Дело № 2-671/2024
УИД 34RS0012-01-2024-000510-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградской области 14 августа 2024 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Редько Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Кургаевой С.В.,
с участием истца ФИО3, его представителя ФИО6,
представителя ответчика ОСФР по Волгоградской области по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с указанным иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ОСФР по Волгоградской области), мотивировав свои требования тем, что 25 августа 2023 года он обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 августа 2023 г.
Решением ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ принято прекратить с 01 декабря 2023 года выплату пенсии по старости, назначенной ФИО3 Решением ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении пенсии как лицу, осуществлявшему трудовую деятельность в должностях Государственной противопожарной службы, по причине отсутствия необходимого специального стажа работы 25 лет при достижении возраста 50 лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии. В специальный стаж ему засчитано 19 лет 01 месяц 24 дня. С указанными решениями истец не согласен, считает их незаконными и не обоснованными, поскольку на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии ему исполнилось 50 лет, а его специальный стаж составлял 25 лет 00 дней. При этом ответчик не принял к зачету в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ № в должности водителя Городищенского ПСО, с 12 марта 2001 года по 30 июня 2004 года (03-03-19) в Городищенском отряде государственной противопожарной службы ГУВД, поскольку работа в указанных должностях не относится к государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Не согласившись с указанными решениями, истец просит суд, с учетом уточнения исковых требований, признать незаконными решение ОСФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении выплаты пенсии по старости, назначенной ФИО3, решение от ДД.ММ.ГГГГ № – в части отказа включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы ФИО3 периоды работы в должности водителя Городищенского ПСО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02-06-17) и в Городищенском отряде государственной противопожарной службы ГУВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03-03-19), возложить обязанность на ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии указанные периоды, назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО3 и его представитель ФИО6, действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск в полном объёме, доводы привели аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОСФР по Волгоградской области ФИО7, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что ФИО3 решением № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в досрочном назначении пенсии по причине отсутствия специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим трудовую деятельность в должностях Государственной противопожарной службы. В специальный стаж ему засчитано 19 лет 01 месяц 24 дня, что не определяет право на досрочное пенсионное обеспечение, то есть, не выработан необходимый льготный стаж 25 лет. С учетом изложенного, просит в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица клиентской службы ОСФР по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьей 39, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающих на должностях, предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуется водитель (шофер) автомобиля (пожарного) код 11442.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года № 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. № 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как видно из материалов дела, ФИО3 в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 09 июня 2001 года.
При разрешении спора судом установлено, что 25 августа 2023 года ФИО3 обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», заявление зарегистрировано за №, как лицу, осуществляющему трудовую деятельность в должностях Государственной противопожарной службы МЧС России.
07 сентября 2023 года решением ОСФР по Волгоградской области № истцу отказано в установлении пенсии по причине отсутствия сведений о специальном стаже с 05 июня 2023 г. по 24 августа 2023 года в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
08 сентября 2023 года решением ОСФР по Волгоградской области № об обнаружении ошибки в решении № от 07 сентября 2023 года в связи с чем ФИО3 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 августа 2023 г.
23 ноября 2023 года ОСФР по Волгоградской области принято решение № о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ч.1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» № от ДД.ММ.ГГГГг.
26 января 2024 года решением ОСФР по Волгоградской области № истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим в должностях Государственной противопожарной службы, поскольку досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.к. сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают, а также в связи с отсутствием в сведениях ИЛС кода особых условий труда. При этом в специальный стаж ФИО3 засчитано 19 лет 01 месяц 24 дня, что не определяет право на досрочную страховую пенсию по старости.
В стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не включены периоды работы ФИО3 с 27 марта 1992 года по 13 октября 1994 года (02-06-17) в должности водителя Городищенского ПСО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03-03-19) в должности водителя в Городищенском отряде государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области, в соответствии с пунктом 18 части 1 статье 30 Закона № 400-ФЗ, в связи с отсутствием кода особых условий труда.
Между тем, из архивной справки № от 11 августа 2022 года ГУ МЧС России по Волгоградской области усматривается, что ФИО3, действительно был принят на должность начальника караула в Городищенский пожарно-спасательный отряд противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Волгоградского облисполкома (Городищенский ПСО ПАСС УВД Волгоградского облисполкома) (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ №).
09 апреля 1993 года ФИО3 переведен на должность водителя (приказ УВД от 09 апреля 1993 г. №).
13 октября 1994 года ФИО3 уволен по собственному желанию (приказ УВД от 09.04.1993 №).
12 марта 2001 года ФИО3 был принят в Городищенскую пожарную часть на должность водителя второго класса (приказ ГУВД от 11 марта 2001 г. №).
29 декабря 2007 года ФИО3 присвоена квалификация водителя 1-го класса (приказ ГУ МЧС России по Волгоградской области от 29 декабря 2007 г. №).
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки № № от ДД.ММ.ГГГГ и вкладышем в трудовую книжку ВТ-I № от 01 июля 2019 года, выданные на имя ФИО3
Сведениями от 09 августа 2024 года, представленными на запрос суда Главным управлением МЧС России по Волгоградской области, - справкой, уточняющей льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, подтверждены указанные выше период работы истца, а также указано на то, что периоды работы ФИО3 с 27 марта 1992 года по 13 октября 1994 года и с 12 марта 2001 года по 04 октября 2023 года засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с часть.6 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях. Выплаты заработной платы производились за счет средств федерального бюджета.
Статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлены правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Так, согласно части 1 статьи 14 названного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения, которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с Распоряжением Совета министров РСФСР № 391-р от 29 апреля 1991 установлено финансирование расходов единой противопожарной и аварийно-спасательной службы за счет ассигнований республиканского бюджета (утратило силу с принятием Постановления Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 849).
На основании подпункта 1 Постановления Правительства Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее Постановление № 849) принято предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о преобразовании службы противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в пределах лимита численности, установленной для этого Министерства.
Согласно пунктам 8, 16 Положения о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением № 849, финансовое обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы осуществлялось за счет: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.
В соответствии с пунктами 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 № 1309 «О совершенствовании Государственного управления в области пожарной безопасности» в связи с преобразованием, лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года считаются проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
Таким образом, в период с 1991 по 2001 года включительно Государственная противопожарная служба находилась в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В наименовании Государственной противопожарной службы Волгоградской области произошли следующие изменения:
- до 30 апреля 1991 года - Управление пожарной охраны УВД Волгоградского облисполкома;
- 30 апреля 1991 года приказом УВД Волгоградской области от 30 апреля 1991 года № Управление пожарной охраны УВД Волгоградского облисполкома преобразовано в самостоятельную противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Волгоградской области;
- 24 июня 1993 года приказом УВД Волгоградской области от 24 июня 1993 года № Самостоятельная противопожарная и аварийно-спасательная служба УВД Волгоградской области преобразована в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД Волгоградской области;
- 14 января 1994 года приказом УВД Волгоградской области от 14 января 1994 года № Противопожарная аварийно-спасательная служба УВД Волгоградской области преобразована в Управление государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области;
- 15 апреля 2000 года приказом МВД РФ от 15 апреля 2000 года № Управление внутренних дел Волгоградской области преобразовано в Главное управление внутренних дел Волгоградской области. Управление государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области преобразовано в Управление государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области.
- 01 января 2002 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № Государственная противопожарная служба МВД РФ передана в МЧС России. Управление государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области переименовано в Управление государственной противопожарной службы МЧС России Волгоградской области.
- 01 октября 2003 года на основании постановления Главы администрации Волгоградской области от 03 октября 2003 года № № и приказа начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Волгоградской области от 28 октября 2003 года № Управление государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области ликвидировано. Его правопреемником определено Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Волгоградской области.
- 01 января 2005 приказом МЧС России от 26 октября 2004 № создано Главное управление МЧС России по Волгоградской области.
Управление пожарной охраны УВД Волгоградского облисполкома относилось по подчиненности к структуре МВД.
Согласно справке ГУ МЧС России по Волгоградской области № от 20 декабря 2022 г. занимаемая ФИО3 должность с 27 марта 1992 г. финансируется за счет средств федерального бюджета, что также указано в справке, уточняющий льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 работал в государственной противопожарной службе, при этом место работы ведомственно принадлежало либо к МВД Российской Федерации, либо к МЧС России, при этом, подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, в которых работал истец, не относились к противопожарной службе субъекта РФ, доказательств обратного стороной ответчика в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, не добыты они и в ходе судебного разбирательства.
Судом установлено и то обстоятельство, что трудовая функция истца и должностные обязанности в спорные периоды работы не изменялись.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, учитывая, что предоставленными доказательствами подтверждается работа истца с 27 марта 1992 года по 13 октября 1994 года (02-06-17) в должности начальника караула, водителя Городищенского ПСО, с 12 марта 2001 года по 30 июня 2004 года (03-03-19) в должности водителя в Городищенском отряде государственной противопожарной службы ГУВД, установленных ранее действовавшим Законом «О государственной пенсии в РФ» от 20 ноября 1990 года, а затем в МЧС РФ, на основании Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, суд приходит к выводу о возможности включения данных периодов в специальный стаж, дающий истцу право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона 3 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по страхованию работника, по своевременному и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанных бюджет, возложена на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании»).
По данным индивидуального персонифицированного учета спорный период работы ФИО3 с 27 марта 1992 года по 13 октября 1994 года № в должности начальника караула, водителя Городищенского ПСО, с ДД.ММ.ГГГГ по 30 июня 2004 года № в Городищенском отряде государственной противопожарной службы ГУВД, отражен с указанием кода льготных условий труда, в период с 27 марта 1992 года по 13 октября 1994 год № в Городищенского ПСО - указан код ЗП 12 О, в период с 12 марта 2001 года по 31 июня 2004 года (03-03-19) в Городищенском отряде государственной противопожарной службы ГУВД указан код №.
Таким образом, работодатель при представлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ФИО3 документально подтвердил его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии и решение ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный трудовой стаж ФИО3 спорных периодов работы, является незаконным.
С учетом изложенного, суд полагает возможным включить ФИО3 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ № в должности начальника караула, водителя Городищенского ПСО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ № в Городищенском отряде государственной противопожарной службы ГУВД.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии по старости, назначенной ФИО3.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год № в должности начальника караула, водителя Городищенского ПСО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03-03-19) в Городищенском отряде государственной противопожарной службы ГУВД.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области включить ФИО3 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02-06-17) в должности начальника караула, водителя Городищенского ПСО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ № в Городищенском отряде государственной противопожарной службы ГУВД, назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 августа 2024 года.
Судья Е.Н. Редько