Решение по делу № 2-506/2024 от 09.10.2024

Дело

УИД 75RS0-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Могоча                                                                                                        25 ноября 2024 г.

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Литвинцевой Н.П., при секретаре судебного заседания Фадеевой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Эннс Юрия Николаевича к Министерству здравоохранения Забайкальского края, ГУЗ «Могочинская ЦРБ», о понуждении обеспечить лекарственными препаратами в необходимом объеме и в соответствии с медицинскими показаниями, о возмещении морального вреда,

установил:

Могочинский межрайонного прокурора, действуя в интересах Эннс Юрию Николаевичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать ГУЗ «Могочинская ЦРБ» организовать выдачу Ю.Н. рецептов на бесплатное обеспечение льготными лекарственными препаратами, а именно: соталол, аторвастатин, ривароксабан в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача в течение 2024г.; обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать обеспечение Эннс Ю.Н. льготными лекарственными препаратами, а именно: соталол, аторвастатин, ривароксабан в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача в течение 2024г.; взыскать солидарно с ГУЗ «Могочинская ЦРБ» и Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Эннс Ю.Н., компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, ссылаясь на следующее. Могочинской межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения Эннс Ю.Н. проведена проверка исполнения требований законодательства о льготном обеспечении граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями. В ходе проведенной проверки установлено, что Эннс Ю.Н. прикреплен на медицинское обслуживание к ГУЗ «Могочинская ЦРБ» с диагнозом ишемическая болезнь сердца и имеет право на получение всех необходимых льготных лекарственных средств, в том числе соталол, аторвастатин, ривараксобан в необходимом количестве согласно рецептам врача. Вместе с тем, Эннс Ю.Н. не получены льготные лекарственные препараты по следующим рецептам: ДД.ММ.ГГГГ , , . Нарушения носят систематический характер, кроме того, необеспечение указанными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и средствами диагностики Эннс Ю.Н. ведет к нарушению его прав, в том числе, фундаментального права на охрану здоровья. Данные обстоятельства указывают на необходимость обеспечения ее лекарственными препаратами в течении 2024 года. Кроме того в результате ненадлежащего лекарственного обеспечения со стороны органов здравоохранения Эннс Ю.Н. причинен и моральный вред, который оценен последней в размере 20 000 рублей, поскольку Эннс Ю.Н. обращалась с просьбами о предоставлении ему, предусмотренных законодательством и медицинскими показаниями лекарственных препаратов, однако последней необходимые лекарственные препараты не предоставлялись без каких-либо законных оснований, кроме того вследствие несвоевременного лекарственного обеспечения и несвоевременного приема необходимых препаратов у Эннс Ю.К. поднималось артериальное давление, возникали головные боли и слабость, что приводило к ухудшению общего состояния.

В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора – Савченко Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Истец Эннс Ю.Н. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ГУЗ «Могочинская ЦРБ» Мингалова Ю.А. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что полномочия ГУЗ «Могочинская ЦРБ» в рассматриваемых правоотношениях сводятся к тому, что ежегодно в сентябре (в сентябре 2023 г. на основании Распоряжения Министерства здравоохранения Забайкальского края /р от ДД.ММ.ГГГГ) ГУЗ «Могочинская ЦРБ» составляется заявка на пациентов состоящих на учете в ГУЗ «Могочинская ЦРБ» получающих лекарственные препараты по федеральной и региональной льготе на 2024 г. Эннс Ю.Н. наряду с другими пациентами включена в заявку на 2024 г. На 2024 г. заявка составлена с учетом таблетированных препаратов. При обращении пациентов по поводу выписки лекарственных препаратов отказов в 2024 г. не было. В связи с тем, что ГУЗ «Могочинская ЦРБ» не является распределителем денежных средств и в силу положений Бюджетного кодекса РФ Министерство здравоохранения забайкальского края является главным распределителем средств бюджета Забайкальского края. Закупом льготных лекарственных препаратов занимается Министерство здравоохранения Забайкальского края, ГУП ЗК «Аптечный склад», как и ГУЗ «Могочинская ЦРБ» закупом льготных лекарственных препаратов не занимается. Задача нашей организации: - ежегодно в сентябре месяце составить заявку на пациентов, состоящих на учете в ГУЗ «Могочинская ЦРБ», получающих лекарственные препараты по федеральной, региональной льготе и направить в Министерство Здравоохранения Забайкальского края; выписать рецепт на получение льготных лекарственных препаратов. Таким образом обязанность ГУЗ «Могочинская ЦРБ» по лекарственному обеспечению Эннс Ю.Н. на 2024 год в рамках имеющихся полномочий учреждения выполнена в полном объёме. Между тем представитель ответчика в судебном заседании дополнила, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела) оформлена и направлена в Министерство здравоохранения дополнительная заявка на медицинские препараты, при этом результат рассмотрения дополнительной заявки министерством неизвестен.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, заявлений не представили.

Представитель третьего лица Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены своевременно и надлежащим образом, представили отзыв на иск, в котором просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, указали, что главным распорядителем бюджетных средств ГУЗ «Могочинская ЦРБ» является Министерство здравоохранения Забайкальского края.

Представитель третьего лица ГУП «Аптечный склад» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, заявлений не представили.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Как следует из материалов дела, Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд в иском в защиту нарушенных прав Эннс Ю.Н. на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, поскольку истцу необходимо применение по жизненным показаниям препарата, до настоящего времени требуемыми лекарственными препаратами истец не обеспечен. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что иск подан обоснованно.

Согласно чс.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные в том числе и на лечение заболеваний детей, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в соответствии со ст. 16 Закона относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Статьей 29 обозначенного закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ст.6 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относятся, в том числе разработка и реализация региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч.5 ст.37 Закона №323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление № 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 4 Постановления № 890 определено, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Согласно п.2 ст.3 (1) Закона Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» (далее – Закон № 433) право на получение бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении по основному заболеванию в рамках предоставления мер социальной поддержки имеют граждане в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Закона № 433 меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом края, являются расходными обязательствами Забайкальского края.

Из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р следует, что лекарственные препараты: ривароксабан, аторвастатин, саталол, входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Эннс Юрий Николаевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на медицинском обслуживание в ГУЗ «Могочинская ЦРБ» и диагнозом ишемическая болезнь сердца.

Эннс Ю.Н. обратился в Могочинскую межрайонную прокуратуру с заявлением об обращении в суд с иском в его защиту по причине его необеспеченности в полном объеме лекарственными препаратами согласно выдаваемых рецептов.

ГУЗ «Могочинская ЦРБ» на имя Эннс Ю.Н. выписаны следующие рецепты: ДД.ММ.ГГГГ , , о выдаче лекарственных препаратов.

Из ответа, представленного ГУЗ «Могочинская ЦРБ» на требование прокуратуры следует, что у Эннс Ю.Н. имеются необслуженные рецепты, что также подтверждается выпиской из программы «Асулон» (л.д.15-17).

Из ответа ГУП Забайкальского края «Аптечный склад» от ДД.ММ.ГГГГ на требование Могочинской межрайонной прокуратуры следует, что по данным программного обеспечения «ФИО9 Аптека» у пациента Эннс Ю.Н. не были обеспечены рецепты: 7624 410001298 от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат МНН «Саталон 1б0мг>\ по причине отсутствия поставок в указанной дозировке и отсутствия заявки медицинской организации. Дополнительных заявок для обеспечения пациента ФИО7 данным препаратом, в адрес предприятия не поступало; 7624 410001299 ОТ ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат МНН; по причине отсутствия основной и дополнительной заявок медицинской организации на препарат в указанной дозировке. Препарат был заявлен в дозировке 30 мг; 7624 410001300 от 25-P6A2Q24 на лекарственный препарат МНН «Ривараксобан 20 мг»к по причине выборки заявленной месячной потребности по рецептам иными пациентами, которым ранее был выписан рецепт. Заявленная потребность на препарате покрывает количество выписываемых рецептов (л.д. 19-20).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 г.г. утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2505.

Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения закреплены и в Постановлении Правительства Забайкальского края от 29.12.2021 №551 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 г. № 319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области охраны здоровья граждан, оказания государственной социальной помощи (в части обеспечения граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов).

Согласно п. 9.3.5, 9.3.10 указанного Положения Министерство здравоохранения Забайкальского края организует обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В судебном заседании материалами проверки исполнения законодательства о льготном обеспечении граждан лекарственными препаратами установлено, что Эннс Ю.Н. в полном объеме в 2024 г. не был обеспечен лекарственными препаратами, в связи с отсутствием на аптечном складе.

Данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что вышеуказанные нарушения носят систематический характер и указывают на необходимость обеспечения Эннс Ю.Н. в течении всего 2024 г. лекарственными препаратами.

С учетом того, что лекарственные препараты: соталол, аторвастатин, ривараксобан назначены Эннс Ю.Н. по медицинским показаниям, указанное назначение подтверждено назначениями, несвоевременное обеспечение ответчика указанными препаратами нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Согласно пункту 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения,

Таким образом, на основании вышеприведенных норм закона суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице уполномоченных органов при условии надлежащего финансирования за счет средств, в том числе, федерального бюджета, выделяемых Министерству здравоохранения Российской Федерации. При этом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются главными распорядителями средств федерального бюджета, поступающих в региональный бюджет в виде субвенций на исполнение переданных полномочий по обеспечению граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Заявки на обеспечение лекарственными препаратами формируются на основании ежегодных Распоряжений Министерства здравоохранения.

В заявку включен перечень лекарственных препаратов и количество упаковок в год.

Согласно пункту 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке /у-04 (л).

Рецепт может быть получен пациентом, его законным представителем или лицом, имеющим оформленную в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенность от пациента на право получения такого рецепта.

Из указанных положений Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, следует безусловная обязанность врача соответствующего учреждения здравоохранения, выписать рецепт обратившемуся к нему гражданину, относящемуся к категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения.

При этом, в случае отсутствия лекарственного препарата, работник аптечной организации при необходимости может согласовать с медицинским работником синонимическую замену лекарственного препарата, основываясь на выданном врачом рецепте на получение соответствующего лекарства.

Кроме того, нормативными актами не предусмотрена обязанность медицинского работника отказывать в выдаче рецепта по основанию отсутствия соответствующего лекарства в аптеке.

Согласно пункту 22 Порядка назначения лекарственных препаратов, рецепты на бумажном носителе, в форме электронного документа, оформленные на рецептурном бланке и предназначенные для отпуска лекарственных препаратов гражданам действительны в течение 90 дней со дня оформления, за исключением случаев, указанных в пунктах 38 и 39 настоящего Порядка, при которых он действителен в течение 15 дней со дня оформления.

Пациент имеет право реализовать свое право на бесплатное получение лекарственных препаратов в течение 90 дней с момента выдачи рецепта, а не в день обращения к врачу, в связи с чем, отказ в выдаче рецепта с основанием отсутствия в аптеке бесплатных лекарственных препаратов на момент обращения к врачу, в случае установления такового, противоречит Порядку назначения лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава.

Судом установлено, что Эннс Ю.Н. своевременно не получены льготные лекарственные препараты и средства диагностики по рецептам ДД.ММ.ГГГГ , , .

Дополнительные заявки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ составленные ГУЗ «Могочинская ЦРБ» и направленные в Министерство здравоохранения Забайкальского края свидетельствуют о том, что Эннс Ю.Н. не получает своевременно и в достаточном количестве необходимые лекарственные препараты.

Представленные в материалы дела ответы ГУП «Аптечный склад» не опровергают вышеизложенную информацию о том, что Эннс Ю.Н. не получает своевременно и в достаточном количестве необходимые лекарственные препараты.

Вместе с тем Министерство здравоохранения Забайкальского края обязано обеспечить их наличие для бесплатного обеспечения льготников в силу прямого указания закона. При этом, заявки на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами направлялись ГУЗ «Могочинская ЦРБ» в адрес Министерства здравоохранения не своевременно (заявка от 18.10.2024 № 97, схема лечения претерпела изменения в июне 2024 г.).

При таком положении, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства был установлен факт необеспечения Министерством здравоохранения Забайкальского края бесплатными лекарственными препаратами в необходимом объеме Эннс Ю.Н., имеющего на это законное право, следовательно, исковые требования об обязании Министерства здравоохранения Забайкальского края обеспечить льготными лекарственными препаратами являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Требования о возложении обязанности на ГУЗ «Могочинская ЦРБ» организовать выдачу Эннс Ю.Н. рецептов на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача в течение 2024 г. подлежат частичному удовлетворению, поскольку рецепты выдаются ГУЗ «Могочинская ЦРБ» своевременно.

Согласно части 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Принимая во внимание, что назначенные Эннс Ю.Н. препараты являются для него жизненно необходимыми, при этом он не обеспечивается ими своевременно и достаточном количестве, суд приходит к выводу о том, что ходатайство истца об обращении решения суда к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.

В части исковых требований о взыскании с Министерства здравоохранения Забайкальского края и ГУЗ «Могочинская ЦРБ» компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

Согласно статье 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ (статья 1099 ГК РФ).

Так, в соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (статья 1101 ГК РФ).

Факт причинения нравственных страданий и переживаний в результате необеспечения истца лекарственными препаратами у суда сомнений не вызывает, поскольку под угрозу ставится жизнеобеспечение и функционирование организма в целом. С учетом приведенных положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер перенесенных истцом нравственных страданий, его индивидуальные особенности, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости, учитывая, что Эннс Ю.Н. не был обеспечен необходимыми лекарственными препаратами своевременно и в достаточном количестве, что, безусловно, причиняло ему моральные и нравственные страдания, обеспокоенность за состояние своего здоровья, полагает возможным определить ко взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в заявленном прокурором при подаче иска размере 20 000,00 рублей.

С учетом того, что суд пришел к выводу о том, что Эннс Ю.Н. не обеспечен необходимыми лекарственными препаратами своевременно и в достаточном количестве по вине ответчиков, то компенсация морального вреда подлежит взысканию с виновных юридических лиц в солидарном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Эннс Юрия Николаевича удовлетворить в части.

Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края (ИНН 7536095695) обеспечить Эннс Юрия Николаевича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт: , выдан ДД.ММ.ГГГГ) в течение 2024 года следующими лекарственными препаратами: соталол, аторвастатин, ривароксабан в необходимом объеме и в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края ИНН 7536095695, ГУЗ «Могочинская ЦРБ» ИНН 7512000239 в пользу Эннс Юрия Николаевича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт: , выдан ДД.ММ.ГГГГ) в солидарном порядке компенсацию морального вреда в размере 20 000,00 рублей.

При недостаточности имущества ГУЗ «Могочинская ЦРБ» возложить субсидиарную ответственность по обязательствам перед Эннс Юрием Николаевичем (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт: , выдан ДД.ММ.ГГГГ) на учредителя Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда, через Могочинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                            Н.П. Литвинцева

2-506/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Эннс Юрий Николаевич
Могочинский межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
ГУЗ " Могочинская ЦРБ"
Суд
Могочинский районный суд Забайкальский края
Судья
Литвинцева Наталья Петровна
Дело на сайте суда
mogocha.cht.sudrf.ru
09.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2024Передача материалов судье
14.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2024Судебное заседание
25.11.2024Судебное заседание
25.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее