общая площадь помещений отряда, с учетом площади пристройки под кухню, составляет 394,3 кв. м, из них площадь основных жилых помещений – 279,8 кв.м., в том числе спальных помещений 203,9 кв. м, оборудован изолированным помещением санузла 49,95 кв.м, в котором имеются 6 унитазов, 4 чаши генуя, 4 писуара, 11 раковин, 1 раковина для мойки ног; имеется помещение воспитательной работы 64,0 кв.м, помещение для хранения личных вещей, комната для хранения продуктов питания и приема пищи (в пристройке) площадью 22 кв.м, сушильное помещение 10,8 кв.м. Количество осужденных в отряде составляло с 11.06.2018 по 31.12.2018 от 92 до 125 человек, с 01.01.2019 по 14.06.2019 – от 68 до 88 человек. При делении общей площади основных жилых помещений на количество содержащихся в отряде на одного осуждённого приходилось с 11.06.2018 по 31.12.2018 от 2,2 кв.м до 3,0 кв.м, с 01.01.2019 по 14.06.2019 – от 3,2 кв.м до 4,1 кв.м.
В отряде <Номер обезличен> на 1 этаже общежития <Номер обезличен> общая площадь помещений отряда составляет 340,3 кв. м, из них площадь основных жилых – 241,8 кв.м., в том числе спальных помещений 237,3 кв.м, оборудован изолированным помещением санузла 20,6 кв.м, в котором имеются 8 унитазов, 10 раковин для мойки рук; имеется на 2 этаже помещение воспитательной работы 40,6 кв.м, помещение для хранения личных вещей 13,1 кв.м, комната для хранения продуктов питания и приема пищи площадью 10,6 кв.м. Количество осужденных в отряде в период с 14.06.2019 по 29.01.2020 составляло от 53 до 96 человек. При делении общей площади основных жилых помещений на количество содержащихся в отряде на одного осуждённого приходилось от 2,5 кв.м до 4,6 кв.м.
В отряде <Номер обезличен> на 2 этаже общежития <Номер обезличен>, общая площадь помещений отряда составляла 330,9 кв. м, из них площадь основных жилых – 270,5 кв.м., в том числе спальных помещений 218,9 кв. м, оборудовано изолированным помещением санузла 16,2 кв.м с 10 унитазами, 11 раковинами для мойки рук, 1 раковиной для мойки ног; имеется помещение воспитательной работы 51,8 кв.м, помещение для хранения личных вещей 21,3 кв.м, комната для хранения продуктов питания и приема пищи площадью 22,4 кв.м. Количество осужденных в отряде в период с 29.01.2020 по 11.08.2020 составляло от 85 до 100 человек. При делении общей площади основных жилых помещений на количество содержащихся в отряде на одного осуждённого приходилось от 2,7 кв.м до 3,2 кв.м.
В жилой зоне учреждения расположено помещение банно-прачечного комбината, которое состоит из раздевалки площадью 54,7 кв.м; моечного отделения площадью 128,1 кв.м (оснащено 9 лейками-смесителями, 4 кранами, 10 тазами, вдоль стен стоят бетонные скамьи для помывки); парикмахерской; прачечной 47,7 кв.м. (оборудована 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции (замачивания); сушильного помещения 24,7 кв.м.; санитарного узла; помещения для ремонта вещевого имущества.
Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осуждённых в помещении банно-прачечного комбината, с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Разрешая настоящий спор, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 24, 46, 55 Конституции Российской Федерации, статей 10, 11, 12, 12.1, 82, 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 512, от 02 июня 2003 года № № 130-дсп, от 03 декабря 2013 года № 216, пришел к выводу, что условия содержания Стулова А.С. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 11.06.2017 по 24.07.2020 соответствовали требованиям действующего законодательства, не нарушали права административного истца, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований о признании бездействия незаконным и присуждения денежной компенсации.
Выводы суда о несостоятельности доводов Стулова А.С. о нарушении ответчиком условий его содержания в части отсутствия вентиляции, наличия насекомых и грызунов в помещениях отрядов, где содержался истец, отсутствия емкостей с питьевой водой, отсутствия специального места для курения, антисанитарного состояния моечного отделения банно-прачечного комбината, недостаточного количества душевых, недостаточного времени на помывку, плохого качества пищи, не проведения в парикмахерской обработки электроприборов соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права.
При рассмотрении спора суд первой инстанции проверил выше приведенные доводы административного истца и правомерно отклонил их, как не нашедшие подтверждения в ходе судебного разбирательства, со ссылкой на доказательства, представленные суду, которые приведены в решении и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом предоставленной в материалы дела совокупности доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, в отсутствие обращений административного истца к администрации исправительного учреждения и в надзорные органы с жалобами на ненадлежащие условия содержания в приведенной выше части, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что приведенные административным истцом в обоснование заявленных требований выше указанные обстоятельства, свидетельствующие о его нахождении в ФКУ ИК-1 УФСИН по Республике Коми в условиях, не соответствующих установленным нормам, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора по существу, в связи с чем заявленные требования о компенсации за ненадлежащие условия содержания в указанной части не подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе Стуловым А.С. не приведено доводов, опровергающих изложенные выше выводы суда о содержании его в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в надлежащих условиях и об отсутствии нарушения его прав, как не приведено и доводов о несогласии с данной судом первой инстанции оценкой имеющихся в деле доказательств в указанной части.
Не опровергает правильность изложенных выше выводов суда и представление Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 26.09.2017 № 17-02-2017 об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, истребованное судом апелляционной инстанции по ходатайству административного истца.
Проверяя доводы Стулова А.С. о незаконности действий (бездействия) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в части недостаточности жилого пространства, недостаточного количества умывальников и унитазов и их ненадлежащего состояния, отсутствия приватности в помещениях санитарных узлов, отсутствия горячего водоснабжения в помещениях отрядов, нерегулярности выдачи средств индивидуальной гигиены, и наличии в связи с этим права на денежную компенсацию за нарушение условий содержания, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми находит данные доводы заслуживающими внимания и не может согласиться с выводами суда в указанной части.
Так, из анализа технических паспортов на здания (строения) общежитий №<Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> и представленных ответчиком сведений о количестве осужденных в отрядах следует, что в периоды отбывания Стуловым А.С. наказания в ФКУ ИК-1 с 19.06.2017 по 30.05.2018 и с 06.06.2018 по 11.06.2018 установленная частью 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете 2 кв. м на одного осужденного в отряде <Номер обезличен> (с 01.06.2018 переименован в отряд <Номер обезличен>), где содержался истец, не соблюдалась, она составляла от 1,8 кв. м до 1,9 кв. м на одного осужденного.
Из Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях суду апелляционной инстанции представлено представление № 17-02-2017 об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, внесенное указанным надзорным органом по результатам проверки 26.09.2017, а также ответ названного исправительного учреждения на данную меру прокурорского реагирования.
Из представления от 26.09.2017 № 17-02-2017 следует, что в период отбывания Стуловым А.С. наказания в ФКУ ИК-1 в нарушение требований части 3 статьи 101 УИК РФ помещения санузлов во всех отрядах не были оборудованы раковинами для умывания и унитазами в соответствии с нормами, установленными Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512, то есть из расчета одна раковина на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных; сливные бачки унитазов находились в ненадлежащем состоянии (расколоты); в нарушение требований статьи 99 УИК РФ и Инструкции СП-17-02 санитарные узлы отрядов не были оборудованы санитарными экранами и дверьми, обеспечивающими требования приватности при их использовании.
Кроме того, согласно вышеназванному акту прокурорского реагирования, в нарушение требований Приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, помещения отрядов 1 и 2, 3 и 4, 6 и 7 не были разделены, имели один вход, совместные комнаты для приема пищи и один локальный участок. В общежитиях отрядов отсутствовали гардеробные, комнаты быта. Комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи имели малые размеры, не позволяющие находиться в них более чем 10 осужденным, что также подтверждает доводы административного истца о переполненности в отряде № 1, где он содержался на момент прокурорской проверки.
Также из акта прокурорского реагирования следует, что в нарушение требований статьи 99 УИК РФ осужденные не в полном объеме обеспечивались индивидуальными средствами гигиены; в нарушение статьи 101 УИК РФ в столовой не обеспечивались условия, соответствующие установленным санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям, обеспечивающим охрану здоровья осужденных (имелись многочисленные протечки кровли и плесень на стенах и потолках, имелся стойкий неприятный запах гнили и большое обилие мух).
Наличие данных фактов подтверждается ответом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 30.10.2017 на это представление прокурора, а также раздаточными ведомостями на получение средств гигиены, согласно которым Стулов А.С. не обеспечивался индивидуальными средствами гигиены в августе, сентябре, ноябре 2017 года, июне 2018 года, марте 2019 года, июле 2020 года.
Из материалов дела и объяснений представителя административных ответчиков ФКУ ИК-1 и УФСИН России по Республике Коми Рижко О.В. также следует, что в период отбывания Стуловым А.С. наказания в ФКУ ИК-1 в помещениях отрядов отсутствовало горячее водоснабжение, что не соответствует требованиям приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 N 130-ДСП, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр.
Из материалов дела, в том числе ответа ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 30.10.2017 на представление прокурора, справки отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 20.05.2021, объяснений представителя административных ответчиков Рижко О.В. следует, что выявленные в акте прокурорского реагирования нарушения в части антисанитарного состояния помещения столовой были устранены непосредственно после внесения представления (на кровле столовой произведен локальный ремонт неисправных участков, побелены стены и потолок, просушены помещения столовой, устранен неприятный запах, проведено уничтожение мух дезинсекцией). Иные нарушения, касающиеся административного истца, в части недостаточного количества умывальников и унитазов и их ненадлежащего состояния, отсутствия приватности в помещениях санитарных узлов, отсутствия горячего водоснабжения в помещениях отрядов устранялись в период 2017-2020 г.г., в течение которого проведен капитальный ремонт санитарных узлов отрядов с установкой дополнительных унитазов и раковин, проведен монтаж системы подачи горячего водоснабжения.
Принимая во внимание, что в период отбывания Стуловым А.С. наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми имелся ряд нарушений в условиях содержания, выразившихся в переполненности, недостаточности умывальников и унитазов, их ненадлежащем состоянии, отсутствии приватности в туалете, неполном обеспечении индивидуальными средствами гигиены, ограниченном доступе к горячей воде, антисанитарном состоянии столовой, что свидетельствует о нарушении ФКУ ИК-1 права истца на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Стулова А.С. и соответственно присуждения компенсации за нарушение условий содержания.
Выводы о несоответствии условий содержания истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми требованиям действующего законодательства подтверждаются, в том числе установленными фактами при рассмотрении Европейским Судом по правам человека дела «Воронцов и другие против России» (жалобы №№ 24753/16 и 6 других жалоб, Постановление от 14 июня 2018 года), а также при рассмотрении дел по жалобам Якуненко Н.С. (жалоба № 3640/19), Куряткина М.Р. (жалоба № 13942/19), по которым заключено соглашение о выплате Российской Федерацией заявителям компенсации за нарушение условий содержания, исходя из времени содержания указанных осужденных в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период в общей сложности с октября 2015 года по декабрь 2019 года.
Доказательств неотносимости установленных данными решениями обстоятельств к административному истцу и оспариваемым условиям содержания не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обратном противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не основан на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Следовательно, решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в приведенной части.
При определении размера взыскиваемой в пользу Стулова А.С. компенсации судебная коллегия учитывает конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, связанных с проектировкой и строительством здания ФКУ ИК-1, наличие у административного истца реальной возможности пребывания за пределами помещений с ненадлежащими условиями содержания в других помещениях исправительного учреждения, отсутствие последствий для административного истца, а также исходит из принципов разумности и справедливости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нахождение административного истца в ИК-1 с недостаточным жилым пространством, недостаточным количеством умывальников и унитазов, отсутствием условий приватности в туалете, ограниченным доступом к горячему водоснабжению, нерегулярной выдачей средств индивидуальной гигиены, составило в общей сложности три года, в пользу Стулова А.С. подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2021 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Стулова А.С. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в не обеспечении надлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в виде переполненности, недостаточном количестве умывальников и санузлов и их ненадлежащем состоянии, отсутствии уединенности в туалете, ограниченном доступе к горячему водоснабжению, нерегулярной выдаче средств индивидуальной гигиены, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания отменить, вынести в этой части новое решение, по которому:
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Коми, выразившиеся в не обеспечении Стулова А.С. надлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в части переполненности, недостаточном количестве умывальников и санузлов и их ненадлежащем состоянии, отсутствии уединенности в туалете, ограниченном доступе к горячему водоснабжению, нерегулярной выдаче средств индивидуальной гигиены.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Стулова А.С. компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 рублей.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стулова А.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 июля 2021 года.
Председательствующий -
Судьи -