Судья Мягкова Е.А. дело № 33-11915/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Волгоград 16 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Жабиной Н.А.,
судей Поликарпова В.В., Троицковой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шилиной Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2635/2024 по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах Санниковой Аллы Степановны к администрации Волгограда о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту жилой инфраструктуры, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционному представлению прокурора Центрального района г. Волгограда и апелляционной жалобе администрации Волгограда,
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 июля 2024 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах Санниковой Аллы Степановны к администрации Волгограда о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту жилой инфраструктуры, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Волгограда (ОГРН № <...>) обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об инвалидах, жилищного законодательства, обеспечив с учетом потребности инвалида выполнение мероприятий по приспособлению общего имущества (9 подъезд) в многоквартирном доме <адрес>, в котором проживает инвалид, путем занижения порогов входной группы, установки открывающегося пандуса в тамбуре многоквартирного дома (3 пролета), пандуса с поручнями на входной группе многоквартирного дома в целях обеспечения условий доступности для инвалида согласно комиссионному акту обследования жилого помещения и общего имущества от 14.10.2021 года №88.
Взыскать с администрации Волгограда (ОГРН № <...>) в пользу Санниковой Аллы Степановны (дата рождения – <.......>) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Санниковой Аллы Степановны к администрации Волгограда о взыскании компенсации морального вреда свыше 5 000 рублей – отказать.
Заслушав доклад судьи Поликарпова В.В., судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах инвалида 1 группы Санниковой А.С. к администрации Волгограда о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту жилой инфраструктуры.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда проведена проверка по обращению инвалида 1 группы Санниковой А.С. по вопросу нарушения её прав на беспрепятственный доступ в жилое помещение в доме <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов при осуществлении деятельности комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов, многоквартирных домов, в которых они проживают.
Распоряжением администрации Центрального района Волгограда от 22 февраля 2017 года № 53-р создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества, входящего в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории Центрального района Волгограда. В настоящее время деятельность комиссии осуществляется на основании распоряжения главы администрации Центрального района г. Волгограда от 18 декабря 2023 № 313-р (далее – комиссия).
14 октября 2021 года муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества собственников в многоквартирном доме <адрес> и жилого помещения, в котором проживает инвалид-колясочник Санникова А.С. (квартира № <...>). По результатам проверки установлено наличие технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, где проживает Санникова А.С., путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы, установки открывающегося пандуса в тамбуре многоквартирного дома (3 пролета), пандуса с поручнями на входной группе многоквартирного дома. Также комиссией принято решение о технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.
При этом установлено, что в нарушение п. 15, 18-20 Правил № 649 администрацией Центрального района Волгограда не принято итоговое заключение о возможности (невозможности) приспособления помещений многоквартирного дома под нужды инвалида. Вопрос обустройства пандуса с поручнями на входной группе дома не решен.
12 декабря 2023 в адрес главы администрации Центрального района Волгограда прокуратурой района внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией района представлена информация, что с учетом произведенного расчета стоимости переоборудования здания для беспрепятственного доступа и получения услуг маломобильным группам населения путем установки двух откидных пандусов размерами 3,8 м. и одного откидного пандуса размером 1,6 м. Муниципальной комиссией принято решение от 21 декабря 2023 об экономической целесообразности установки пандуса. 10 января 2024 года комиссией вынесено заключение о возможности приспособления общего имущества многоквартирного дома <адрес> с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
18 января 2024 года данное заключение направлено главе Волгограда для принятия решения о включении соответствующих мероприятий в утвержденный план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности в соответствии с нормами Правил № 649.
Из представленной администрацией Волгограда в прокуратуру района информации от 22 марта 2024 № К-3388-1и следует, что денежных средств на установку пандуса в доме <адрес> в рамках программы «Волгоград - город равных возможностей», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 года № 1886, не предусмотрено. Выявленные прокуратурой Центрального района г. Волгограда нарушения законодательства не устранены.
В связи с чем, прокуратура Центрального района просила возложить на администрацию города Волгограда обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об инвалидах, жилищного законодательства, обеспечив с учетом потребности инвалида выполнение мероприятий по приспособлению общего имущества (9 подъезд) в многоквартирном доме <адрес>, в котором проживает инвалид, путем занижения порогов входной группы, установки открывающегося пандуса в тамбуре многоквартирного дома (3 пролета), пандуса с поручнями на входной группе многоквартирного дома в целях обеспечения условий доступности для инвалида согласно комиссионному акту обследования жилого помещения и общего имущества от 14 октября 2021 года № 88.
Санникова А.С. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования и просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей, в остальной части исковые требования поддержала.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит отменить, принять новый судебный акт с отказом в удовлетворении исковых требований, ссылается на неверное установление судом обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, указывая, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком, полномочия по созданию и работе комиссий на основании Постановления администрации Волгограда от 8 февраля 2017 года № 176 делегированы администрациям районов Волгограда. Также, ссылаясь на отсутствие указаний на конкретные мероприятия, которые должны быть совершены ответчиком, считает решение не соответствующим принципам исполнимости.
В апелляционном представлении прокуратуры Центрального района г. Волгограда оспаривается определенный к взысканию размер компенсации морального вреда.
Санникова А.С., представители ответчика администрации Волгограда, представители третьих лиц администрации Центрального района г. Волгограда, Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, Департамента Финансов администрации Волгограда, Комитета ЖКХ Волгоградской области, Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, Управляющей компании ООО Ангарское, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе путём размещения соответствующей информации на сайте Волгоградского областного суда (http://oblsud.vol.sudrf.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»), в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение спора в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав прокурора Бережного А.И., поддержавшего доводы представления, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ на органы местного самоуправления возложены обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В Федеральном законе № 181-ФЗ законодатель установил обязанности отдельных субъектов, в том числе органов местного самоуправления по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Одним из средств конкретизации положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов и перил.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 ноября 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения закреплены в Своде правил № 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года №904/пр.
В соответствии с п. 7.1.3 Свода правил жилые многоквартирные дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая доступность: лифтового холла или первого этажа в домах без лифта от уровня земли перед входом в здание; жилых помещений для инвалидов в общественных зданиях от уровня земли перед входом в здание; всех помещений, обслуживающих жителей или посетителей; всех входных групп; внутренних лестниц; поэтажных внеквартирных коридоров; подземных стоянок автомобилей для инвалидов группы мобильности M1 (по заданию на проектирование); применения оборудования, отвечающего потребностям инвалидов; обеспечения безопасности и удобства пользования оборудованием и приборами.
В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, среди прочего: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном дом.
Пунктом 2 вышеуказанных Правил определено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.
Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 31 Правил внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,5 метра, минимальное пространство для поворота кресла- коляски на 90 градусов - размером 1,2 х 1,2 метра, для разворота на 180 градусов - диаметром 1,4 метра. Высота указанных коридоров должна быть не менее 2,1 метра. Перепады уровней и пороги внеквартирных коридоров устраняются путем устройства уклонов покрытий или пандусов, заделки или срезки порогов до высоты не более 25 миллиметров.
В соответствии с постановлением губернатора Волгоградской области от 15 ноября 2016 года № 845 органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, с учетом потребностей инвалидов, на территории Волгоградской области определен комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской обл. от 28 ноября 2016 года №459-ОД утверждено Положение о порядке создания и работы региональной межведомственной и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Волгоградской области.
Указанным Приказом на органы местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области возложена обязанность по образованию муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, утвердить составы муниципальных комиссий, а также утвердить планы мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Постановлением администрации Волгограда от 8 февраля 2017 года № 176, исходя из возложенных ст. 39 Устава города-героя Волгограда на администрацию Волгограда полномочий, администрациям районов Волгограда делегированы полномочия по созданию и работе комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории города-героя Волгограда.
Указанным постановлением координация мероприятий по приспособлению таких объектов с учетом потребностей инвалидов и обеспечению условий их доступности для инвалидов на территории города-героя Волгограда поручена Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда.
В соответствии с требованиями Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В силу части 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 ЖК РФ, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
В свою очередь, ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 14 Правил определено, что оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования, утвержденного в том числе с учетом положений муниципальной программы, направленной на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
Постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 года № 1886, утверждена муниципальная программа «Волгоград - город равных возможностей», целью которой является формирование базового комплекса условий для обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгограде, а также повышение уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных зданий и объектов городской инфраструктуры Волгограда.
В силу подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» состав общего имущества может быть определен как собственниками помещения в многоквартирном доме, так и органами государственной власти (в целях контроля за содержанием общего имущества). Нормативные положения действующего жилищного законодательства Российской Федерации не содержат запрет на включение в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома без проведения общего собрания собственников, обоснованных с точки зрения необходимости обеспечения доступа в многоквартирный дом оборудования и устройств для инвалидов (пандусов, подъемных устройств и другое).
Кроме того, Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» статья 2 ЖК РФ дополнена частью 5.1, в силу которой с 1 января 2016 года органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Судом апелляционной инстанции установлено, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда проведена проверка по обращению инвалида 1 группы Санниковой А.С. по вопросу нарушения её прав на беспрепятственный доступ в жилое помещение в доме № 43 по ул. Советской в г. Волгограде, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов при осуществлении деятельности комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов, многоквартирных домов, в которых они проживают.
Распоряжением администрации Центрального района Волгограда от 22 февраля 2017 года № 53-р создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества, входящего в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории Центрального района Волгограда. В настоящее время деятельность комиссии осуществляется на основании распоряжения главы администрации Центрального района г. Волгограда от 18 декабря 2023 № 313-р (далее – комиссия).
14 октября 2021 года муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества собственников в многоквартирном доме № 43 по ул. Советской г. Волгограда и жилого помещения, в котором проживает инвалид-колясочник Санникова А.С. (квартира № 123). По результатам проверки установлено наличие технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, где проживает Санникова А.С., путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы, установки открывающегося пандуса в тамбуре многоквартирного дома (3 пролета), пандуса с поручнями на входной группе многоквартирного дома. Также комиссией принято решение о технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.
При этом установлено, что в нарушение п. 15, 18-20 Правил № 649 администрацией Центрального района Волгограда действенных мер направленных на проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> в целях вынесения итогового заключения, не принято, итоговое заключение о возможности (невозможности) приспособления помещений многоквартирного дома под нужды инвалида до настоящего времени не вынесено, вопрос обустройства пандуса с поручнями на входной группе дома не решен.
Ввиду бездействия органа местного самоуправления, комиссии, влекущего нарушение прав относящейся к социально незащищенной категории граждан Санниковой А.С., 1937 года рождения, на беспрепятственный доступ в жилое помещение <адрес> 12 декабря 2023 в адрес главы администрации Центрального района Волгограда прокуратурой района внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией района представлена информация, что с учетом произведенного расчета стоимости переоборудования здания для беспрепятственного доступа и получения услуг маломобильным группам населения путем установки двух откидных пандусов размерами 3,8 м. и одного откидного пандуса размером 1,6 м. решением комиссии от 21 декабря 2023 принято решение об экономической целесообразности установки пандусов в целях возможности беспрепятственного пользования инвалидом общим имуществом многоквартирного дома № <адрес>.
10 января 2024 года комиссией вынесено заключение о возможности приспособления общего имущества многоквартирного дома № 43 по ул. Советской в г. Волгограде с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
18 января 2024 года данное заключение направлено главе Волгограда для принятия решения о включении соответствующих мероприятий в утвержденный план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности в соответствии с нормами Правил № 649.
Из представленной администрацией Волгограда в прокуратуру района информации от 22 марта 2024 № К-3388-1и следует, что денежных средств на установку пандуса в доме <адрес> в рамках программы «Волгоград - город равных возможностей», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 года № 1886, не предусмотрено.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалах дела доказательствами.
Такие же обстоятельства были установлены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции, установив, что администрация Волгограда является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям и в ее обязанность входит создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, координация действий своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач, исковые требования в части возложения обязанности по выполнению таких мероприятий удовлетворил.
Судом верно отмечено, что отсутствие финансирования не может служить основанием для неисполнения возложенных на орган исполнительной власти обязанностей.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Также судом первой инстанции, частично удовлетворены требования Санниковой А.С. о компенсации морального вреда, причиненного в связи с ненадлежащим исполнением администрацией Волгограда своей обязанности по обеспечению инвалиду доступа к общему имуществу в многоквартирном жилом доме в размере 5000 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10, понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Между тем, судебная коллегия находит, что доводы апелляционного представления, заслуживают внимания и, исходя из приведенных требования закона, компенсация морального вреда подлежит увеличению до 30000 руб.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 июля 2024 года изменить в части определения размера компенсации морального вреда, увеличив размер взыскания компенсации морального вреда с администрации Волгограда в пользу Санниковой Аллы Степановны в сумме 30 000 рублей.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: