Решение по делу № 2а-222/2020 от 19.05.2020

Дело №2а-222/2020

УИД: 61RS0060-01-2020-000360-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос.Чертково 24 июля 2020 года.

    Чертковский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кадурина С.А.,

при секретаре Вербицкой Е.Б.,

с участием:

помощника прокурора Прокоповой В.А.,

представителей административного ответчика Литвинова А.А. и Бондаревой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чертковского района Ростовской области в защиту неопределённого круга лиц к Администрации Чертковского района Ростовской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий, заинтересованные лица: ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», ПАО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону»,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец прокурор Чертковского района Ростовской области обратился в Чертковский районный суд Ростовской области с административным иском к Администрации Чертковского района Ростовской области в защиту неопределённого круга о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий. В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой района с 27.04.2020 по 18.05.2020 проведена проверка устранения выявленных нарушений по внесённому представлению об устранении нарушений законов в сфере ЖКХ от 30.01.2020 №7-18-2020 в Администрации Чертковского района. В ходе проверки проведённой по обращению директора филиала ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» Шевцова А.М. от 30.12.2019 выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности при эксплуатации газового оборудования, находящегося в муниципальной собственности Администрации Чертковского района, в связи с чем прокурором района 30.01.2020 внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Проверкой установлено, что в собственности Администрации Чертковского района находятся объекты газового хозяйства – подземный и надземный газопровод высокого давления и другие объекты, однако, в нарушение п.9 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 года №542, договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ, при отсутствии собственной муниципальной газораспредительной организации, до настоящего времени не заключён.

Просил суд признать бездействие Администрации Чертковского района, выразившееся в неустранении выявленных нарушений по представлению об устранении нарушений закона в сфере ЖКХ от 30.01.2020, незаконным и обязать Администрацию Чертковского района заключить договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ, находящихся в собственности муниципального образования.

В судебном заседании прокурор Прокопова В.А. заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить.

Представители административного ответчика – ведущий специалист-юрисконсульт Администрации Чертковского района Ростовской области Литвинов А.А. и главный специалист-юрисконсульт Администрации Чертковского района Бондарева И.А., действующие на основании доверенностей в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что на протяжении пяти лет Администрация Чертковского района Ростовской области проводит работу по передаче газопроводов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования, в аренду ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», но не может этого сделать из-за неконструктивной позиции указанной организации, удовлетворение требований может привести к тому, что решение суда будет не исполнимо, если они достигнут соглашения о передаче газопроводов в аренду, заключение данного договора не потребуется.

Суд, выслушав прокурора, представителей административного ответчика, исследовав представленные материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельских поселения относятся организация в границах поселении электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 (в том числе п.4) настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу ст.12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» перечни вопросов местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов определяются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Помимо вопросов местного значения сельского поселения, определённых Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения) части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

На основании п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответственность за надлежащее техническое состояние газопроводных сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами на органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.32 Федерального закона от 31.03.1999 №69 «О газоснабжении в Российской Федерации» собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязан обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

В соответствии с п.5 Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено врывно- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Положения Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- соблюдать положения настоящего Федерального закона других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.В соответствии с пунктом 9 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 года №542, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны: в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключён договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.

В силу ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 №69 «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Из представленных прокурором доказательств следует, что 30 января 2020 года прокурором Чертковского района Ростовской области вынесено представление в отношении Администрации Чертковского района об устранении нарушений законов в сфере ЖКХ, а именно о наличии в муниципальной собственности муниципального образования «Чертковский район» объекты газового хозяйства и газопроводы, на которые не заключён договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и газоснабжения с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ, в котором предоставлен месячный срок для принятия действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, а также причин и условий, им способствующих, которое до настоящего времени не исполнено.

Согласно выпискам из ЕГРН муниципальное образование «Чертковский район» является собственником следующих объектов газового хозяйства:

- газопровод протяжённостью 5043 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 433 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 33 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 39 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 30 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 12289 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 1637 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 65 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 983 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 13473 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 6959 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 102 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 95 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 1669 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 7378 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 839 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 89 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 25 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 841 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 45 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 15336 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 23 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 583 м, расположенный по адресу: <адрес>

- газопровод протяжённостью 20 м, расположенный по адресу: <адрес>

Неисполнение требований действующего законодательства влечёт нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц в области безопасности использования опасных производственных объектов.

Прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку его требования заявлены в защиту неопределённого круга лиц, что соответствует требованиям ч.1 ст.39 КАС РФ, согласно которой, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Суд принимает во внимание, что по результатам проверки в целях устранения указанных нарушений законодательства в сфере газораспределения и газоснабжения в адрес главы Администрации Чертковского района 30.01.2020 г. внесено представление, однако указанные нарушения, изложенные в нём, до настоящего времени не устранены, при этом административным ответчиком в суд не представлены доказательства о принимавшихся мерах во исполнение требований законодательства в сфере газораспределения и газоснабжения, в том числе и после вынесения прокурором указанного представления.

Возражения представителей ответчика в части отсутствия в действиях Администрации Чертковского района Ростовской области бездействия, суд находит необоснованными, поскольку доводы представителей административного ответчика сводились к тому, что ими принимались меры по передаче газопроводов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Чертковский район», в аренду ПАО «Газспром газораспределение», но не могли этого сделать из-за неконструктивной позиции указанной организации, однако доказательства о принимавшихся мерах по заключению договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ, находящихся в собственности муниципального образования, не представлено.

Руководствуясь ст.ст.175, 176, 177, 178, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора Чертковского района Ростовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Чертковского района Ростовской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Чертковского района Ростовской области, выразившееся в неустранении выявленных нарушений по представлению об устранении нарушений закона в сфере ЖКХ от 30.01.2020, незаконным.

Обязать Администрацию Чертковского района Ростовской области заключить договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ, находящихся в собственности муниципального образования.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Чертковский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2020 года.

Председательствующий:

2а-222/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Чертковского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Чертковского района Ростовской области
Другие
ПАО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону"
ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону"
Суд
Чертковский районный суд Ростовской области
Судья
Кадурин С.А.
Дело на сайте суда
chertkovsky.ros.sudrf.ru
19.05.2020Регистрация административного искового заявления
20.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2020Подготовка дела (собеседование)
03.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2020Судебное заседание
24.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее