Дело № 2а-1576/2019
45RS0008-01-2019-002154-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Тренихиной Т.В.
при секретаре Чуевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 24 декабря 2019 года административное дело по административному иску Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шмаковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать производственный контроль за соответствием качества питьевой воды,
установил:
Кетовский отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Шмаковского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – администрация Шмаковского сельсовета) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать производственный контроль за соответствием качества питьевой воды. В обоснование заявленных требований указано, что Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области при рассмотрении обращения гражданина с жалобой на организацию водоснабжения в с. Шмаково и д. Орловка, было установлено игнорирование административным ответчиком требований Федерального законодательства по решению вопросов местного значения в части обеспечения водоснабжения территории поселения. Так, по сообщению главы Шмаковского сельсовета на территории данного сельсовета централизованного водоснабжения нет. Водоснабжение организовано из общественных колодцев, расположенных по адресам: с. Шмаково, ул. Заречная и д. Орловка, ул. Сиреневая. Данные колодцы зарегистрированы в собственности администрации Шмаковского сельсовета. В соответствии с экспертной оценкой № 45-20-12-ОИ-2201-2019 от 20.11.2019 установлено, что источник водоснабжения (общественный колодец) по адресу: ул. Заречная, 7 в с. Шмаково Кетовского района Курганской области, не соответствует требованиям п.п. 3.3.2, 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02. Вокруг колодца отсутствует ограждение, не устроена скамья для вёдер, что не соответствует требованиям п. 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02. Оголовок колодца на 40 см выше поверхности земли, что не соответствует требованиям п. 3.3.2 указанного СанПиНа. Экспертной оценкой № 45-20-12-ОИ-2201-2019 от 20.11.2019 установлено, что источник водоснабжения (общественный колодец) по адресу: ул. Сиреневая в д. Орловка Кетовского района Курганской области не соответствует требованиям п.п. 2.5, 3.3.2-3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02. Оголовок колодца на 40 см выше поверхности земли, что не соответствует требованиям п. 3.3.2 данного СанПиНа. Оголовок сверху частично прикрыт навесом, что не соответствует требованиям п. 3.3.3 СанПиН 2.1.4.1175-02. Вокруг колодца отсутствует ограждение, что не соответствует требованиям указанного СанПиНа. Колодец расположен ниже по току грунтовых вод на расстоянии 70 м от надворного туалета с выгребной ямой, что не соответствует требованиям п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1175-02. Качество воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 по микробиологическим показателям – общие колиформные бактерии. Производственные лабораторный контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения из общественных колодцев по вышеуказанным адресам, не организован, не проводится систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистка, промывка и при необходимости профилактическая дезинфекция данных колодцев. Наличие данных нарушений на территории Шмаковского сельсовета создаёт прямую и непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей и может привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Отсутствие должного контроля за эксплуатацией данных общественных колодцев требует принятия незамедлительных мер по организации производственного контроля с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения, проведению санитарного обследования источников водоснабжения, оборудования и устройств, и территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистки, промывки и профилактической дезинфекции данных колодцев. Таким образом, полагают, что органом местного самоуправления – администрацией Шмаковского сельсовета не принимается должное участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета, организации безопасного питьевого водоснабжения для населения с. Шмаково и д. Орловка, чем существенно нарушаются права граждан на охрану здоровья. Просят признать бездействие администрации Шмаковского сельсовета, выразившееся в отсутствии контроля за эксплуатацией источников нецентрализованного водоснабжения, расположенных по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая, незаконным; возложить на административного ответчика обязанность в срок до 01.04.2020: - определить количество населения, пользующегося общественными колодцами с проведением санитарного обследования источников водоснабжения, их оборудования и устройств, территории, прилегающей к водозаборным сооружениям по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая; - провести чистку с одновременным текущим ремонтом оборудования и дезинфекцией водозаборных сооружений по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая; - организовать производственный контроль за соответствием качества питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и за безопасностью для здоровья человека условий его использования с применением лабораторных исследований, испытаний на фактически используемых населением объектов нецентрализованного водоснабжения по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика, действующий на основании распоряжения и в силу Устава глава сельсовета Спиридонов Д.А., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснив, что чистку колодцев выполнили 01.11.2019.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с учётом мнения представителя административного ответчика, суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что 23.10.2019 в Кетовский территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Курганской области поступило обращение граждан Шмаковского сельсовета по поводу бездействия главы данного сельсовета по вопросу организации в границах поселения водоснабжения.
На основании данного обращения Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области вынесено главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» предписание № 269 о проведении отбора проб воды из общественных колодцев, расположенных по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая, с целью проведения исследований по микробиологическим показателям (ОМЧ, ОКБ, ТКБ), в количестве 2-х проб; проведении санитарно-эпидемиологической оценки состояния данных общественных колодцев на предмет соответствия требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02, в срок до 19.11.2019.
Также 29.10.2019 Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в адрес главы Шмаковского сельсовета направлен запрос № 08-1/1505 о предоставлении информации об организации водоснабжения на территории сельсовета.
Согласно ответу Главы Шмаковского сельсовета Спиридонова Д.А. от 01.11.2019 № 387, на территории Шмаковского сельсовета проживает 1607 человек, из них: в с. Шмаково – 1248, в д. Орловка – 173, в д. Галаево – 170 и в д. Конево-Казанцева – 16. На территории Шмаковского сельсовета не централизованного водоснабжения, источником водозабора являются 2 общественных колодца, находящихся в с. Шмаково, ул. Заречная и д. Орловка, ул. Сиреневая.
В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № 45-20-12-ОИ-2201-2019 от 20.11.2019, источник водоснабжения (шахтный колодец), расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7, не соответствует требованиям п.п. 3.3.2, 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 – оголовок колодца на 40 см выше поверхности земли, вокруг колодца отсутствует ограждение, не устроена скамья для вёдер. Источник водоснабжения (шахтный колодец), расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая, не соответствует требованиям п.п. 2.5, 3.3.2-3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 – околовок колодца на 40 см выше поверхности земли, оголовок колодца сверху частично не прикрыт навесом, вокруг колодца отсутствует ограждение, не устроена скамья для вёдер, колодец расположен ниже по току грунтовых вод на расстоянии 70 м от надворного туалета с выгребной ямой, о чём также представлены фотоматериалы.
Согласно протоколу лабораторных испытаний № 14092 от 21.11.2019 и экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № 14092 от 21.11.2019 проба № 14092 «Вода питьевая (из источника нецентрализованного водоснабжения) колодец» (д. Орловка, ул. Сиреневая) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 по показателю Общие колиформные бактерии.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Данное положение Закона согласуется с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 9 ст. 7 данного Закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (п. 18 ст. 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 71 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1).
В силу п.п. 1.5, 2.5 Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» (далее – СП 1.1.1058-01), введённых в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18, Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Номенклатура, объём и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Исходя из требований п.п. 4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:
б) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений.
Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.
При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод;
в) объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах).
При осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.
Согласно п.п. 2.5, 3.3.2-3.3.4 Санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02" (далее - СанПиН 2.1.4.1175-02), утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 17 ноября 2002 года № 40, место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др.
При невозможности соблюдения этого расстояния место расположения водозаборных сооружений в каждом конкретном случае согласуется с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Оголовок (надземная часть колодца) служит для защиты шахты от засорения и загрязнения, а также для наблюдения, водоподъема, водозабора и должен иметь не менее чем на 0,7 - 0,8 метра выше поверхности земли.
Оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку.
По периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер.
В соответствии с п.п. 6.1, 6.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями.
С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям (приложения 3, 4, 5).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждено, что администрацией Шмаковского сельсовета не организован контроль за эксплуатацией источников нецентрализованного водоснабжения, расположенных по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством РФ, не обеспечено право граждан на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья.
В связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению, за исключением требований о возложении на административного ответчика обязанности провести чистку колодцев, поскольку данная обязанность ими выполнена 05.11.2019, о чём представлен договор на оказание услуг № 39 от 01.11.2019 с актом выполненных работ, об этом же указано в экспертном заключении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № 45-20-12-ОИ-2201-2019 от 20.11.2019.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административные исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шмаковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать производственный контроль за соответствием качества питьевой воды, удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Шмаковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в отсутствии контроля за эксплуатацией источников нецентрализованного водоснабжения, расположенных по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая, незаконным.
Возложить на администрацию Шмаковского сельсовета Кетовского района Курганской области обязанность в срок до 01.04.2020:
- определить количество населения, пользующегося общественными колодцами с проведением санитарного обследования источников водоснабжения, их оборудования и устройств, территории, прилегающей к водозаборным сооружениям по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая;
- провести текущий ремонт оборудования и дезинфекцию водозаборных сооружений по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая;
- организовать производственный контроль за соответствием качества питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и за безопасностью для здоровья человека условий его использования с применением лабораторных исследований, испытаний на фактически используемых населением объектов нецентрализованного водоснабжения по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Шмаково, ул. Заречная, 7 и Курганская область, Кетовский район, д. Орловка, ул. Сиреневая.
В удовлетворении административных исковых требований Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шмаковского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести чистку водозаборных сооружений, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 31.12.2019.
Судья: Т.В. Тренихина