Дело №2-982\2023 21 марта 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего Платоновой Н.М.
при секретаре Тимофеевой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском
гражданское дело по иску ООО «Лада Дом» к Черемушниковой С.Н., Мамокиной Г.П. об оспаривании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
ООО Лада Дом» обратилось в суд с иском к Черемушниковой С.Н., Мамокиной Г.П. об оспаривании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. В обоснование требований указав, что ООО «Лада Дом» осуществляет управление многоквартирным домом №...а по <адрес> в <адрес> на основании договора управления №...-У от "."..г.. В соответствии с положениями указанного договора управления управляющая организация обязуется осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации; оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. "."..г. в ООО «Лада Дом» от жителя <адрес> многоквартирного дома (далее - МКД) по <адрес> Мамокиной Г.П., поступило заявление (о направлении протокола №... общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> представленного с заявлением протокола №..., "."..г. собственниками МКД было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений, которое состоялось в форме совместного присутствия, со следующей повесткой дня: 1. о выборе председателя собрания, секретаря собрания и наделении данных лиц полномочиями по подписанию протокола общего собрания собственников в помещений многоквартирного дома; 2. установку счетчика общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла произвести силами и за счет ООО «Лада Дом». Денежные средства на оплату по установке счетчика ОДПУ тепловой энергии оплатить из бюджета на содержание ОИМКД (общее имущество многоквартирного дома), уплаченных до "."..г.. Общим собранием по вопросам повестки дня были приняты следующие решения: по первому вопросу- выбрать в качестве председателя общего собрания Черемушникову Светлану Николаевну, выбрать в качестве секретаря общего собрания Мамокину Галину Петровну, с наделением данных лиц полномочиями по подписанию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; по второму вопросу - утвердить решение, предложенное инициатором общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме к голосованию. Результаты общего собрания собственников многоквартирного <адрес> были оформлены протоколом №... от "."..г., о существовании которого ООО «Лада Дом» стало известно также "."..г., поскольку никаких уведомлений о том, что собственники МКД намерены провести собрание, а также о дате и месте его проведения Общество не уведомлялось, на самом собрании представители управляющей организации не присутствовали, вопросы по оплате услуг управляющей организации, в том числе по распределению размера платы за установку ОДПУ не оговаривались, реестр собственников ни кем из жителей данного МКД для проведения общего собрания по вопросу установки ОДПУ не запрашивался. Ознакомившись с текстом указанного протокола, стало известно, что инициатором собрания являлся житель <адрес> – Черемушникова С.Н., которая также являлась председателем общего собрания, при этом секретарем собрания являлся житель дома Мамокина Г.П. Поскольку в повестке дня из поставленных вопросов не следовало чьи кандидатуры, каких именно собственников/пользователей помещений в МКД и под какими номерами квартир предлагались на выбор в качестве председателя и секретаря собрания, а в тексте протокола не приведено, обсуждался ли вопрос о выборе именно Черемушниковой С.Н. и Мамокиной Г.П., Общество приходит к выводу, что председатель и секретарь собрания Черемушникова С.Н. и Мамокина Г.П. самопровозгласились, даже без предложения своей кандидатуры. По второму вопросу повестки дня не понятно, за что и кем было отдано 78% голосов «за», т.е. какое принятое решение инициатором Черемушниковой С.Н. было утверждено. Как следует из повестки дня по второму вопросу, речь идет об оплате установки счетчика ОДПУ, а не о решении, которое приняла Черемушникова С.Н. Полагает, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, оформленное протоколом №... от "."..г., подписанное председателем Черемушниковой С.Н. и секретарем собрания Мамокиной Г.П., являются незаконными и необоснованными. Принятым решением нарушены не только права и законные интересы ООО Лада Дом», а также нормы Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения и оформления общих собраний собственниками помещений многоквартирных домов. Полагает, что при проведении общего собрания, оформленного протоколом №... от "."..г., подписанного председателем Черемушниковой С.Н. и секретарем собрания Мамокиной Г.П., допущен ряд нарушений требований закона, предусмотренных подпунктами 1,3,4 пункта 1 ст.181.4 ГК РФ, а также п.1,2 ст.181.5 ГК РФ. Также не понятно, все ли лица, чьи фамилии и подписи стоят в представленном к протоколу №... от "."..г. списке, являются собственниками помещений данного МКД, так как никаких сведений о правообладателях помещений в списке не указывается, а следовательно не представляется возможным установить, правомочно ли было собрание – имелся ли необходимый кворум для рассмотрения поставленных на повестку дня вопросов. Так, согласно протокола №... – общая площадь жилых помещений указана 2093,0 кв.м., что не соответствует действительности, так как в техпаспорте МКД, а также в договоре управления МКД, площадь жилых помещений составляет – 2327,8 кв.м. на все имеющиеся в <адрес> квартир. То есть лицо, оформлявшее протокол не учло площадь около 300 кв.м помещений при подсчете голосов. Принимали ли в собрании участие нежилые помещения общей площадью 171,6 кв.м. и знали ли они о том, что это собрание проводилось, вообще не известно. Из списка приложенного к протоколу №... содержащего № квартиры, фамилии и подписи, не представляется возможным установить, какова площадь данных квартир и сколь в них собственников, а следовательно, определить правильность подсчета голосов, который по всей вероятности осуществлялся инициатором и секретарем собрания, также не представляется возможным. При этом исходя из того, что общее количество голосов инициатором и секретарем собрания скорей всего было подсчитано по количеству лиц (37 присутствовавших и принявших участие в голосовании), оставивших свои подписи в списке, а не по площадям помещений собственников принимавших участие в собрании, то никакой речи о правомочности собрания идти не может, соответственно не могло 78% голосов проголосовать «за», поскольку их попросту не набралось. Кроме того, исходя из того, что на повестку дня был поставлен вопрос об установке счетчика ОДПУ тепловой энергии и по его оплате, а монтаж общедомовых приборов учета квалифицируется как ремонт, решение общего собрания должно было быть принято не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников (п. 1 ст. 46, пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ) и оформлено протоколом, в котором в обязательном порядке должен был быть рассмотрен вопрос об определении размера платы за установку ОДПУ. При этом следует учесть, что в собрании приняли участие собственники помещений в МКД, обладающие только 37,30% общего числа голосов и собрание не имеет кворума, следовательно, 2/3 голосов от общего числа голосов собственников для принятия решения фактически набраться не могло. Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "."..г. N 491, ст.ст.29, 158 ЖК РФ стоимость работ по установке ОДПУ является расходами на содержание общего имущества МКД, бремя расходов на содержание которого, несут собственники помещений. Вопрос о расходах на установку ОДПУ должен был быть принят по согласованию и с учетом предложений управляющей организации, а не в одностороннем порядке, как это было сделано ответчиками. Нормы, регулирующие порядок оформления протокола №... от "."..г. общего собрания собственников помещений МКД, инициатором/председателем собрания, то есть Черемушниковой С.Н., а также секретарем собрания Мамокиной Г.П., соблюдены не были, порядок составления и оформления протокола №... нарушены и не соответствует установленным требованиям, что влечет его недействительность/ничтожность, соответственно какие-либо принятые решения – ничтожны. В отсутствие уведомления о проведении собрания ООО «Лада Дом» было лишено возможности заранее ознакомиться с повесткой дня, поставленной на собрание, проектом способа оплаты за установку ОДПУ, а также иными документами, которые якобы были представлены на данном собрании, принять участие в обсуждении повестки дня и внести свои предложения о способах и размере платы за установку ОДПУ, тем самым ответчиками были нарушены права и законные интересы не только управляющей организации, обслуживающей данный МКД, но и собственников помещений МКД. Также, инициаторами собрания не были представлены сведения о лице, по инициативе которого собирается данное собрание, дата, место, время проведения собрания собственников помещений. Не соблюден инициатором порядок ознакомления с материалами данного собрания и повесткой дня, адреса и где можно ознакомиться с этими материалами. К протоколу также не представлены бюллетени или реестр голосования собственников, отсутствуют сведения, подтверждающие полномочия лиц принявших решения, в связи с чем отсутствуют основания для учета отметок проголосовавших лиц (в отсутствие реестра или листов голосования) от собственников помещений ввиду не подтверждения факта голосования лицами, являющимися собственниками этих помещений, и частичного учета голосов (пропорционально принадлежащей доли собственности) по помещениям, ввиду нахождения указанных помещений в долевой собственности и отсутствия доказательств наделения голосовавшего сособственника полномочиями на представление другого сособственника (в листе голосования не указаны полномочия на представительство в силу доверенности или закона), список голосования не имеет даты его подписания, в связи с чем, согласно требованиям ч. 2 ст. 47 ЖК РФ не представляется возможность оценить соответствие их периоду голосования. Достоверность сведений, отраженных в протоколе общего собрания, с учетом допущенных нарушений при проведении собрания не может считаться подтвержденной, а в соответствии с п. 2 ст. 181.5 ГК РФ, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии кворума. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать недействительным решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленное протоколом №... от "."..г.; взыскать с Черемушниковой С.Н. и Мамокиной Г.П. в пользу ООО Лада Дом» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Представитель истца ООО Лада Дом» Афанасьева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснив, что нарушен порядок уведомлений собственников, имеются нарушения при оформлении протокола, отсутствовал кворум собрания. Просит суд признать недействительным решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленное протоколом №... от "."..г.; взыскать с Черемушниковой С.Н. и Мамокиной Г.П. в пользу ООО Лада Дом» расходы по оплате государственной пошлины в размере по 3000 рублей с каждого.
Ответчик Черемушникова С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что после постановки ООО Лада Дом» вопроса об установке нового прибора учета (счетчика), стоимость которого составляет 600000 рублей, ими было принято решение о проведении собрания, поскольку с решением Общества не согласны. После чего начали обходить квартиры <адрес>, спрашивать их мнение жильцов. Также вывешивали объявление о проведении собрания. ООО Лада Дом» не указало ответчикам на неправильность проведения внеочередного собрания, обратилось в суд, в связи с чем даже при наличии нарушений проведения собрания, ответчики не должны нести расходы по оплате государственной пошлины. Вопрос ставился только о необходимости установки (замены) прибора учета за счет управляющей компании. Считает, что нарушения при проведении внеочередного собрания, являются незначительными, в связи с чем, требования ООО Лада Дом» являются необоснованными.
В судебное заседание ответчик Мамокина Г.П., представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> не явились, о дате, времени и месте рассмотрении дела извещены.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предусмотрен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме:
1) Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
2.1. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, может быть созвано по инициативе уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, подготовивших указанный проект решения, либо юридического лица, определенного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки.
3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):
1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.
3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
3.2. В рассмотрении вопроса, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимают участие собственники жилых помещений в многоквартирном доме или их представители. Такое общее собрание правомочно, если в нем приняли участие собственники жилых помещений либо их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме. При этом при рассмотрении данного вопроса в отношении жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, представителями собственников признаются наниматели таких жилых помещений.
4. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
6. Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.
7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 3 ст.47 ЖК РФ предусмотрено, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам поставленным на голосование. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Согласно п.1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Протокол общего собрания собственников помещений должен соответствовать требования по оформлению и содержанию, установленным законодательством РФ, а именно статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 937/пр.
На основании п. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО «Лада Дом» осуществляет управление многоквартирным домом №...а по <адрес> в <адрес> на основании договора управления №...-У от "."..г.. В соответствии с положениями указанного договора управления управляющая организация обязуется осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации; оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Собственниками помещений МКД №...А по <адрес> принято решение, оформленное протоколом внеочередного общего собрания от "."..г..
Согласно протокола №..., "."..г. собственниками МКД было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений, которое состоялось в форме совместного присутствия, со следующей повесткой дня: 1. о выборе председателя собрания, секретаря собрания и наделении данных лиц полномочиями по подписанию протокола общего собрания собственников в помещений многоквартирного дома; 2. установку счетчика общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла произвести силами и за счет ООО «Лада Дом». Денежные средства на оплату по установке счетчика ОДПУ тепловой энергии оплатить из бюджета на содержание ОИМКД (общее имущество многоквартирного дома), уплаченных до "."..г.. Общим собранием по вопросам повестки дня были приняты следующие решения: по первому вопросу- выбрать в качестве председателя общего собрания Черемушникову Светлану Николаевну, выбрать в качестве секретаря общего собрания Мамокину Галину Петровну, с наделением данных лиц полномочиями по подписанию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; по второму вопросу - утвердить решение, предложенное инициатором общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме к голосованию.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, каким образом во исполнение требований ч. 4 ст. 45 ЖК РФ инициаторами была доведена до всех собственников дома информация о том, что "."..г. состоится собрание. Документов, подтверждающих, что все собственники МКД были уведомлены о проведении собрания, путем размещения информации в общедоступных местах в многоквартирном доме, либо иным путем (объявление в газете и т.д.), не представлено.
Также, во исполнение требований ч. 3 ст. 46 ЖК РФ, инициатором проведения общего собрания сообщение об итогах проведенного общего собрания собственников помещений, не размещено.
Кроме того, согласно протокола №... – общая площадь жилых помещений указана 2093,0 кв.м., что не соответствует действительности, поскольку согласно технического паспорта МКД, а также договора управления МКД, площадь жилых помещений составляет – 2327,8 кв.м., количество квартире в <адрес>. Также имеются нежилые помещения общей площадью 171,6 кв.м. <адрес> дома без учета площади общего имущества составляет 2499,4 кв.м. (2327,8+171,6).
Следовательно, достоверная площадь помещений при подсчете голосов инициатором собрания не учитывалась.
Из протокола общего собрания также невозможно установить, принимали ли в собрании участие собственники нежилых помещений.
Из списка приложенного к протоколу № 1 содержащего номера квартир, фамилии и подписи, не представляется возможным установить, какова площадь данных квартир, кто является их собственниками, а следовательно, определить правильность подсчета голосов.
В силу ч. 1, 2 ст. 48 ЖК РФ участниками общего собрания собственников, обладающими правом голосования, являются непосредственно (лично) собственники помещений в МКД, в том числе юридические и физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в доме, или их представители, действующие в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях: либо федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов ОМСУ; либо доверенности на голосование, составленной в письменной форме.
При этом наниматели помещений в МКД, не являющиеся уполномоченными представителями собственников, могут присутствовать на общем собрании, но не участвовать в голосовании.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 46, пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в МКД, по вопросам поставленным на повестку дня, правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники или их представители, обладающие не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников.
Решение общего собрания собственником помещений в МКД, принятое при отсутствии необходимого кворума, является ничтожным независимо от признания его таковым судом (п. 2 ст. 181.5 ГК РФ). При этом управляющая организация, как профессиональный участник взаимоотношений с собственниками помещений, располагающий сведениями о предъявляемых законодателем требованиях к решениям общих собраний, не должна принимать к исполнению оформленное протоколом решение собственников, принятое в отсутствие кворума.
При проведении собрания в очной форме присутствие собственников на общем собрании и наличие кворума подтверждается листом регистрации участников собственников или их представителей (списком присутствующих лиц), который должен содержать (п. 13 Требований к оформлению протоколов общих собраний):
1. Ф.И.О. (написанные полностью, отчество - при наличии) физического лица или полное наименование и ОГРН юридического лица - собственника помещения в МКД.
2. Номер помещения в МКД, принадлежащий физическому или юридическому лицу на праве собственности (при наличии), и реквизиты документа, подтверждающего право собственности.
3. Количество голосов, которыми обладает собственник.
4. Наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника (в случае его участия в ОСС).
5. Подпись собственника или его представителя с приложением доверенности на голосование (если в собрании участвует представитель, полномочия которого удостоверяет доверенность).
Относительно подсчета голосов собственников - количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в МКД на общем собрании собственников, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ). В свою очередь, указанная доля пропорциональна размеру общей площади помещения собственника (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).
Исходя из протокола и списка лиц, принимавших участие в голосовании (37 присутствовавших), оставивших свои подписи в списке, в том числе и карандашным способом, усматривается, что подсчет голосов был произведен не по площадям помещений собственников принимавших участие в собрании, следовательно 78% голосов проголосовавших «за», набраться не могло.
Так, согласно реестра собственников помещений МКД по <адрес>А <адрес>, из них только 33 человека являются собственниками помещений, остальные 4 квартиры (56, 1, 13, 35) являются муниципальными квартирами и находятся в собственности администрации городского округа – <адрес>, которая участия в собрании не принимала, равно как и нежилое помещение. Оставшиеся 33 собственника, согласно реестра собственников, обладают 932,5 кв.м. количеством голосов.
В общем собрании приняли участие собственники помещений в МКД, обладающие 37,30 % общего числа голосов (932,5 кв.м. / 2499,4 кв.м. х 100 = 37,30%). Следовательно, по общему правилу данное собрание не имеет кворума (не правомочно).
Таким образом, подсчет голосов лиц участвовавших на собрании произведен не верно, с нарушением установленного порядка.
Кроме того, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания.
Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п.1 ст.46 ЖК РФ).
Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Так, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанного Приказа, вводная часть содержательной части протокола общего собрания должна включать данные:
а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными документами и идентифицирующими сведениями (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение;
б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений в многоквартирном доме: указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания);
в) список лиц, принявших участие в общем собрании (далее - присутствующие лица) и приглашенных для участия в нем (далее - приглашенные лица): указываются сведения, предусмотренные пунктами 13 - 15 Требований;
г) об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме;
д) о количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании на общем собрании;
е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
ж) о повестке дня общего собрания;
з) о правомочности (наличии или отсутствии кворума) общего собрания.
Согласно пункта 19 указанного Приказа, текст каждой структурной единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должен состоять из трех частей:
а) часть 1 – «СЛУШАЛИ», в которой указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу общего собрания документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса повестки дня общего собрания указываются перед словом «СЛУШАЛИ»;
б) часть 2 – «ПРЕДЛОЖЕНО», в которой указывается краткое содержание предлагаемого решения по рассматриваемому вопросу, в отношении которого будет проводиться голосование. При этом предлагаемое решение должно соответствовать сути обсуждаемого вопроса повестки дня общего собрания, а его формулировка должна исключать возможность неоднозначного толкования предлагаемого решения;
в) часть 3 – «РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)», в которой указываются решения, принятые общим собранием по рассмотренному вопросу повестки дня общего собрания, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался» с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, количества голосов, отданных за указанные варианты голосования.
Согласно пункта 20 указанного Приказа, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Поскольку законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов, в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (п. 5 ст. 19 Закона N 190-ФЗ, п. 4 ст. 12 Закона N 261-ФЗ), истец, как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, в силу своего статуса (п. 1 ст. 161 и п. 2 ст. 162 ЖК РФ) должно принять меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, соответственно в самом решении общего собрания об установке ОДПУ должны были найти отражение следующие вопросы: принципиальное согласие (не менее двух третей) собственников на установку приборов учета (увеличение общего имущества в доме); участие в адресной программе, назначение лица, ответственного за подготовку и представление в соответствующий орган необходимых документов; распределение расходов между собственниками, возможно рассрочка оплаты расходов по установке ОДПУ с внесением строки в платежный документ, кроме этого, следует отразить порядок и сроки внесения собственниками платежей.
Вместе с тем, ни одной из вышеприведенных установленных законом норм, регулирующих порядок оформления протокола, протокол №... от "."..г. общего собрания собственников помещений МКД, инициатором/председателем собрания, ответчиками соблюдено не было, порядок составления и оформления протокола нарушен, не соответствует установленным требованиям, что влечет его недействительность/ничтожность.
При таких обстоятельства, суд приходит к выводу, что Черемушниковой С.Н. и Мамокиной Г.П. допущены нарушения в части подготовки, проведения, оформления общего собрания собственников, поскольку нарушена процедура уведомления о проведении внеочередного общего собрания собственников, нарушения в подсчете голосов собственников, принимавших участие в собрании (отсутствовал кворум), нарушены требования к оформлению протокола общего собрания собственников помещений, не соблюден порядок ознакомления с материалами данного собрания и повесткой дня, адреса и где можно ознакомиться с этими материалами, что привело к нарушению прав и законные интересов не только управляющей организации (ООО Лада Дом»), обслуживающей данный МКД, но и собственников помещений МКД. Данные нарушения являются существенными и влекут признание недействительным решение внеочередного собрания.
К протоколу также не представлены бюллетени или реестр голосования собственников, отсутствуют сведения, подтверждающие полномочия лиц принявших решения, в связи с чем, отсутствуют основания для учета отметок проголосовавших лиц (в отсутствие реестра или листов голосования) от собственников помещений ввиду не подтверждения факта голосования лицами, являющимися собственниками этих помещений, и частичного учета голосов (пропорционально принадлежащей доли собственности) по помещениям, ввиду нахождения указанных помещений в долевой собственности и отсутствия доказательств наделения голосовавшего сособственника полномочиями на представление другого сособственника (в листе голосования не указаны полномочия на представительство в силу доверенности или закона), список голосования не имеет даты его подписания, в связи с чем, согласно требованиям ч. 2 ст. 47 ЖК РФ не представляется возможность оценить соответствие их периоду голосования.
Достоверность сведений, отраженных в протоколе общего собрания, с учетом допущенных нарушений при проведении собрания не может считаться подтвержденной, а в соответствии с п. 2 ст. 181.5 ГК РФ, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии кворума.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Согласно п. 1 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
Согласно ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение внеочередного общего собрания собственном посещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>А, оформленное протоколом №... от "."..г., является недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
ООО Лада Дом» при подаче искового заявления в суд была оплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей, что подтверждается платежным поручением №... от "."..г.. Таким образом, в пользу ООО Лада Дом» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины с Черемушниковой С.Н. в размере 3000 рублей, с Мамокиной Г.П. в размере 3000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования ООО «Лада Дом» - удовлетворить.
Признать недействительным решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленное Протоколом №... от "."..г..
Взыскать с Черемушниковой С.Н., "."..г. года рождения (ИНН 3435040445994) в пользу ООО «Лада Дом» (ИНН 3435311173) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Взыскать с Мамокиной Г.П., "."..г. года рождения (ИНН 344812551570) в пользу ООО «Лада Дом» (ИНН 3435311173) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Справка: мотивированное решение изготовлено "."..г..
Судья: