Дело № 2а-670/2021
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2021 года г.Волгореченск
Нерехтский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Синицыной О.Р., при секретаре Поляковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Волгореченска Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Волгореченска Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной, мотивируя следующим. Прокуратурой г.Волгореченска в рамках осуществления мониторинга сети Интернет выявлены ресурсы (интернет-сайты) с услугами по приобретению ответов по единому государственному экзамену (далее ЕГЭ), основному государственному экзамену (далее ОГЭ) 2021 года. На данных сайтах размещена информация по вопросам, связанным с приобретением 100% контрольно-измерительных материалов (далее КИМ) и ответов по ЕГЭ, ОГЭ, государственному выпускному экзамену (далее ГВЭ), всероссийской проверочной работе (далее ВПР) на 2021 год, а также прописаны способы оплаты за получение информации по ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР на 2021 год, кроме того, имеются отзывы лиц, получивших ответы при написании ЕГЭ и ОГЭ2019 года, подтверждающие правильность ответов, полученных указанными способами и использованных при сдаче государственной итоговой аттестации, имеются также ссылки на адреса сайтов новых групп и сообществ, созданных взамен заблокированных по решению суда, в том числе, в мессенджере Telegram. Размещенная информация побуждает граждан к противоправным действиям, а именно: приобретению ответов по ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР в обход установленным государственным стандартам сдачи государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также создают угрозу введения в заблуждение (обману) граждан при оплате данных услуг на сайте, с целью получения результатов ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР на 2021 год. В соответствии с п.п.1 п.4 ст.5 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий. Материалы, размещенные на нижеперечисленных сайтах направлены на неограниченный круг лиц, вход на указанный сайт свободный, не требует пароля, ознакомиться с его содержанием может любой интернет-пользователь, свободный доступ к таким сайтам пропагандирует противоправное поведение, побуждает граждан к нарушению закона: (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты). В ходе мониторинга сети Интернет, осуществленного ДД.ММ.ГГГГ с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть Интернет в здании прокуратуры г.Волгореченска выявлены сайты, на которых размещены объявления о продаже КИМов и ответов на ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР 2021 по следующим адресам: (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты). Сведения, размещенные на данных сайтах не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, не осознающих в силу возраста противоправность действий, к совершению правонарушений. В целях ограничения доступа граждан к интернет-страницам, расположенным по адресам (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты), необходимо внести указанные страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать информацию о продаже ответов на задания государственной итоговой аттестации, о продаже КИМов и ответов на ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты), информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора г.Волгореченска Костромской области Широков Д.М. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Роскомнадзора по Костромской области в судебное заседание не явился, заместитель руководителя Управления К. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, направил в суд отзыв на иск, в котором указано, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр). В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года №228 и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 №21, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент написания отзыва интернет-ресурсы (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты) в Единый реестр не включены.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
В силу п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система образования включает в себя федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.
В соответствии с положениями ст.59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети "Интернет") устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее - единый государственный экзамен), а также в иных формах.
Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Согласно п.52 Приказа Минпросвещения России №190, Рособрнадзора №1512 от 07.11.2018(с изм. от 16.03.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» хранение экзаменационных материалов осуществляется в соответствии с требованиями порядка разработки, использования и хранения КИМ, устанавливаемого Рособрнадзором. Вскрытие экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в КИМ, экзаменационных материалах для проведения ГВЭ, запрещено.
В силу п.43 Приказа Минпросвещения России №189, Рособрнадзора №1513 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» хранение экзаменационных материалов осуществляется в соответствии с требованиями порядка разработки, использования и хранения КИМ, устанавливаемого Рособрнадзором. Вскрытие экзаменационных материалов до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в КИМ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ, запрещено.
Частью 4 ст.19.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст.15.1 ФЗ №149).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.п. 5.1.7 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название.
Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на интернет-сайте по адресам: (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты) информации, направленной на создание условий и предпосылок для совершения правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения итоговой аттестации учащихся.
Размещение данной информации на указанных сайтах на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронным адресам (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты) указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц, способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения экономических преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующих законов.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку замедление исполнения решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайту, может причинить значительный ущерб публичным интересам, суд полагает необходимым решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копий в Роскомнадзор и территориальное управление для включения в Единый реестр в установленном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 188, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора г. Волгореченска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной удовлетворить.
Признать информацию о продаже ответов на задания государственной итоговой аттестации, о продаже КИМов и ответов на ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты); (данные изъяты), информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Р.Синицына