Решение по делу № 2а-966/2022 от 21.07.2022

Дело № 2а-966/2022

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,

при секретаре Макаровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2022 года в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Усть-Вымскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Валь А.О., Отделению судебных приставов по Усть-Вымскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо уменьшении его размера,

установил:

Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее – ГКУ РК «УправтодорКоми») обратилось в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми Валь А.О., УФССП России по Республике Коми об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо уменьшении его размера, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 14.10.2021 по исполнительному производству №... в соответствии со ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указывая на отсутствие объективной возможности исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом – исполнителем срок, а также отсутствие целевого финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, принятие Учреждением мер в рамках взаимодействия с Министерством, направленных на изыскание возможности исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.06.2020 по гражданскому делу №2-3612/2020.

Судом к участию в рассмотрении дела в качестве административного соответчика привлечено ОСП по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми; заинтересованным лицом – ....

Лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении участия в судебном заседании не приняли.

В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав и оценив материалы дела, материалы исполнительного производства № ..., материалы гражданского дела № 2-3612/2020, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В соответствии с ч.2 ст.112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ч.3 ст.112 Закона №229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст.112 Закона №229-ФЗ).

По смыслу ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (абзац первый пункта 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 Закона №229-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.06.2020 на ГКУ РК «УправтодорКоми» и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми возложена обязанность организовать и обеспечить обустройство наружным стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог, проходящих в границах населенного пункта ..., в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании исполнительного листа серии ......, выданного Сыктывкарским городским судом Республики Коми по вступлению судебного акта в законную силу, 11.05.2021 ОСП по Усть-Вымскому району возбуждено исполнительное производство № ... в отношении должника ГКУ РК «УправтодорКоми» с установлением последнему 5-дневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В связи с неисполнением в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе серии ...... от 20.07.2020 в установленный срок постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми Валь А.О. от 14.10.2021 с ГКУ РК «УправтодорКоми» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Отсутствие представленных со стороны должника сведений и доказательств о невозможности в 5-дневный срок исполнения вследствие непреодолимой силы либо иных уважительных причин свидетельствует об обоснованности постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с ГКУ РК «УправтодорКоми» исполнительского сбора в размере, установленном ч.3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ.

Определением Сыктывкарского городского суда от 25.07.2022 заявление ГКУ РК «УправтодорКоми» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 09.06.2020 по гражданскому делу № 2-3612/2020 оставлено без удовлетворения.

Разрешая требования административного истца об освобождении от исполнительского сбора либо уменьшении его размера, на основе анализа материалов дела, из которых следует определенная степень зависимости действий должника по исполнению судебного акта от распорядительных решений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, с учетом потребности в финансировании значительного объема дорожных работ, принятых Учреждением мер к исполнению требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора.

Так, функции и полномочия учредителя ГКУ РК «УправтодорКоми», согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 540, осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, являющееся главным распорядителем выделенных ему бюджетных средств на цели обеспечения дорожной деятельности.

В силу пунктов 27 и 57 Положения для реализации задач, указанных в разделе II Положения, Министерство разрабатывает и утверждает перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности, готовит предложения об утверждении (актуализации) сметных норм и методик определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации в целях формирования плана утверждения (актуализации) сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости, в том числе капитального ремонта автомобильных дорог.

В соответствии с Уставом, целями ГКУ РК «УправтодорКоми» являются обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог, создание условий безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности и т.д.

В функции Учреждения входит подготовка предложений в перечень проектно-изыскательских работ и перечень объектов капитального ремонта на соответствующий финансовый год и плановый период, предложения по внесению изменений и дополнений в них.

В соответствии с п.10 Устава, Управление отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

Во исполнение данных полномочий ГКУ РК «УправтодорКоми» в период с июня 2020 года по июль 2022 года неоднократно направлялись в адрес Министерства заявки на включение работ по обустройству стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, определенных решением Сыктывкарского городского суда от 09.06.2020.

Кроме того, на основании доведенных Министерством заданий и бюджетных ассигнований ГКУ РК «УправтодорКоми» заключены государственные контракты на разработку проектной документации № ... от 27.07.2020 «капитальный ремонт автодороги «...» на участке «...» в ... «...» (освещение) – проектная документация разработана, что подтверждено актом сдачи-приемки выполненных работ от 28.03.2022, и № ... от 21.07.2020 «капитальный ремонт автодороги «...» от автодороги «...» ... (освещение) – проектная документация находится на государственной экспертизе, ожидаемый срок завершения работ по контракту ноябрь 2022 года.

Таким образом, административным истцом проводится работа, направленная на исполнение требований исполнительного документа по обустройству освещения на определенном судебным актом участке автомобильной дороги, однако, в силу объективных причин, связанных с организационными, временными и финансовыми факторами, проведением договорных работ, предшествующих заключению государственных контрактов, возможность реального исполнения в 5-дневный срок требований судебного акта у ГКУ РК «УправтодорКоми» отсутствовала.

Признаки намеренного уклонения от исполнения в действиях должника по исполнительному производству № ... не усматриваются.

В этой связи, учитывая отсутствие в действиях должника умышленных действий по уклонению от исполнения требований исполнительного документа, объем проведенной работы и предпринятые меры для исполнения судебного акта, суд усматривает основания для уменьшения исполнительского сбора, взысканного судебным приставом-исполнителем с ГКУ РК «УправтодорКоми» в рамках исполнительного производства № ... от 11.05.2021, в размере 50000 рублей на 1/4 - до 37500 рублей, что будет соответствовать принципу справедливости, индивидуализации и дифференцированности наказания.

Принимая во внимание тот факт, что Сыктывкарским городским судом Республики Коми при постановке решения от 09.06.2020 предоставлен разумный срок для приведения части дорожной сети в нормативное состояние (9 месяцев со дня вступления решения в законную силу), по истечению которого судебный акт вплоть до вынесения постановления о наложении исполнительского сбора (октябрь 2021 года), т.е. более одного года, исполнен не был, доказательств принятия исчерпывающих мер для его исполнения обязанным лицом не представлено, а отсутствие бюджетного финансирования, на что ссылался административный истец, не является безусловным основанием для освобождения от соответствующего денежного взыскания, суд приходит к выводу, что оснований для освобождения ГКУ РК «УправтодорКоми» от уплаты исполнительского сбора не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми от 14.10.2021 в рамках исполнительного производства № ... от 11.05.2021, с 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей до 37 500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья... М.Н.Таскаева

...

...

2а-966/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ Республики Коми "УправтодорКоми"
Ответчики
УФССП по Республике Коми
СПИ Валь А.О.
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Прокурор Усть-Вымского района РК
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Таскаева М.Н.
Дело на сайте суда
uwsud.komi.sudrf.ru
21.07.2022Регистрация административного искового заявления
21.07.2022Передача материалов судье
26.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее