Решение по делу № 2а-206/2018 от 19.01.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2018 года                         г.Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Махмудовой О.С.,

при секретаре Магик Я.А.,

с участием представителя административного истца Чернышенко О.А., представившего диплом о высшем юридическом образовании от *дата скрыта*, регистрационный *номер скрыт*, действующего на основании доверенности от *дата скрыта**номер скрыт*,

представителя административного ответчика Ефремова Д.А., представившего диплом о высшем юридическом образовании от *дата скрыта*, регистрационный номер *номер скрыт*, действующего на основании доверенности от *дата скрыта* *номер скрыт*,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-206/2018 по административному иску Шеметовой Д.Ю. к администрации Баклашинского сельского поселения о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, понуждении в выдаче разрешения на строительство,

установил:

В обоснование административного искового заявления указано, что *дата скрыта* Управлением Росреестра по Иркутской области было зарегистрировано право собственности Шеметовой Д.Ю. на земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт*, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: *адрес скрыт*, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *дата скрыта* и выпиской ЕГРП об объекте недвижимости от *дата скрыта* *номер скрыт*.

В своем административном исковом заявлении Шеметова Д.Ю. ссылается на то, что *дата скрыта* она обратилась в администрацию Баклашинского сельского поселения с просьбой выдать градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство индивидуального одноэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м. на указанном земельном участке. *дата скрыта* административный ответчик отказал как в выдаче градостроительного плана земельного участка, так и в выдаче разрешения на строительство, мотивируя тем, что земельный участок находится в двух территориальных зонах: ЖЗ 104 «Зона индивидуальной жилой застройки» и РЗ 602 «Зона озелененных территорий общего пользования». *дата скрыта* она обратилась в Иркутский областной суд с административным иском о признании не действующими Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка к одной из территориальных зон – к зоне ПТЗ 1103 «Зона территорий, покрытых лесом и кустарниками. В связи с устранением Иркутским областным судом препятствий для выдачи разрешения на строительство, *дата скрыта* она вновь обратилась к административному ответчику с просьбой выдать разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка. *дата скрыта* административный ответчик во второй раз отказал в выдаче разрешения на строительство и градостроительного плана земельного участка, не приняв во внимание решение Иркутского областного суда, мотивировав свой отказ невозможностью определить территориальную зону и параметры использования земельного участка.

Административный истец указывает на то, что *дата скрыта* она обратилась в Шелеховский городской суд с административным иском об обязании административного ответчика выдать градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство. Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от *дата скрыта* на административного ответчика была возложена обязанность выдать градостроительный план земельного участка. Исполняя решение суда, *дата скрыта* административный ответчик выдал градостроительный план земельного участка. Получив градостроительный план, административный истец, *дата скрыта* вновь подал административному ответчику заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому были приложены градостроительный план, схема планировочной организации земельного участка. *дата скрыта* административный ответчик в третий раз отказал в выдаче разрешения. При этом он повторно не принял во внимание ни решение Иркутского областного суда от *дата скрыта*, ни решение Шелеховского городского суда от *дата скрыта*, мотивировав свой отказ тем, что он не может определить территориальную зону и параметры использования земельного участка. Такие доводы административного ответчика решением Шелеховского городского суда от *дата скрыта* были признаны необоснованными. Однако игнорируя решения судов, административный ответчик повторно использовал эти доводы при отказе в выдаче разрешения на строительство. Таким образом, административный ответчик в третий раз незаконно отказал в выдаче разрешения на строительство, проигнорировав при этом два судебных решения. Указанными действиями административный ответчик грубо нарушил право собственности административного истца, лишив его возможности использовать земельный участок по назначению. В связи с незаконными действиями административного ответчика административный истец уже в течение более чем полутора лет лишен возможности построить жилой дом на участке, который был для этого приобретен.

Административный истец просила признать незаконным отказ администрации Баклашинского сельского поселения в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*, изложенного в письме от *дата скрыта* *номер скрыт* и обязать администрацию Баклашинского сельского поселения выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м. на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*.

В судебное заседание административный истец не явилась, просила рассмотреть административное дело в её отсутствие с участием представителя Чернышенко О.А.

В силу ч.6 ст.226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав мнение лиц, участвующих в административном деле, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Чернышенко О.А., действующий на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст.ст.55-56 КАС РФ, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика Ефремов Д.А., действующий на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст.ст.55-56 КАС РФ, требования, заявленные административным истцом, не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что земельный участок, с кадастровым номером *номер скрыт* частично расположен в зоне ЖЗ 104 «Зона индивидуальной жилой застройки» и часть основного земельного участка входит в зону на которой отсутствуют Правила землепользования и застройки. Частью 3 ст.51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки. Административным истцом было подано в администрацию Баклашинского сельского поселения заявление о выдаче разрешения на строительство одноэтажного жилого дома, где администрация, в связи с отсутствием территориальной зоны, подготовила отказ в выдаче разрешения на строительство. Представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из положений части 1 статьи 218 КАС РФ, следует, что для рассмотрения публичного правового спора необходимо установить следующие юридически значимые обстоятельства: нарушает ли оспариваемое решение, действие (бездействие) права и свободы гражданина; соответствует ли решение, действие (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что на основании договора дарения от *дата скрыта*, собственником земельного участка, с кадастровым номером *номер скрыт*, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: *адрес скрыт* является Шеметова Д.Ю., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *дата скрыта* (л.д.9). С целью строительства на указанном земельном участке одноэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м. Шеметова Д.Ю., *дата скрыта* обратилась в администрацию Баклашинского сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство одноэтажного жилого дома, приложив к заявлению копии всех необходимых документов, в частности, свидетельство о государственной регистрации права, градостроительный план участка, схему планировочной организации земельного участка (л.д.32-39).

Рассмотрев указанное заявление, администрация Баклашинского сельского поселения в письме от *дата скрыта* *номер скрыт*, адресованном Шеметовой Д.Ю., отказала в предоставлении муниципальной услуги – в подготовке и выдаче разрешения на строительство одноэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*, местоположение которого: *адрес скрыт* «в», со ссылкой на то, что в соответствии с решением Иркутского областного суда об отмене в части Генерального плана Баклашинского муниципального образования, утвержденного решением Думы от *дата скрыта* *номер скрыт*, определить территориальную зону, а также параметры разрешенного использования земельного участка, местоположение которого: *адрес скрыт*, не представляется возможным (л.д.40).

Согласно ст.60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о незаконности отказа администрации Баклашинского сельского поселения в выдаче Шеметовой Д.Ю. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*, изложенный в письме от *дата скрыта* *номер скрыт*.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка

Частью 1 ст.51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 29 декабря 2017 года) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч.3 ст.51 ГрК РФ, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Нормами градостроительного законодательства. В частности ч.9 ст.51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (ч. 10 ст. 51 ГрК РФ).

Решением Думы Баклашинского сельского поселения от 14 ноября 2013 года № 31-рд утверждены Правила землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования.

Стороной административного истца в материалы административного дела представлено, вступившее в законную силу, решение Иркутского областного суда от *дата скрыта* по административному иску Шеметовой Д.Ю. о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования, которым признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования, утвержденные решением Думы Баклашинского сельского поселения от 14 ноября 2013 года № 31-рд в части отнесения земельного участка с кадастровым номером *номер скрыт* к территориальной зоне ПТЗ 1103 «Зона территорий, покрытых лесом и кустарником». Данным решением установлено, что земельный участок, с кадастровым номером *номер скрыт*, расположенный по адресу: *адрес скрыт*, был поставлен на кадастровый учет *дата скрыта*, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства. Изменения в ГКН о разрешенном виде использования земельного участка на «индивидуальные жилые дома» были внесены *дата скрыта*. С *дата скрыта* этот земельный участок имеет статус «архивный». Право собственности на данный земельный участок первоначально было зарегистрировано *дата скрыта* за ФИО1 *дата скрыта* зарегистрирован переход права собственности на земельный участок к ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка от *дата скрыта*. В последующем – *дата скрыта* зарегистрирован переход права собственности на данный участок за Шеметовой Д.Ю. на основании договора дарения земельного участка от *дата скрыта*. Земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт*, расположенный по адресу: *адрес скрыт*, прилегающий к участку *номер скрыт*», был поставлен на государственный кадастровый учет *дата скрыта* со сведениями: категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения огородничества. Право собственности на данный земельный участок первоначально зарегистрировано *дата скрыта* за ФИО2 *дата скрыта* зарегистрирован переход права собственности на земельный участок к Шеметовой Д.Ю. Вид разрешенного использования изменен *дата скрыта* на «индивидуальные жилые дома». С *дата скрыта* этот земельный участок имеет статус «архивный». Таким образом, земельные участки в результате перераспределения которых образован спорный земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт*, были поставлены на кадастровый учет до утверждения оспариваемых Правил землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования и на момент их утверждения у административного ответчика имелись сведения о его категории и виде разрешенного использования и их границы были определены. Суд пришел к выводу о том, что отнесение земельного участка к двум территориальным зонам, безусловно, свидетельствует о нарушении прав административного истца, как собственника земельного участка, поскольку соответствующий правовой режим земельного участка создает препятствия для осуществления права свободного владения и пользования земельным участком (л.д.57-61).

При таких обстоятельствах, довод административного ответчика о том, что земельный участок, принадлежащий административному истцу был, поставлен на кадастровый учет после утверждения Правил землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования является несостоятельным и опровергается, вступившим в законную силу решением Иркутского областного суда от *дата скрыта*.

Возражая против удовлетворения административных исковых требований Шеметовой Д.Ю. и утверждая, что отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от *дата скрыта* *номер скрыт*, представитель административного ответчика ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт* частично расположен в зоне ЖЗ 104 «Зона индивидуальной жилой застройки» и в части основного земельного участка входит в зону на которой отсутствуют Правила землепользования и застройки, вследствие чего определить территориальную зону, а также параметры разрешенного использования земельного участка не представляется возможным. Суд критически относится к данному доводу представителя административного ответчика, поскольку, по мнению суда, реализация Шеметовой Д.Ю. прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление строительства индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, не может быть поставлена в зависимость от бездействия администрации Баклашинского сельского поселения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования, определению территориальной зоны части земельного участка, принадлежащего административному истцу, а также по установлению параметров разрешенного использования. Кроме того административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденным постановлением администрации Баклашинского сельского поселения *дата скрыта* *номер скрыт* предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги (ст.12), которым не предусмотрено такое основание отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома как невозможность определения территориальной зоны, а также параметров разрешенного использования земельного участка (л.д.83-116).

По усмотрению суда, отказ администрации Баклашинского сельского поселения в выдаче Шеметовой Д.Ю. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, не основан на нормах действующего законодательства, при этом судом учитывается, что административным истцом при обращении к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома были приложены все необходимые документы, в соответствии с требованиями ч.9 ст.51 ГрК РФ, в частности правоустанавливающий документ на земельный участок; градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В ходе судебного разбирательства судом, бесспорно, установлено несоответствие оспариваемого административным истцом отказа администрации Баклашинского сельского поселения в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома требованиям закона, а также выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца, как собственника земельного участка, так как своим отказом в выдаче разрешения на строительство административный ответчик создал препятствия для осуществления Шеметовой Д.Ю. права свободного владения и пользования земельным участком, осуществление на нем строительства индивидуального жилого дома, в соответствии с видом его разрешенного использования.

Анализируя по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что отказ администрации Баклашинского сельского поселения в выдаче административному истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома, является незаконным, вследствие чего на административного ответчика необходимо возложить обязанность по выдаче Шеметовой Д.Ю. разрешение на строительство индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м. на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Шеметовой Д.Ю. удовлетворить.

Признать отказ администрации Баклашинского сельского поселения в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*, изложенный в письме от *дата скрыта* *номер скрыт* незаконным.

Обязать администрацию Баклашинского сельского поселения выдать Шеметовой Д.Ю. разрешение на строительство индивидуального жилого дома, площадью 140 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 13 марта 2018 года 16 часов.

Судья О.С. Махмудова

2а-206/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шеметова Д. Ю.
Шеметова Дарья Юрьевна
Ответчики
Администрация Баклашинского сельского поселения
Другие
Чернышенко Олег Анатольевич
Суд
Шелеховский городской суд Иркутской области
Судья
Махмудова О.С.
Дело на сайте суда
shelehovsky.irk.sudrf.ru
19.01.2018Регистрация административного искового заявления
19.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018Судебное заседание
06.03.2018Судебное заседание
13.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2018Дело оформлено
28.04.2018Дело передано в архив
10.05.2020Регистрация административного искового заявления
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
10.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее