РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.
При секретаре Герасимовой О. Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
20 августа 2018 г.
дело по административному исковому заявлению Константинова Дмитрия Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, главному специалисту - эксперту Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Толмачевой Юлии Александровне о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта,
УСТАНОВИЛ:
Константинов Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта.
Просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области внести изменения в вид и наименование объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 346,9 кв.м., расположенного в Кемеровской области, в г. Новокузнецке, Центральном районе по <адрес> указав вместо «кафе» - «магазин».
Требования мотивирует тем, что Константинов Д.Н. является собственником отдельно стоящего нежилого здания (кафе) с кадастровым номером №, площадью 346,9 кв.м., расположенного в Кемеровской области, в г. Новокузнецке, Центральном районе по <адрес> На основании решения № от 26.03.2009 г, выданного Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Новокузнецка объект введен в эксплуатацию. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 23.04.2009 г. Константинов Д.Н. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее Росреестр) с заявлением об изменении наименования здания с «кафе» на «магазин». В своем уведомлении от 12.01.2018 г. № 42-0-1-112/3001/2018-4 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объектов недвижимости Росреестр сообщил об отсутствии документа о смене наименования Здания. В уведомлении от 16.03.2018 г. № 42-0-1-112/3001/2018-4 Росреестр указал, что отсутствует документ о смене наименования Здания. Для устранения причины приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - здания с кадастровым номером № необходимо предоставить указанный документ. Решением от 12.04.2018 г. № 4200/18-10683 Росреестр отказал Константинову Д.Н. в учете изменений объекта недвижимости, указав, что по результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проверенной в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, имеются основания для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении объектов недвижимости- здания с кадастровым номером № поскольку не представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета. В пакете документов отсутствует документ о смене наименования Здания (акт органа местного самоуправления). Для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости необходимо было представить вышеуказанный документ. Считая решение Росреестра от 12.04.2018 г. № 4200/18-10683 незаконным Константинов Д.Н. обратился в суд.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве ответчика привлечена главный специалист - эксперт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Толмачева Ю.А., в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г. Новокузнецка, о чем вынесены определения.
Административный истец Константинов Д. Н. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил представителя.
Представитель административного истца Мошкин А.С., действующий на основании доверенности, представивший диплом о наличии у него высшего юридического образования, административные исковые требования поддержал, пояснив, что 13.07.2018 г. Константинов Д. Н. обратился в Админитстрацию г. Новокузнецка с заявлением о выдаче акта (постановления) органа местного самоуправления о внесении изменения в вид наименования объекта недвижимости с кадастровым номером 42:30:0302056:362, со здания «кафе» на наименование «магазин». 13.08.2018 г. ему был направлен ответ о том, что Администрация г. Новокузнецка указанные документы не выдает, полномочий на выдачу указанных документов не имеет. В настоящее время права административного истца нарушены и иным способом, кроме как обращение с административным иском в суд, восстановлены быть не могут.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в лице представителя Макрушина О. С., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, исковые требования не признала, пояснив, что главный специалист - эксперт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Толмачева Ю.А. отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета изменений, руководствовалась положением ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому для внесения дополнительных сведений об объекте недвижимости необходимо решение органа государственной власти. Поскольку наименование объекта относится к дополнительным сведениям, то помимо желания административного истца изменить наименование «кафе» на «магазин», необходимо соответствующее разрешение органа местного самоуправления. Также считает, что обжалуемое решение от 12.04.2018 г. № не нарушает прав Константинова Д.Н.
Административный ответчик главный специалист - эксперт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Толмачева Ю.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской, причину не явки не сообщила.
Представитель заинтересованных лиц Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка, Администрация г. Новокузнецка в лице представителя Борисов М.М., действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, пояснил, что у Администрации г. Новокузнецка, Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка отсутствуют полномочия решения вопроса о согласовании изменения наименования объекта недвижимости в связи с чем, в выдаче такого разрешения Константинову Д.Н. было отказано ответом Комитета от 20.04.2018 г., ответом Администрации г. Новокузнецка от 13.08.2018 г.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер Мисан С.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 утверждено положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, в соответствии с п. 1 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 5 положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Константинов Д. Н. является собственником отдельно стоящего нежилого здания (кафе) с кадастровым номером № площадью 346,9 кв.м., расположенного в Кемеровской области, в г. Новокузнецке, Центральном районе по <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
09.01.2018 г. Константинов Д.Н. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением № о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № (л. д. 73-75).
Согласно п. 5 заявления государственный кадастровый учет необходимо было совершить в связи с уточнением местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером, изменением площади, изменением количества этажей, в том числе подземных этажей, изменением наименования, графической части, заключении кадастрового инженера (л. д. 73).
12.01.2018 г. главным специалистом- экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Толмачевой Ю.А. было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, поскольку в представленном заявителем 09.01.2018 г. пакете документов отсутствовал документ о смене наименования Здания. Для устранения причин приостановления государственного участка Константинову Д. Н. следовало предоставить указанный документ. Государственный кадастровый учет был приостановлен на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л. д. 104).
13.03.2018 г. Константиновым Д.Н. были предоставлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области дополнительные документы: - свидетельство от государственной регистрации права 42 АВ 936730, - письмо Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка от 15.02.2018 г. № 1243-17, - письмо Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка от 15.02.2018 г. № 1272-17, - технический план здания.
Из письма Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка от 15.02.2018 г. № 1243-17 следует, что Константинов Д. Н. обратился в Комитет с просьбой выдать разрешение на строительство для капитального ремонта здания. В ответ на указанное обращение Комитет разъяснил, что разрешение на строительство Константинову Д.Н. не требуется. В письме № 1272-17 Комитет разъясняет, что он не наделен полномочиями по принятию решений (актов) о присвоении и (или) изменении целевого назначения объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области просил суд обратить внимание, что из ответа № 1272-17 Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка следует, что Константинов Д.Н. обратился в Комитет с заявлением разрешить ему изменить целевое назначение здания. Между тем, основанием для приостановления государственного кадастрового учета явилось отсутствие документа органа местного самоуправления разрешающего Константинову Д.Н. сменить наименования Здания, а не документа разрешающего изменить его целевое назначение.
Уведомлением от 16.03.2018 г. № главным специалистом - экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Толмачевой Ю.А. отказано в снятии приостановления осуществления учетно-регистрационного действия (л. д. 139).
12.04.2018 г., то есть по истечению срока приостановления учетно-регистрационных действий, административным ответчиком главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Толмачевой Ю.А. было вынесено обжалуемое решение № об отказе в учете изменений наименования объекта недвижимости. Причиной отказа послужило не устранение нарушений, согласно которым 12.01.2018 г. государственный кадастровый учет был приостановлен (л. д. 141-142).
Как следует из пояснений представителя административного истца, не оспаривалось представителем заинтересованных лиц, в апреле 2018 г. Константинов Д. Н. обратился с заявлением о принятии решения и выдаче ему акта о смене наименования объекта капитального строительства, в связи с чем был дан ответ, что к полномочиям Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка выдача указанного документа не относится (л. д. 12).
Из выписки ЕГРН следует, что здание с кадастровым номером №, принадлежащее Константинову Д.Н. имеет наименование - «кафе». 09.01.2018 г. Константинов Д.Н. обратился к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с изменением наименования Здания на «магазин» (п. 5 Заявления).
Согласно п. 11 ч. 5 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.
В силу ч. 3 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Основанием для приостановления государственного кадастрового учета, а в последующем и отказе в учете изменений объекта недвижимости, послужило непредставление Константиновым Д. Н. разрешения от органа местного самоуправления на изменение наименования принадлежащего ему здания с «кафе» на «магазин».
То факт, что административному ответчику не был предоставлен ответ Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка от 20.04.2018 г. № 4054-17, в котором Комитет указал на отсутствие полномочий на принятие решений (актов) о смене наименования объектов капитального строительства, не может служить основанием для признания обжалуемого решения от 12.04.2018 г. №4200/18-10683 законным, при этом суд исходит из следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется в своей деятельности… актами Министерства экономического развития Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
В письме N ОГ-Д23-4974 Министерства экономического развития Российской Федерации указало на то, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этим положениями Закона N 218-ФЗ не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости. Соответствующие положения, по мнению Департамента недвижимости, могут быть предусмотрены в Законе N 218-ФЗ только после урегулирования на законодательном уровне вопросов, связанных с присвоением наименований объектам недвижимости.
Таким образом, еще в апреле 2017 г. Министерство экономического развития Российской Федерации разъяснило, о том, что до настоящего времени не урегулированы правила присвоения наименований объектам недвижимости, в связи с этим положениями Закона N 218-ФЗ не предусмотрено норм о внесении изменений в наименований объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 226, 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту 2) нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования Константинова Д.Н., признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области принятый главным специалистом - экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Толмачевой Ю.А. незаконным, поскольку причина приостановления государственного кадастрового учета, а в дальнейшем и отказ в учете изменений объекта недвижимости носит по своей сути формальный характер, поскольку в настоящее время законом Российской Федерации не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости. Вместе с тем, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о характеристике объекта недвижимости с кадастровым номером № в виде наименования объекта «кафе», запрета на изменение данного наименования закон не содержит.
Кроме того, следует учесть, что решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 22.01.2018 г. рассмотрено дело по иску Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка к Константинову Д. Н. Решением суда установлено, что из Актов обследования от 06.08.2017г. и от 11.10.2017г. следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 354 кв.м., по <адрес> в Центральном районе, предоставленный Константинову Д.Н. в аренду с установленным видом разрешенного использования «под строящееся здание кафе» как собственнику объекта недвижимости, не огорожен, здание используется под размещение магазина «Московская распродажа» по продаже непродовольственных товаров, что является нарушением земельного законодательства в части использования земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Решением от 22.01.2018 г. постановлено: обязать Константинова Д. Н. использовать земельный участок и объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Новокузнецк, Центральный район по <адрес>, в соответствии с установленным видом разрешенного использования и правоустанавливающими документами, а именно под здание кафе в границах, указанных на кадастровом плане, выданном Управлением Росреестра по Кемеровской области.
Как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка вид разрешенного использования земельного участка будет изменен в случае внесения изменений наименования объекта недвижимости и осуществления кадастрового учета данных изменений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемым решением от 12.04.2018 г. № 4200/18-10683 нарушены права Константинова Д. Н., так как иным способом он лишен возможности внести изменения в наименование объекта недвижимости.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Поскольку решение от 12.04.2018 г. № 4200/18-10683 главного специалиста - эксперта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Толмачевой Ю.А. признано незаконным, административным ответчикам следует устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 12.04.2018 ░. № 4200/18-10683 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░: (░░░░░░░) ░. ░. ░░░░░░░░