12-11/2020
РЕШЕНИЕ
30 июня 2020 года р.п. Даниловка
Судья Даниловского районного суда Волгоградской области Ливенцева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Цыканова Сергея Вячеславовича на постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности директора ГБПОУ «Профессиональное училище №» Цыканов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Цыканов С.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указывая на то, что административным органом ему вменено в нарушение несвоевременное размещение информации по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному с ПАО «Волгоградэнергосбыт». Однако считает, что заказчику не требуется направлять для включения в реестр контрактов информацию об осуществлении каждого платежа и получении каждой части электроэнергии. Информация об исполнении и оплате контракта должна быть направлена для включения в реестр после полного исполнения сторонами обязательств по контракту, так как контракт не предусматривает этапов исполнения, в нем предусмотрен лишь расчетный период – календарный месяц, и срок действия договора – с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Условие контракта о ежемесячной оплате не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно. Размещение промежуточных документов о приемке и оплате электроэнергии не является обязательным и носит рекомендательный характер. Информация об исполнении данного контракта внесена в ЕИС и контракт переведен в статус «Исполнение завершено» ДД.ММ.ГГГГ своевременно, после приемки и оплаты электроэнергии за последний расчетный период 2019 года по счет-фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ (получен и оплачен ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем каких-либо нарушений Порядка ведения реестра контрактов и положений федерального закона 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ о контрактной системе допущено не было. На основании этого просит постановление о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, - Цыканов С.В. не явился, извещен надлежащим образом, доверил представление интересов ФИО4
Представитель заявителя ФИО4 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил удовлетворить.
Представитель комитета финансов Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на жалобу, указав, что оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется. Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в РФ основывается на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В силу частей 1, 2, 3, 6 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В реестр контрактов включается информация и документы, установленные частью 2 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ
Согласно ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что в реестр контрактов включаются информация и документы, установленные частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пунктам 7, 11 Правил, ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде; информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В соответствии с пунктом 12 Правил, в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней информацию и документы со дня заключения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, в том числе информацию об оплате контракта.
Как следует из материалов дела, комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая камеральная проверка соблюдения ГБПОУ «Профессиональное училище №» законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
В результате проверки установлены факты нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, изложенные в акте от ДД.ММ.ГГГГ, в частности нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ, касаемое несвоевременного направления информации об оплате контракта.
Так, ДД.ММ.ГГГГ ГБПОУ «Профессиональное училище №» был заключен договор энергоснабжения (государственный контракт) № с ПАО «Волгоградэнергосбыт». Информация об оплате данного контракта счет-фактура № от ДД.ММ.ГГГГ размещена на официальном сайте www.zakupka.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактура № от ДД.ММ.ГГГГ размещена на официальном сайте www.zakupka.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока, предусмотренного пунктом 12 Правил. При этом, предельным сроком размещения сведений и документов в реестре контрактов являлись соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс/р исполнение обязанностей директора ГБПОУ «Профессиональное училище №» возложено на Цыканова С.В.
В соответствии с п. 5.5 Устава ГБПОУ «Профессиональное училище №» руководитель осуществляет руководство деятельностью учреждения, осуществляет текущее руководство хозяйственной и финансовой деятельностью Учреждения, несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, нецелевое использование средств областного бюджета.
Таким образом, исполняющий обязанности директора ГБПОУ «Профессиональное училище №» является должностным лицом, ответственным за обеспечение исполнения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и размещение информации на официальном сайте www.zakupka.gov.ru.
По факту выявленного нарушения в отношении него консультантом отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении.
Постановлением заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности директора ГБПОУ «Профессиональное училище №» Цыканов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Нельзя согласиться с утверждениями подателя жалобы об отсутствии правовых оснований по размещению в единой информационной системе сведений о поэтапной оплате контракта, отраженных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Из разъяснений Минэкономразвития России, данных в письме от 23 января 2017 года N Д28и-339 следует, что в случае если в соответствии с условиями заключенного контракта осуществляются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг длящегося характера (например, поставка продуктов, оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, связи), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров, если условиями контракта этапы его исполнения не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара также являются отдельными этапами исполнения контракта.
По результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги).
Таким образом, в случае если по результатам исполнения этапа контракта предусмотрена приемка поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), соответствующий документ подлежит размещению заказчиком в реестре контрактов в течение трех рабочих дней, чего в данном случае сделано не было.
Вышеназванное письмо Минэкономразвития РФ в установленном законом порядке недействительным не признано, вместе с тем в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", осуществляет нормативно-правовое регулирование, в том числе в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сфере обеспечения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности и т.д.
При таких данных, совокупностью представленных в деле доказательств, приведенных выше, подтверждается событие административного правонарушения, место и время его совершения. Указанные доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела обстоятельств не имеется.
Нарушений процедуры привлечения исполняющего обязанности директора ГБПОУ «Профессиональное училище №40» Цыканова С.В. к административной ответственности, не установлено.
Действия Цыканова С.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ, наказание назначено согласно санкции части 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ, который составляет 1 год.
Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности при принятии постановления должностным лицом по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения в данном случае отсутствуют.
Устанавливая меру административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе, федеральный законодатель преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами (статья 1.2 и часть 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации), а также стимулирования правомерного поведения должностных лиц.
Нарушение должностными лицами требований по предоставлению информации в уполномоченный орган влечет за собой искажение результатов контрольных мероприятий, принятие ошибочных решений в сфере закупок для публичных нужд и имеет своим следствием нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в данной сфере, а также прав и законных интересов иных лиц.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, у привлекаемого к ответственности должностного лица имелась возможность по соблюдению требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, но последнее не приняло достаточных мер для их соблюдения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора ГБПОУ «Профессиональное училище №40» Цыканова Сергея Вячеславовича – оставить без изменения, жалобу Цыканова Сергея Вячеславовича - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Даниловский районный суд Волгоградской области в течении 10 суток со дня получения его копии.
Судья подпись. Ливенцева Е.В.