34RS0№...-13
Дело №...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 27 июня 2023 года
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи – Хайровой С.М.,
при секретаре судебного заседания Абрамовой Р.В.,
с участием старшего помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Кузьминой Ю.В.,
представителя ответчика администрации Волгограда и соответчика администрации Красноармейского района г. Волгограда действующего на основании доверенности –Очаковский И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда о понуждении к принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском к администрации Волгограда о понуждении к принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание.
В обоснование заявленных требований указал, в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе обеспечивающего безопасность зданий и прекращении их эксплуатации, выявлены нарушения. Установлено, что многоквартирный ... в г.Волгоград признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района г. Волгограда от 17.10.2012г. №....
Расселение многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, осуществлено в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах», утверждённой постановлением администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п, разработанной в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».
В соответствии с информацией, представленной комитетом жилищной и социальной политики администрации, жилые по помещения (квартиры) фактически освобождены, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом полностью расселен.
Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... земельный участок под многоквартирным домом и здание, расположенное на нем, изъяты для муниципальных нужд.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ осмотром установлено, что придомовая территория к многоквартирному дому №... по ... в г. Волгограде не огорожена, доступ в здание не ограничен, указанное строение находится в непосредственной близости от других жилых домов, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание расположенное по адресу: г. Волгоград, ..., путем установки защитного ограждения - в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом высотой не менее 2,2 м с козырьком, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58967-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия», утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №...-ст.
В ходе рассмотрения гражданского дела судом удовлетворено ходатайство представителя ответчика –администрации г. Волгограда о привлечении в качестве соответчика администрацию Красноармейского района г. Волгограда.
В судебном заседании старший помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда – Кузьмина Ю.В. на удовлетворении иска настаивала, просила удовлетворить исковые требования к ответчику администрации г. Волгограда в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Волгограда и соответчика администрации Красноармейского района г. Волгограда Очаковский И.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поддержал письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 3 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2), соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (абзац 7).
Безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона (часть 2).
Судом установлено, что заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой ... г. Волгограда признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Волгограда №... от ДД.ММ.ГГГГ «О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, ... аварийным и подлежащим сносу» установлено, что после проведения мероприятий по расселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, необходимо обеспечить охранные мероприятия по недопущению посторонних лиц на прилегающую территорию.
Согласно уведомлению комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №..., произведено расселение граждан из ... в г. Волгоград, за исключением собственников двух комнат коммунальной ..., поскольку материалы находятся на рассмотрении в суде. При этом жилые помещения (квартиры) фактически освобождены проживающими в нем гражданами.
В ходе судебного заседания установлено, ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой города Волгограда проведен осмотр многоквартирного ... в г. Волгограде, что подтверждается актом осмотра старшего УУП ОП №... Управления МВД России по г. Волгограду, согласно которого выявлено, что придомовая территория к указанному многоквартирному дому не огорожена, забора вокруг дома не имеется, дом расселен. При этом в ходе осмотра проводилась фотосьемка, из которой усматривается, что придомовая территория к аварийному многоквартирному дому №... по ..., г.Волгоград не огорожена, доступ в здание не ограничен.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами объективно подтверждается, что придомовая территория к аварийному многоквартирному дому №... по ..., г. Волгоград не огорожена, доступ в здание не ограничен, что создает условия для совершения противоправных действий, делает его опасным и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан в случае его разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими на него права собственности, а также может привести к иным чрезвычайным ситуациям.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исходя из ч.1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Вопреки доводам ответчика администрации Волгограда, изложенным в письменных возражениях, Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №...-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 58967-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия, разделом 1 которого определено, что настоящий стандарт распространяется на инвентарные ограждения, предназначенные для выделения территорий строительных площадок, участков производства строительно-монтажных работ, земляных работ, технического обслуживания, ремонта, реконструкции, демонтажа и сноса зданий и сооружений.
В том же стандарте предусмотрены технические требования и характеристики к возводимой ограждающей конструкции, в частности, разделом 5 стандарта определено, что ограждения должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и рабочей документации изготовителя, должны быть сборно-разборными с унифицированными элементами, соединениями и деталями крепления, иметь определенную высоту панелей, а также длину панелей (не более 4,0 м).
Также защитно-охранные и защитные ограждения обязательно должны иметь козырьки для защиты людей от падающих предметов с высоты, которые должны быть изготовлены в виде отдельных панелей прямоугольной формы: при вероятности падения предметов с высоты; расстоянии от места проведения работ до ограждения менее 2,0 м или высоте рабочего горизонта более 4,0 м или более половины расстояния от рабочего места до ограждения.
Вопреки доводам изложенным в письменных возражениях ответчика администрации Волгограда, ГОСТ 58967-2020, утверждённый приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №...-ст, подлежит применению в обязательном порядке в части требований, установленных п.1 ст. 46 Федерального закона « О техническом регулировании».
Суд отклоняет доводы ответчика администрации Волгограда о нарушении самостоятельности бюджетов, закреплённого Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принципа самостоятельности местного самоуправления, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению охранных мероприятий, ограничивающих доступ на прилегающую территорию к объекту недвижимости, признанного аварийным и подлежащим сносу, не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, суд относится критически к доводам ответчика администрации Волгограда о том, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, поскольку дом расселен формально, за исключением собственников двух комнат коммунальной ....
Так, на основании уведомления комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №..., произведено расселение граждан из ... в г. Волгоград, за исключением собственников двух комнат коммунальной ..., поскольку материалы по расселению находятся в суде, при этом все жилые помещения (квартиры) освобождены проживающими в аварийном доме гражданами. Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра и фотоматериалом, таким образом, суд приходит к выводу, что аварийный дом фактически расселён, а, следовательно, необходимо принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийное здание, подлежащее сносу.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В силу ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, обладает в области управления муниципальной собственностью полномочиями по управлению муниципальной собственностью Волгограда в порядке, установленном городской Думой, решению вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности Волгограда.
Вопреки доводам ответчика, в силу приведенных правовых норм Администрация Волгограда как орган местного самоуправления и собственник объекта наделена полномочиями на принятии мер, направленных на воспрепятствование несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по вышеуказанному адресу.
Поскольку обязанность по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются, прямо предусмотрены в законе и возложены на Администрацию города, а непринятие своевременных мер по установлению ограждения территории аварийных домов и их сносу, вывозу отходов сноса зданий, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд находит законными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Красноармейского района г.Волгограда о возложении на администрацию Волгограда обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по адресу: г.Волгоград, ..., при этом в удовлетворении исковых требований к администрации Красноармейского района Волгограда следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда о понуждении к принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Волгограда (ОГРН 1023403433822) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание расположенное по адресу: г. Волгоград, ..., путем установки защитного ограждения -в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом высотой не менее 2,2 м с козырьком, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58967-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия», утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №...-ст.
В удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского района г. Волгограда о понуждении к принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание –отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, 04.07.2023г.
Судья - подпись С.М. Хайрова
... ... ... ... |
... ... ... ... ... ... |