Решение по делу № 33-3-1243/2024 от 18.01.2024

Судья Кайшев А.Е. дело № 33-3-1243/2024

№ 2-1140/2023

УИД 26RS0020-01-2023-001546-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 13 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Трушкина Ю.А.,

судей Муратовой Н.И., Шетогубовой О.П.,

при секретаре Горбенко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края - Бакшеевой О.И. на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 ноября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения,

заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,

установила:

Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд с указанным иском, впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, который мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа. Установлено, что в границах Вревского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены гидротехнические сооружения - дамбы земляные в количестве 11 штук, которые в настоящее время ни за кем не закреплены, не имеют собственника и (или) эксплуатирующей организации, ни у кого на балансе не числятся и являются бесхозяйным. В связи с отсутствием собственников указанных гидротехнических сооружений на территории Вревского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края и (или) эксплуатирующей их организации, а также бездействием администрации округа по их постановке на учет, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, предусмотренных законом, не обеспечивается. В результате проверки установлено, что шесть гидротехнических сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии, пять - в удовлетворительном состоянии, что не исключает ухудшение их состояния в будущем, поскольку они не имеют собственника и (или) эксплуатирующей организации. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Однако спорные ГТС указанными свойствами не обладают, в связи с чем, существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей и указанные обстоятельства имеют признаки чрезвычайной ситуации. Бездействие администрации по определению собственника гидротехнических сооружений, эксплуатирующей их организации, постановке указанных гидротехнических сооружений на учет, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создает угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.

Истец просил обязать ответчика в течение 18 месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения - дамбы земляные.

Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14.11.2023 исковые требования прокурора Кочубеевского района, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения, - удовлетворены.

Суд обязал администрацию Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края в течение 18 (восемнадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы следующие бесхозяйные гидротехнические сооружения:

- дамбу земляную, ГТС пруда 0,2 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 50 м, шириной по гребню 1 м, водосброс осуществляется через стальную трубу диаметром 800 мм, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 131 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется верхним переливом через стальную трубу диаметром 400 мм, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 128 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется верхним переливом через стальную трубу диаметром 600 мм и обводной канал, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,7 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 121 м, шириной по гребню 18 м, водосброс осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 500 мм, находящуюся в удовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,9 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 68 м, шириной по гребню 1,5 м, сброс воды осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 400 м, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 1,3 км В с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 56 м, шириной по гребню 3 м, водосброс осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 400 мм, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда 0,1 км СВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 205 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется через асбестоцементную трубу диаметром 500 мм и стальную трубу диаметром 700 мм, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,24 км ЮВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 60 м, шириной по гребню 8 м, водосброс осуществляется через бетонный лоток шириной 6 м, находящуюся в удовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 3,5 м, водосброс осуществляется через стальную трубу диаметром 700 мм, находящуюся в удовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,4 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 151 м, шириной по гребню 2 м, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,3 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 205 м, шириной по гребню 3 м, находящуюся в удовлетворительном состоянии.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края - Бакшеева О.И. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что земельный участок находится в собственности физического лица, в связи с чем, объекты ГТС не обладают полной совокупностью признаков бесхозяйной вещи, так как собственником ГТС должен являться собственник земельного участка, и спорное имущество не может быть признано бесхозяйным. Кроме того, ГТС находятся на водном объекте в виде пруда, и необходимо выяснить форму права собственности на пруд как водный объект. При определении наличия или отсутствия собственника ГТС вопрос о собственнике водного объекта и земельного участка является ключевым, однако судом указанные обстоятельства не рассматривались.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кочубеевского района Ставропольского края Козловцев А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика администрации Кочубеевского района Ставропольского края - Бакшееву О.И., просившей решение суда отменить и апелляционную жалобу удовлетворить, процессуального истца - прокурора Погосова М.А., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

На основании ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.

В силу положений ст. 3, 9 вышеназванного Федерального закона, под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и(или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение обязательных требований при капитальном ремонте, эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и др.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В п. 1 ст. 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, документами, послужившими основанием для включения спорного гидротехнического сооружения - дамбы в перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений, является переписка администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края и Кавказского управления Ростехнадзора. Так, главой муниципального округа заместителю руководителя - начальнику межрегионального отдела по надзору за ГТС неоднократно направлялся Перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (ответы №*** от 10.11.2021 и №*** от 22.11.2022), в котором значатся спорные дамбы.

Прокуратурой Кочубеевского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, в ходе которой установлено, что в границах Вревского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены гидротехнические сооружения:

- дамба земляная, ГТС пруда 0,2 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 50 м, шириной по гребню 1 м, водосброс осуществляется через стальную трубу диаметром 800 мм, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 131 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется верхним переливом через стальную трубу диаметром 400 мм, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 128 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется верхним переливом через стальную трубу диаметром 600 мм и обводной канал, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,7 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 121 м, шириной по гребню 18 м, водосброс осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 500 мм, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,9 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 68 м, шириной по гребню 1,5 м, сброс воды осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 400 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 1,3 км В с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 56 м, шириной по гребню 3 м, водосброс осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 400 мм, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 0,1 км СВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 205 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется через асбестоцементную трубу диаметром 500 мм и стальную трубу диаметром 700 мм, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,24 км ЮВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 60 м, шириной по гребню 8 м, водосброс осуществляется через бетонный лоток шириной 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 3,5 м, водосброс осуществляется через стальную трубу диаметром 700 мм, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,4 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 151 м, шириной по гребню 2 м, находящееся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,3 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 205 м, шириной по гребню 3 м, находящееся в удовлетворительном состоянии.

В соответствии с актами обследования гидротехнических сооружений от 16.05.2022, проведенного специалистами ГКУ Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» совместно с представителем администрации Кочубеевского муниципального округа гидротехнические сооружения: дамба земляная, ГТС пруда 0,2 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 0,9 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 1,3 км В с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 0,4 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, находятся в неудовлетворительном состоянии, остальные дамбы - в удовлетворительном состоянии.

Согласно возражениям администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, Вревского территориального отдела администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, в ходе проведенной работы администрацией округа были определены земельные участки, в границах которых расположены спорные гидротехнические сооружения и установлено, что одно гидротехническое сооружение расположено на земельном участке, находящемся в едином землепользовании, остальные - на земельных участках, на которые государственная собственность не разграничена, и кадастровый номер которым не присваивался.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 225 ГК РФ, ст. 16, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1, 3, 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1, 11, 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 3, 5, 7, 8, 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также п. 4, 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1606, исходил из достоверно установленных по делу обстоятельств того, что спорные гидротехнические сооружения в настоящее время ни за кем не закреплены, не имеют собственника и(или) эксплуатирующей организации, ни у кого на балансе не числятся, то есть по сути, являются бесхозяйными, и стороной ответчика в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного не представлено.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом суда первой инстанции, основанном на верно установленных судом фактических обстоятельствах дела и соответствующим требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок находится в собственности физического лица, в связи с чем, объекты ГТС не обладают полной совокупностью признаков бесхозяйной вещи, так как собственником ГТС должен являться собственник земельного участка, и спорное имущество не может быть признано бесхозяйным, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно представленной министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 20.10.2023 за исх. № *** информации, а также согласно сведениям о ГТС, представленным администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (т.1 л.д.106-107, 255), собственник спорных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Вревского территориального отдела, не определен.

Как следует из ответа межрегионального отдела по надзору за ГТС Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Ростехнадзор) № *** от 13.10.2023, в Российском регистре гидротехнических сооружений отсутствуют сведения о спорном гидротехническом сооружении, куда они подлежат внесению только после утверждения федеральными органами исполнительной власти декларации безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности на спорные дамбы не разрабатывалась (т.1 л.д.233-235).

В соответствии с ответом руководителя отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 20.10.2023 №*** (т.1л.д.253-254), спорные гидротехнические сооружения - дамбы земляные, в границах кадастровых кварталов ***, ***, ***, ***, не значатся в реестре муниципального имущества Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края.

Согласно ответам министерства имущественных отношений Ставропольского края №*** от 18.10.2023 и Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ставропольском крае №*** от 23.10.2023 (т.1 л.д.256-257, 258-261), вышеуказанные гидротехнические сооружения - дамбы земляные, в реестре государственного имущества Ставропольского края и в реестре федерального имущества, не значатся.

На запрос суда первой инстанции о предоставлении сведений, позволяющих идентифицировать земельные участки, в границах которых расположены гидротехнические сооружения, ГКУ Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» письмом от 30.10.2023 № *** представлена информация, с вложенной таблицей гидротехнических сооружений, расположенных в границах Кочубеевского муниципального округа (т.2 л.д.8-21), в соответствии с которым установлено, что спорные гидротехнические сооружения расположены в границах следующих земельных участков:

- ГТС (0,2 км СВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,4 км ЮВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,07 км ЮВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,7 км ЮВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,9 км СВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, расположено на земельном участке с кадастровым номером *** (ЕЗП); ***:16; ***:17 (входящие в ЕЗП);

- ГТС (1,3 км В с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,1 км СВ х.Херсонский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,24 км ЮВ х.Херсонский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,3 км ЮВ х.Херсонский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,4 км СВ х.Первоказьминский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,3 км СВ х.Первоказьминский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен.

Указанный ответ ГКУ Ставропольского края «Управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» №*** от 30.10.2023 судом при вынесении решения обоснованно принято в качестве доказательства, позволяющего идентифицировать земельные участки, в границах которых расположены спорные гидротехнические сооружения.

Кроме того, в соответствии с выписками из ЕГРН (т.1 л.д.212-218) земельный участок с КН ***, на котором расположено ГТС (0,9 км СВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, находится в едином землепользовании, земельные участки с КН ***:16; ***:17 - входят в состав единого землепользования вышеуказанного земельного участка. Земельные участки, на которых расположены остальные ГТС, не зарегистрированы в установленном порядке.

При изложенных обстоятельствах, несмотря на то, что бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края работы по признанию указанных гидротехнических сооружений бесхозяйными, постановке их на учет как бесхозяйных гидротехнических сооружений и на государственный кадастровый учет, не проведены.

При этом непринятие мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнических сооружений (дамб), находящихся на территории муниципального округа, представляет реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а, следовательно, причинения вреда окружающей среде, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Длительность сроков принятия мер, направленных на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, может явиться предпосылкой к возникновению чрезвычайной ситуации, способной повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, материальные потери, возникновение ущерба окружающей природной среде и, как следствие, бюджетные затраты Российской Федерации на возмещение ущерба.

Материалами дела подтверждается, что по указанным фактам заместителем прокурора Кочубеевского района Ставропольского края 07.06.2023 главе администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об устранении допущенных нарушений. Однако мер, направленных на постановку гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйного, органом местного самоуправления не принято, что следует из ответа на представление от08.06.2023за№ *** (т.1 л.д.52-54).

Доводы апелляционной жалобы о том, что ГТС находятся на водном объекте в виде пруда, и необходимо выяснить форму права собственности на пруд как водный объект, так как вопрос о собственнике водного объекта и земельного участка является ключевым, не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда по следующим основаниям.

Так, исходя из совокупного толкования положений ст. 1, 5, 8 Водного кодекса РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами. Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.

Между тем, ни стороной ответчика, ни третьими лицами в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, позволяющие определить, что водный объект в виде пруда, на котором находятся спорные ГТС, расположен на водотоке (реке, ручье), а также наличия у него гидрологической связи посредством водотока с какими-либо водными объектами. В рамках рассматриваемого дела ходатайств о проведении соответствующей экспертизы для установления места расположения водного объекта и отсутствия (наличия) гидротехнической связи водного объекта, сторонами заявлено не было.

Таким образом, вывод суда о том, что спорные гидротехнические сооружения - дамбы не имеют собственников, в реестрах муниципального, государственного и федерального имущества не значатся, и соответственно, в данном случае администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнических сооружений (дамб), расположенных на территории Кочубеевского муниципального округа, является верным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда принято на основании полного и объективного исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, допущено не было.

Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья Кайшев А.Е. дело № 33-3-1243/2024

№ 2-1140/2023

УИД 26RS0020-01-2023-001546-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 13 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Трушкина Ю.А.,

судей Муратовой Н.И., Шетогубовой О.П.,

при секретаре Горбенко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края - Бакшеевой О.И. на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 ноября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения,

заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,

установила:

Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд с указанным иском, впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, который мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа. Установлено, что в границах Вревского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены гидротехнические сооружения - дамбы земляные в количестве 11 штук, которые в настоящее время ни за кем не закреплены, не имеют собственника и (или) эксплуатирующей организации, ни у кого на балансе не числятся и являются бесхозяйным. В связи с отсутствием собственников указанных гидротехнических сооружений на территории Вревского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края и (или) эксплуатирующей их организации, а также бездействием администрации округа по их постановке на учет, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, предусмотренных законом, не обеспечивается. В результате проверки установлено, что шесть гидротехнических сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии, пять - в удовлетворительном состоянии, что не исключает ухудшение их состояния в будущем, поскольку они не имеют собственника и (или) эксплуатирующей организации. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Однако спорные ГТС указанными свойствами не обладают, в связи с чем, существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей и указанные обстоятельства имеют признаки чрезвычайной ситуации. Бездействие администрации по определению собственника гидротехнических сооружений, эксплуатирующей их организации, постановке указанных гидротехнических сооружений на учет, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создает угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.

Истец просил обязать ответчика в течение 18 месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения - дамбы земляные.

Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14.11.2023 исковые требования прокурора Кочубеевского района, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения, - удовлетворены.

Суд обязал администрацию Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края в течение 18 (восемнадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы следующие бесхозяйные гидротехнические сооружения:

- дамбу земляную, ГТС пруда 0,2 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 50 м, шириной по гребню 1 м, водосброс осуществляется через стальную трубу диаметром 800 мм, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 131 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется верхним переливом через стальную трубу диаметром 400 мм, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 128 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется верхним переливом через стальную трубу диаметром 600 мм и обводной канал, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,7 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 121 м, шириной по гребню 18 м, водосброс осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 500 мм, находящуюся в удовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,9 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 68 м, шириной по гребню 1,5 м, сброс воды осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 400 м, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 1,3 км В с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 56 м, шириной по гребню 3 м, водосброс осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 400 мм, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда 0,1 км СВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 205 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется через асбестоцементную трубу диаметром 500 мм и стальную трубу диаметром 700 мм, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,24 км ЮВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 60 м, шириной по гребню 8 м, водосброс осуществляется через бетонный лоток шириной 6 м, находящуюся в удовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 3,5 м, водосброс осуществляется через стальную трубу диаметром 700 мм, находящуюся в удовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,4 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 151 м, шириной по гребню 2 м, находящуюся в неудовлетворительном состоянии;

- дамбу земляную, ГТС пруда в 0,3 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 205 м, шириной по гребню 3 м, находящуюся в удовлетворительном состоянии.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края - Бакшеева О.И. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что земельный участок находится в собственности физического лица, в связи с чем, объекты ГТС не обладают полной совокупностью признаков бесхозяйной вещи, так как собственником ГТС должен являться собственник земельного участка, и спорное имущество не может быть признано бесхозяйным. Кроме того, ГТС находятся на водном объекте в виде пруда, и необходимо выяснить форму права собственности на пруд как водный объект. При определении наличия или отсутствия собственника ГТС вопрос о собственнике водного объекта и земельного участка является ключевым, однако судом указанные обстоятельства не рассматривались.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кочубеевского района Ставропольского края Козловцев А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика администрации Кочубеевского района Ставропольского края - Бакшееву О.И., просившей решение суда отменить и апелляционную жалобу удовлетворить, процессуального истца - прокурора Погосова М.А., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

На основании ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.

В силу положений ст. 3, 9 вышеназванного Федерального закона, под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и(или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение обязательных требований при капитальном ремонте, эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и др.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В п. 1 ст. 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, документами, послужившими основанием для включения спорного гидротехнического сооружения - дамбы в перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений, является переписка администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края и Кавказского управления Ростехнадзора. Так, главой муниципального округа заместителю руководителя - начальнику межрегионального отдела по надзору за ГТС неоднократно направлялся Перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (ответы №*** от 10.11.2021 и №*** от 22.11.2022), в котором значатся спорные дамбы.

Прокуратурой Кочубеевского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, в ходе которой установлено, что в границах Вревского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены гидротехнические сооружения:

- дамба земляная, ГТС пруда 0,2 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 50 м, шириной по гребню 1 м, водосброс осуществляется через стальную трубу диаметром 800 мм, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 131 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется верхним переливом через стальную трубу диаметром 400 мм, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 128 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется верхним переливом через стальную трубу диаметром 600 мм и обводной канал, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,7 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 121 м, шириной по гребню 18 м, водосброс осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 500 мм, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,9 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 68 м, шириной по гребню 1,5 м, сброс воды осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 400 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 1,3 км В с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 56 м, шириной по гребню 3 м, водосброс осуществляется сифонным выходом через стальную трубу диаметром 400 мм, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 0,1 км СВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 205 м, шириной по гребню 5 м, водосброс осуществляется через асбестоцементную трубу диаметром 500 мм и стальную трубу диаметром 700 мм, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,24 км ЮВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 60 м, шириной по гребню 8 м, водосброс осуществляется через бетонный лоток шириной 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,3 км ЮВ х.Херсонский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 3,5 м, водосброс осуществляется через стальную трубу диаметром 700 мм, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,4 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 151 м, шириной по гребню 2 м, находящееся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 0,3 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, в границах кадастрового квартала ***, длиной по гребню 205 м, шириной по гребню 3 м, находящееся в удовлетворительном состоянии.

В соответствии с актами обследования гидротехнических сооружений от 16.05.2022, проведенного специалистами ГКУ Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» совместно с представителем администрации Кочубеевского муниципального округа гидротехнические сооружения: дамба земляная, ГТС пруда 0,2 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 0,4 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 0,07 км ЮВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 0,9 км СВ с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 1,3 км В с.Вревское, географические координаты N44***’’ E41***’’; дамба земляная, ГТС пруда в 0,4 км СВ х.Первоказьминский, географические координаты N44***’’ E41***’’, находятся в неудовлетворительном состоянии, остальные дамбы - в удовлетворительном состоянии.

Согласно возражениям администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, Вревского территориального отдела администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, в ходе проведенной работы администрацией округа были определены земельные участки, в границах которых расположены спорные гидротехнические сооружения и установлено, что одно гидротехническое сооружение расположено на земельном участке, находящемся в едином землепользовании, остальные - на земельных участках, на которые государственная собственность не разграничена, и кадастровый номер которым не присваивался.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 225 ГК РФ, ст. 16, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1, 3, 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1, 11, 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 3, 5, 7, 8, 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также п. 4, 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1606, исходил из достоверно установленных по делу обстоятельств того, что спорные гидротехнические сооружения в настоящее время ни за кем не закреплены, не имеют собственника и(или) эксплуатирующей организации, ни у кого на балансе не числятся, то есть по сути, являются бесхозяйными, и стороной ответчика в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного не представлено.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом суда первой инстанции, основанном на верно установленных судом фактических обстоятельствах дела и соответствующим требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок находится в собственности физического лица, в связи с чем, объекты ГТС не обладают полной совокупностью признаков бесхозяйной вещи, так как собственником ГТС должен являться собственник земельного участка, и спорное имущество не может быть признано бесхозяйным, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно представленной министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 20.10.2023 за исх. № *** информации, а также согласно сведениям о ГТС, представленным администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (т.1 л.д.106-107, 255), собственник спорных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Вревского территориального отдела, не определен.

Как следует из ответа межрегионального отдела по надзору за ГТС Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Ростехнадзор) № *** от 13.10.2023, в Российском регистре гидротехнических сооружений отсутствуют сведения о спорном гидротехническом сооружении, куда они подлежат внесению только после утверждения федеральными органами исполнительной власти декларации безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности на спорные дамбы не разрабатывалась (т.1 л.д.233-235).

В соответствии с ответом руководителя отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 20.10.2023 №*** (т.1л.д.253-254), спорные гидротехнические сооружения - дамбы земляные, в границах кадастровых кварталов ***, ***, ***, ***, не значатся в реестре муниципального имущества Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края.

Согласно ответам министерства имущественных отношений Ставропольского края №*** от 18.10.2023 и Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ставропольском крае №*** от 23.10.2023 (т.1 л.д.256-257, 258-261), вышеуказанные гидротехнические сооружения - дамбы земляные, в реестре государственного имущества Ставропольского края и в реестре федерального имущества, не значатся.

На запрос суда первой инстанции о предоставлении сведений, позволяющих идентифицировать земельные участки, в границах которых расположены гидротехнические сооружения, ГКУ Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» письмом от 30.10.2023 № *** представлена информация, с вложенной таблицей гидротехнических сооружений, расположенных в границах Кочубеевского муниципального округа (т.2 л.д.8-21), в соответствии с которым установлено, что спорные гидротехнические сооружения расположены в границах следующих земельных участков:

- ГТС (0,2 км СВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,4 км ЮВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,07 км ЮВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,7 км ЮВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,9 км СВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, расположено на земельном участке с кадастровым номером *** (ЕЗП); ***:16; ***:17 (входящие в ЕЗП);

- ГТС (1,3 км В с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,1 км СВ х.Херсонский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,24 км ЮВ х.Херсонский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,3 км ЮВ х.Херсонский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,4 км СВ х.Первоказьминский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен;

- ГТС (0,3 км СВ х.Первоказьминский), географические координаты N44***’’ E41***’’, на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен.

Указанный ответ ГКУ Ставропольского края «Управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» №*** от 30.10.2023 судом при вынесении решения обоснованно принято в качестве доказательства, позволяющего идентифицировать земельные участки, в границах которых расположены спорные гидротехнические сооружения.

Кроме того, в соответствии с выписками из ЕГРН (т.1 л.д.212-218) земельный участок с КН ***, на котором расположено ГТС (0,9 км СВ с.Вревское), географические координаты N44***’’ E41***’’, находится в едином землепользовании, земельные участки с КН ***:16; ***:17 - входят в состав единого землепользования вышеуказанного земельного участка. Земельные участки, на которых расположены остальные ГТС, не зарегистрированы в установленном порядке.

При изложенных обстоятельствах, несмотря на то, что бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края работы по признанию указанных гидротехнических сооружений бесхозяйными, постановке их на учет как бесхозяйных гидротехнических сооружений и на государственный кадастровый учет, не проведены.

При этом непринятие мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнических сооружений (дамб), находящихся на территории муниципального округа, представляет реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а, следовательно, причинения вреда окружающей среде, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Длительность сроков принятия мер, направленных на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, может явиться предпосылкой к возникновению чрезвычайной ситуации, способной повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, материальные потери, возникновение ущерба окружающей природной среде и, как следствие, бюджетные затраты Российской Федерации на возмещение ущерба.

Материалами дела подтверждается, что по указанным фактам заместителем прокурора Кочубеевского района Ставропольского края 07.06.2023 главе администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об устранении допущенных нарушений. Однако мер, направленных на постановку гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйного, органом местного самоуправления не принято, что следует из ответа на представление от08.06.2023за№ *** (т.1 л.д.52-54).

Доводы апелляционной жалобы о том, что ГТС находятся на водном объекте в виде пруда, и необходимо выяснить форму права собственности на пруд как водный объект, так как вопрос о собственнике водного объекта и земельного участка является ключевым, не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда по следующим основаниям.

Так, исходя из совокупного толкования положений ст. 1, 5, 8 Водного кодекса РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами. Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.

Между тем, ни стороной ответчика, ни третьими лицами в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, позволяющие определить, что водный объект в виде пруда, на котором находятся спорные ГТС, расположен на водотоке (реке, ручье), а также наличия у него гидрологической связи посредством водотока с какими-либо водными объектами. В рамках рассматриваемого дела ходатайств о проведении соответствующей экспертизы для установления места расположения водного объекта и отсутствия (наличия) гидротехнической связи водного объекта, сторонами заявлено не было.

Таким образом, вывод суда о том, что спорные гидротехнические сооружения - дамбы не имеют собственников, в реестрах муниципального, государственного и федерального имущества не значатся, и соответственно, в данном случае администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнических сооружений (дамб), расположенных на территории Кочубеевского муниципального округа, является верным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда принято на основании полного и объективного исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, допущено не было.

Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

33-3-1243/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кочубеевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края
Другие
Балыдина Валентина Алексеевна
Кавказское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
СПК колхоз-племзавод "Казьминский"
отдел земельных и имущественных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края
Вревский территориальный отдел администрации Кочубеевского муниципального округа
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
18.01.2024Передача дела судье
13.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024Передано в экспедицию
13.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее