УИД 14RS0002-01-2024-000288-71

Дело № 2-414/2024                                                                         № 33-2215/2024

Судья Михайлова Т.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                                                               24 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Кузьминой М.А., Ткачева В.Г. при секретаре Алексеевой М.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ГрандСтрой» к Суколеновой Е.А. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги по апелляционной жалобе ответчика на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Ткачева В.Г., судебная коллегия

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «ГрандСтрой» (далее – ООО «ГрандСтрой») обратилось в суд с иском к Сукуленовой Е.А. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, мотивируя тем, что ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), ........... ООО «ГрандСтрой» является управляющей организацией и предоставляет жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме по указанному адресу. Задолженность ответчика за жилищно-коммунальные услуги за период с 1 сентября 2021 года по 31 января 2024 года составляет 207 153 рублей 90 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 301 рублей, всего 215 410 рублей 34 копеек.

Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены. С Суколеновой Е.А. взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с 1 сентября 2021 года по 31 января 2024 года в размере 207 153 рубля 90 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 301 рублей, всего взыскано 215 410 рублей 34 копеек.

В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с вынесенным решением, просит его отменить. В обоснование жалобы указывают на то, что истцом не предоставлена льгота, определенная законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения. Управляющие компании несут обязанность по предоставлению потребителям льготы, право на которую имеется у ответчика как у многодетной семьи. Расчет задолженности основан на предполагаемых показателях учета электрической энергии. Истец должен произвести перерасчет заявленных требований исходя из фактических данных учета электроэнергии, которые были предоставлены ответчиком в ходе рассмотрения дела.

В судебное заседание представитель истца, ответчик, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

        С учетом изложенного, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 19 июля 2021 года, заключенного ООО «ГрандСтрой» и муниципальным образованием «Город Алдан», на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в качестве управляющей организации в данном многоквартирном доме выбрано ООО «ГрандСтрой».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 6 февраля 2024 года квартира с кадастровым номером № ...:258, расположенная по адресу: Республика Саха (Якутия), .........., принадлежит на праве общей совместной собственности Суколеновой Е.А., С.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не вносит плату за жилищно-коммунальные услуги за спорный период, что не оспаривается ответчиком. Доказательств внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме за данный период времени стороной ответчика не представлено. Кроме того, ответчиком не представлено сведений об обращении в управляющую компанию для перерасчета коммунальных услуг за спорный период. Таким образом, суд первой инстанции не усмотрел оснований для возложения на управляющую компанию обязанности произвести перерасчет ответчику по коммунальным услугам за спорный период.

Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом в силу положений пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1); взнос на капитальный ремонт (пункт 2); плату за коммунальные услуги (пункт 3).

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).

Статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации); взимается по утвержденным в установленном порядке тарифам (часть 7 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом часть 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Из материалов гражданского дела следует, что в спорный период ООО «ГрандСтрой» оказывало жилищно-коммунальные услуги, связанные с содержанием многоквартирного дома.

Следовательно, в силу требований вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства ответчик Суколенова Е.А., являясь собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязана осуществлять ООО «ГрандСтрой» оплату оказанных управляющей компанией коммунальных и жилищных услуг.

В ходе рассмотрения гражданского одела в суде первой инстанции ответчик Суколенова Е.А. не оспаривала, что в указанный период собственник жилого помещения не исполняла обязанность по оплате за оказанные услуги.

При этом в суде первой инстанции, а также в апелляционной жалобе ответчик настаивает на том, что истец неверно осуществляет начисление по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, основываясь на предполагаемых показателях учета электрической энергии; истец должен произвести перерасчет заявленных требований исходя из фактических данных учета электроэнергии, которые, как утверждает ответчик, были предоставлены ею в ходе рассмотрения дела.

Между тем из содержания помесячных расчетов, предоставленных истцом, следует, что истец просит взыскать с собственника жилого помещения задолженность по следующим оказанным коммунальным услугам: горячее и холодное водоснабжение, отопление, водоотведение, вывоз твердых коммунальных отходов. В состав услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома включены: техническое обслуживание, электроснабжение общедомового имущества, дератизация.

Электроэнергия в составе коммунальных услуг, оказываемых в отношении конкретного жилого помещения, включена в расчетные документы только за период с января 2023 года по январь 2024 года, при этом начисление осуществлялось ежемесячно исходя из потребления в объеме 245,5 квт/ч. При этом из содержания расчетных документов следует, что текущие показания прибора учета электроэнергии в данный период оставлялись неизменными и составляли 23 424 квт/ч, то есть потребителем в установленном порядке показания прибора учета не передавались, в связи с чем начисление осуществлялось по нормативу. Следовательно, утверждения ответчика о том, что начисление за электроэнергию осуществлялись на основании предполагаемых показателей не соответствуют действительности.

Доказательства, свидетельствующие о том, что в действительности показания за потребленную электроэнергию передавались ответчиком, при рассмотрении гражданского дела предоставлены не были. Доводы апелляционной жалобы о том, что ею в ходе рассмотрения дела сведения о таких показаниях были предоставлены суду первой инстанции не соответствуют действительности. Не были такие доказательства предоставлены и в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В связи с изложенным указанный довод апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.

Ответчик также настаивает на том, что ей должен быть сделан перерасчет коммунальных услуг в связи с тем, что семья является многодетной. С данным доводом судебная коллегия также не соглашается в виду следующего.

Действительно, абзац второй подпункта «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписывал правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных семей: скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Между тем на территории Республики Саха (Якутия) постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 3 № 148-IV принят и в этот же день президентом Республики Саха (Якутия) подписан Закон Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», согласно части 3 статьи 17 которого многодетной семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия), на каждого рожденного, усыновленного ребенка, обучающегося в государственной образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования или среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), назначается ежегодная денежная выплата в размере, установленном правительством Республики Саха (Якутия), для приобретения комплекта школьной, спортивной и другой детской (подростковой) одежды. Право на указанную выплату прекращается при достижении ребенком возраста восемнадцати лет. Районный коэффициент к денежной выплате не применяется.

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании приведенной нормы не действующей со дня вступления решения суда в законную силу в части, не предусматривающей для многодетных семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в республике, скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории по коммунальным платежам. В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует абзацу второму подпункта «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» об установлении правительствами республик в составе Российской Федерации для многодетных семей скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2017 года в удовлетворении административного иска было отказано.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 74-АПГ17-8 указанное решение было оставлено без изменения. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом. Такой порядок не разработан до настоящего времени. Финансирование Республики Саха (Якутия) из федерального бюджета на указанные цели не осуществлялось и не предусмотрено. В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетных семей собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета федеральному законодательству не противоречит и прав граждан не нарушает.

Таким образом, предписание, содержащееся в абзаце втором подпункта «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» не является нормой прямого действия; для реализации такого предписания необходимо принятие органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего нормативно-правового акта, устанавливающего размер скидки и порядок ее предоставления для многодетных семей.

Такой нормативно-правовой акт на территории Республики Саха (Якутия) принят не был, в связи с чем у организаций, оказывающих коммунальные услуги, не возникла обязанность по предоставлению      многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Более того, Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 был отменен в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

При этом подпункт «а» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63 рекомендовал высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации установить в качестве одной из мер социальной поддержки многодетных семей предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30 процентов от установленного размера оплаты. Таким образом, в настоящее время данное предписание носит рекомендательный характер.

С 1 сентября 2024 года на территории Республики Саха (Якутия) вступит в силу Порядок предоставления льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 30 процентов многодетным семьям Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2024 года № 321, из содержания которого следует, что соответствующая льгота будет предоставляться путем целевой денежной выплаты, назначаемой государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий».

При таких обстоятельствах оснований полагать, что истец должен за счет собственных средств предоставить ответчику льготу в виде скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в рассматриваемой ситуации не имеется.

На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Оснований для иного толкования норм закона и иной оценки доказательств, на чем фактически настаивает сторона ответчика, у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, основаны на правильном применении норм материального права, оценка доказательств отвечает требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных правовых оснований, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 09 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-2215/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО ГрандСтрой
Ответчики
Суколенова Екатерина Александровна
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
13.06.2024Передача дела судье
24.07.2024Судебное заседание
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2024Передано в экспедицию
24.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее