РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» декабря 2023 года город Сочи
Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего Шепилова С.В.,
при секретаре Бондаревой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цыпышевой Светланы Артемовны к ООО «Управляющая компания «Сервис Сочи» о признании незаконным проведенного управляющей организацией перерасчета коммунальных ресурсов на содержание общего имущества за 2022 год,
УСТАНОВИЛ:
Цыпышева С.А. обратилась в Адлерский районный суд города Сочи с исковым заявлением к ООО «Управляющая компания «Сервис Сочи» о признании незаконным проведенного управляющей организацией перерасчета коммунальных ресурсов на содержание общего имущества за 2022 год.
В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены. Истец просила суд: признать незаконным проведенный ООО «Управляющая компания «Сервис Сочи» расчет сумм сверхнормативного потребления за 2022 год коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах по адресу: г. <адрес> и ул. <адрес> части включения в него периода до 01.09.2022.
Обязать ООО «Управляющая компания «Сервис Сочи» провести перерасчет сумм сверхнормативного потребления за 2022 год коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества по квартирам № 211 и № 568, принадлежащих Цыпышевой С.А. в многоквартирных домах по адресу: г. <адрес> с исключением из расчета периода до 01.09.2022.
Признать незаконными представленные ООО «Управляющая компания «Сервис Сочи» собственникам помещений в многоквартирных домах по адресу: г<адрес> <адрес> платежные документы за декабрь 2022 года и январь 2023 года в части указанных в них данных о сверхнормативном потреблении коммунальных ресурсов за 2022 год.
Обязать ООО «Управляющая компания «Сервис Сочи» представить Цыпышевой С.А. платежные документы, за декабрь 2022 года и январь 2023 года, соответствующие требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником квартир в многоквартирных домах по адресу: г. <адрес>
Решением Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18.10.2022 истец был избран председателем Совета многоквартирного дома по адресу: г<адрес>
Ответчик осуществлял управление многоквартирными домами в период с 01.04.2020 по 31.12.2022 на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (протоколы от 17 марта 2020 года) и решений Госжилинспекции Краснодарского края о включении многоквартирных ломов в перечень управляемых им многоквартирных домов.
В январе и феврале 2023 года все собственники квартир в многоквартирных домах получили от ответчика платежные документы за декабрь 2022 года и январь 2023 года с отраженными в них суммами за сверхнормативное потребление за 2022 год трех коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (СОИ): водоотведение ХВС (холодного водоснабжения), электроэнергия и ХВС (холодное водоснабжение).
В связи с неопределенностью указанных в платежных документах денежных сумм председателями Советов МКД по адресу: г. Сочи, ул. Худякова дом 7 корпус 2 и г. Сочи, ул. Худякова дом 7 корпус 3 в управляющую компанию было направлено заявление № 23 от 23.01.2023 о предоставлении расчетов по всем указанным в платежных документах коммунальным ресурсам, а также подтверждающие эти расчеты официальные данные всех ресурсоснабжающих организаций.
Из полученного на заявление ответа ответчика (исх № 10 от 25.01.2023) следует, что перерасчет суммы расходов на коммунальные ресурсы был проведен им на основании Постановления Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Указанным Постановлением были внесены изменения в утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пунктов 29(2) и 29(3) Правил размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, должен определяться по нормативам их потребления с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Перерасчет должен проводиться по истечении каждого календарного года, а при прекращении управляющей организацией управления многоквартирным домом учитываться в платежном документе за последний месяц управления домом.
Фактически в течение 2022 года собственникам квартир в многоквартирных домах коммунальные ресурсы на содержание общего имущества выставлялись ответчиком по нормативам, и их перерасчет был отражен в платежных документах за декабрь 2022 года и январь 2023 года, исходя из показаний общедомовых приборов учета
При этом такой перерасчет был проведен ответчиком за весь 2022 год, с января по декабрь.
Истец считает данный перерасчет незаконным, по следующим основаниям:
Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ № 92, постановление вступает в силу с 01.09.2022. При этом Постановление не содержит положений, которые распространяли бы его действие на ранее возникшие между собственниками помещений в МКД и управляющими организациями правоотношения.
При таких условиях проведенный перерасчет размера коммунальных ресурсов на содержание общего имущества за период до 1 сентября 2022 года является незаконным, нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме, обязывая их уплачивать излишне начисленные суммы денежных средств и влечет за собой обязанность ответчика по перерасчету сумм сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества за 2022 год : исключением из расчета периода до 1 сентября 2022 года.
Кроме того, требования к платежному документу в части коммунальных ресурсов установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Согласно пункта 69 Правил в платежном документе указываются:
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
В представленных ответчиком собственникам платежных документах за декабрь 2022 года и январь 2023 года по сверхнормативному потреблению коммунальных ресурсов указанные данные не приведены и их сверхнормативное потребление отражено в столбце «индивидуальное потребление», что не позволяет собственникам определить правильность расчетов, вводит их в заблуждение и нарушает их права на получение информации о подлежащих оплате ресурсах.
Несоответствие платежных документов требованиям жилищного законодательства РФ влечет признание их незаконными и обязанность управляющей организации по предоставлению собственникам документов, содержащих требуемые Постановлением Правительства РФ № 354 сведения.
В судебном заседании истец Цыпышева С.А. на уточненных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме, по основаниям в нем указанным.
Представители ответчика ООО «Управляющая компания «Сервис Сочи» по доверенности Скрылева Н.А., директор Нянин А.Б., действующий на основании приказа №2 от 25.10.2016, исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Предоставлены возражение на исковые требования.
Выслушав истца, представителей ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Материалами дела установлено следующее:
ООО «УК «Сервис Сочи» на основании решения общего собрания собственников помещений от 17.03.2020, согласно утвержденному перечню услуг и работ, условиям их оказания и выполнения, в соответствии с размером финансирования, оказывала услуги по управлению многоквартирными домами, расположенных по адресам: Краснодарский край, город Сочи, ул. Худякова, д. № 7 корпус 2 и ул. Худякова, д. 7 корпус 3 до 31.12.2022 включительно.
Согласно п.1 ст. 158 ЖК РФ собственник обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционально принадлежащей ему доле в праве общей собственности на общее имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 года, предусматривающие перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в течение 1 квартала года, следующего за расчетным годом.
Согласно ч. 29 Правил содержания № 92 расходы на содержание общего имущества, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и включают в том числе:
а) расходы на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло- газо- и водоснабжения, водоотведения;
б) расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за исключением случаев, когда соответствующие расходы несут ресурсоснабжающие организации по договорам, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, заключенным в соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с положениями ст.ст.154, 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, за исключением случаев, когда плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества, предусмотренных п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг (ч. 29(1) Правил содержания № 92).
Как указано в ч. 29(2) Правил содержания № 92 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;
б) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта (решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, из расчета их среднемесячного объема потребления), - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с п, 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Частью 29(3) Правил содержания № 92 установлено, что в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" и. 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной п. 2 приложения к настоящим Правилам:
а) по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом.
Таким образом, периодом, за который осуществляется перерасчет в соответствии с подпунктом "а" и. 29(3) Правил № 491, является календарный год, предшествующий 1 кварталу года, в котором такой перерасчет осуществляется.
Подпункт "а" п. 29(3) Правил № 491, действующий на момент проведения перерасчета, устанавливает, что перерасчет осуществляется по истечении именно календарного года.
Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, будет отражаться в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов (часть 29(4) Правил содержания № 92).
Указанная норма, также расписана в Письме Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 22 февраля 2023 года № 5220-ОГ/00.
Так на основании вышеуказанного, ООО «УК «Сервис Сочи» оказывало услуги по управлению многоквартирными домами, расположенных по адресам: Краснодарский край, город Сочи, ул. Худякова, д. № 7 корпус 2 и ул. Худякова, д. 7 корпус 3 до 31 декабря 2022г. включительно, следовательно перерасчет за 2022год по данным адресам был отражен в квитанции ООО «УК «Сервис Сочи» за декабрь 2022 года.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Цыпышевой Светланы Артемовны к ООО «Управляющая компания «Сервис Сочи» о признании незаконным проведенного управляющей организацией перерасчета коммунальных ресурсов на содержание общего имущества за 2022 год не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 18.12.2023.
░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░- ░░░░░░░░░-