Председательствующий: Дело №33а-4200/2017
судья Цыдендамбаева О.Ч.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г.Чита 16 августа 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстоброва А.А.,
судей Бурака М.Н., Каверина С.А.,
при секретаре судебного заседания Корба В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю) к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 54», комитету образования администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении санитарного законодательства, понуждении к определенным действиям,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Семеновой А.Г.,
на решение Ингодинского районного суда г.Читы от 29 июня 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю удовлетворить частично.
Признать бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 54» по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную окружающую среду.
Признать противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания бездействие комитета образования администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в необеспечении содержания здания МБДОУ «Детский сад № 54» в соответствии с требованиями санитарного законодательства;
Признать противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания бездействие администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в том, что администрацией не созданы условия для содержания детей в МБДОУ «Детский сад № 54» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54»:
- оборудовать на территории дошкольной образовательной организации наружное электрическое освещение в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- привести искусственную освещенность в игровой группе «Звездочки» в соответствие с предъявляемыми требованиями в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- световые проемы в двух игровых и двух спальнях оборудовать регулируемыми солнцезащитными устройствами в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и комитет образования администрации городского округа «Город Чита» обеспечить соблюдение МБДОУ «Детский сад № 54» вышеперечисленных требований.
В случае недостаточности средств у МБДОУ «Детский сад № 54» обязать администрацию городского округа «Город Чита» и комитет образования администрации городского округа «Город Чита» профинансировать за счет средств бюджета городского округа «Город Чита» проведение МБДОУ «Детский сад № 54» вышеуказанных мероприятий».
Заслушав доклад судьи Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ингодинского районного суда г.Читы от 29 июня 2017 года в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю об обязании МДОУ «Детский сад №54» создать условия (оборудовать люк или крышку) для проведения обязательной предварительной механической очистки и промывки накопительной емкости для хранения воды с профилактической целью (после периодической чистки, после ремонтно-аварийных работ и др.), а также по эпидемическим показаниям (в случае загрязнения сооружений, в результате которого создается угроза возникновения водных вспышек кишечных инфекций), отменить.
Принять по делу в данной части новое решение, которым требования административного искового заявления Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю об обязании МДОУ «Детский сад №54» создать условия (оборудовать люк или крышку) для проведения обязательной предварительной механической очистки и промывки накопительной емкости для хранения воды с профилактической целью (после периодической чистки, после ремонтно-аварийных работ и др.), а также по эпидемическим показаниям (в случае загрязнения сооружений, в результате которого создается угроза возникновения водных вспышек кишечных инфекций), удовлетворить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Семеновой А.Г. удовлетворить частично.
Председательствующий: А.А. Толстобров
Судьи: М.Н. Бурак
С.А. Каверин
Председательствующий: Дело №33а-4200/2017
судья Цыдендамбаева О.Ч.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Чита 16 августа 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстоброва А.А.,
судей Бурака М.Н., Каверина С.А.,
при секретаре судебного заседания Корба В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю) к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 54», комитету образования администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении санитарного законодательства, понуждении к определенным действиям,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Семеновой А.Г.,
на решение Ингодинского районного суда г.Читы от 29 июня 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю удовлетворить частично.
Признать бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 54» по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную окружающую среду.
Признать противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания бездействие комитета образования администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в необеспечении содержания здания МБДОУ «Детский сад № 54» в соответствии с требованиями санитарного законодательства;
Признать противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания бездействие администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в том, что администрацией не созданы условия для содержания детей в МБДОУ «Детский сад № 54» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54»:
- оборудовать на территории дошкольной образовательной организации наружное электрическое освещение в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- привести искусственную освещенность в игровой группе «Звездочки» в соответствие с предъявляемыми требованиями в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- световые проемы в двух игровых и двух спальнях оборудовать регулируемыми солнцезащитными устройствами в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и комитет образования администрации городского округа «Город Чита» обеспечить соблюдение МБДОУ «Детский сад № 54» вышеперечисленных требований.
В случае недостаточности средств у МБДОУ «Детский сад № 54» обязать администрацию городского округа «Город Чита» и комитет образования администрации городского округа «Город Чита» профинансировать за счет средств бюджета городского округа «Город Чита» проведение МБДОУ «Детский сад № 54» вышеуказанных мероприятий».
Заслушав доклад судьи Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
03 мая 2017 года руководитель Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Пинтусов В.И. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором указал, что при проведении административного расследования в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №54» (далее по тексту – МБДО «Детский сад №54»), были выявлены нарушения требований ст.ст.11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ), п.п.3.3, 3.6, 3.12, 4.11, 4.15, 5.1, 5.5, 6.1, 6.2, 7.1, 7.3,17.1, 13.14, 19.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», п.3.3.1 таблицы 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», то есть образовательным учреждением не обеспечено выполнение требований санитарных правил в полном объеме.
Обращено внимание, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Бездействие административных ответчиков по выполнению требований санитарного законодательства противоречит ст.42 Конституции РФ, ст.ст.1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, так как нарушает право граждан на безопасную среду обитания, которая включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.
Административный истец просил суд:
1) признать бездействие МБДОУ «Детский сад № 54», комитета образования администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания;
2) обязать МДОУ «Детский сад № 54» в срок до 01.08.2017 года:
- на территории дошкольной образовательной организации оборудовать наружное электрическое освещение в соответствии с п. 3.3. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- в зоне игровой территории оборудовать групповую площадку для второй группы (установить игровое оборудование, теневой навес и др.) в соответствии с п. 3.6. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- заменить или провести ремонт игрового оборудования, установленного на имеющейся игровой площадке в соответствии с п. 3.12. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- предусмотреть конструкцию окон в спальне средней группы, игровой старшей группы, позволяющую соблюдать режим проветривания в соответствии с п. 4.11; 4.15. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- выполнить отделку стен, потолков из гладких материалов, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию. На используемые для отделки материалы представить документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность в соответствии с п. 5.1. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- края имеющегося на полу линолеума подвести под плинтус, закрепить с целью проведения качественной влажной уборки полов у плинтусов и под мебелью в соответствии с п.п. 5.5.; 17.1. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- приобрести дополнительно столы и стулья в соответствии со списочным составом, ростом и возрастом детей в соответствии с п. 6.1. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- в раздевальных средней и старшей групп установить индивидуальные шкафы согласно списочному составу детей в соответствии с п. 6.2. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- привести искусственную освещенность в игровой группе «Звездочки» в соответствие с п. 7.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; п. 3.3.1. таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», повторные замеры искусственной освещенности;
- световые проемы в 2 игровых и 2 спальнях оборудовать регулируемыми солнцезащитными устройствами в виде штор или жалюзи в соответствии с п. 7.3. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- создать условия для просушивания столовой и кухонной посуды, в которой осуществляется доставка готовых блюд в соответствии с п. 13.14. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- создать условия (оборудовать люк или крышку) для проведения обязательной предварительной механической очистки и промывки накопительной емкости для хранения воды с профилактической целью (после периодической чистки, после ремонтно-аварийных работ и др.), а также по эпидемическим показаниям (в случае загрязнения сооружений, в результате которого создается угроза возникновения водных вспышек кишечных инфекций);
3) обязать администрацию городского округа «Город Чита», комитет образования администрации городского округа «Город Чита» обеспечить соблюдение требований и организовать финансирование указанных работ путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54») в срок до 01 августа 2017 года.
В ходе судебного разбирательства административный истец отказался от требований в части возложения на МБДОУ «Детский сад №54», комитет образования администрации городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» обязанности: - в зоне игровой территории оборудовать групповую площадку для второй группы (установить игровое оборудование, теневой навес и др.); - предусмотреть конструкцию окон в спальне средней группы, игровой старшей группы, позволяющую соблюдать режим проветривания; - создать условия для просушивания столовой и кухонной посуды, в которой осуществляется доставка готовых блюд.
Определением Ингодинского районного суда г.Читы от 29 июня 2017 года производство по административному делу в указанной части требований прекращено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Семенова А.Г., действующая на основании доверенности, выражает несогласие с обжалуемым решением суда, просит его отменить, принять по делу новое об удовлетворении требований административного иска, с учетом уточнений, в полном объеме. В обоснование указывает, что при осуществлении деятельности дошкольные образовательные учреждения обязаны постоянно и неукоснительно соблюдать требования санитарного законодательства. Нарушения обязательных требований были установлены в ходе проведения расследования, то есть меры по устранению нарушений санитарного законодательства административные ответчики приняли после установления надзорным органом нарушения, что свидетельствует об их бездействии. В своих требованиях Управление просило суд обязать ответчика отремонтировать либо заменить игровое оборудование, установленное на игровой площадке учреждения. Согласно п.3.12 СанПиН 2.4.1.3049-13 игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. При проведении административного расследования было выявлено, что игровое оборудование, установленное на игровой площадке детского сада, ветхое, с признаками нарушенной целостности: полы у деревянной горки не ровные, со щелями, доски ограждения не прибиты, торчат гвозди. Согласно отчету об устранении нарушений, который был представлен Управлению руководителем МБДОУ «Детский сад № 54», игровое оборудование, установленное на игровой площадке учреждения, демонтировано. Информация о том, что на детской площадке установлено оборудование, соответствующее требованиям п.3.12 СанПин 2.4.1.3049-13, не представлялась ни в Управление, ни при рассмотрении дела в суде. Из изложенного следует, что требование Управления не исполнено в полном объеме, какое-либо другое оборудование взамен демонтированного, соответствующее требованиям, не установлено.
Также в иске Управление просило суд обязать ответчика выполнить в учреждении отделку стен, потолков из гладких материалов, допускающих проведение уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств, а также подвести края линолеума под плинтус, закрепить. При проведении проверочного мероприятия – административного расследования в отношении МБДОУ «Детский сад № 54», на основании определения от 01 марта 2017 года № 38, были установлены вышеуказанные нарушения, которые нашли свое отражение в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.03.2017. Согласно отчету об устранении нарушений, который был представлен в Управление руководителем МБДОУ «Детский сад № 54», на имя председателя комитета образования администрации городского округа «Город Чита», было подано отношение от 17 мая 2017 года о возможности закрыть детский сад для проведения текущего ремонта с 15 июня 2017 года по 30 июня 2017 года. При рассмотрении дела доказательств об устранении этих нарушений представлено не было, так как по состоянию на 29 июня 2017 года ремонт не был закончен. При рассмотрении дела каких-либо доказательств выполнения данного требования представлено не было, в связи с чем, по ее мнению, указанные требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, Управлением было заявлено требование о возложении на ответчика обязанности приобрести дополнительные столы и стулья, а также установить в раздевальных индивидуальные шкафчики в соответствии со списочным составом детей. Указанные нарушения были установлены при проведении административного расследования. Согласно приказу № 223 от 17 мая 2017 года комитета образования администрации городского округа «Город Чита», представленного Управлению заведующей МБДОУ «Детский сад №54», в целях приведения деятельности учреждения в соответствие с требованиями п.1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 с 01 сентября 2017 года количество групп в данном учреждении решено сократить с двух до одной. При этом в данном документе указание на утвержденное количество детей после сокращения групп нет, следовательно, однозначно утверждать о сокращении именно списочного состава детей не представляется возможным. Информация о количестве детей после сокращения групп отсутствует также и в каких-либо иных документах. Отмечает, что, согласно вышеуказанному приказу, численность групп с двух до одной будет сокращена только с 01 сентября 2017 года, тогда как решение принято 29 июня 2017 года. Соответственно до 01 сентября 2017 года деятельность учреждения будет осуществляться с нарушением обязательных требований.
В административном иске Управлением также было заявлено требование о проведении обязательной механической очистки и промывки накопительной емкости для хранения воды с профилактической целью, а также по эпидемическим показаниям. При проведении административного расследования установлено, что в учреждении имеется накопительная емкость для воды, используемая в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо фильтров и уловителей, вода оставляет на дне резервуара осадок, а стены покрываются обрастаниями. В случае проведения производственного контроля качества воды, который лицо обязано осуществлять, и выявления несоответствия по каким-либо показателям, а также после ремонтных работ и по эпидемическим показаниям у Учреждения будет отсутствовать реальная возможность провести механическую очистку емкости с целью удаления осадка со дна и обрастаний со стен, что может явиться причиной возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Кроме того, Управление полагает, что на стадии рассмотрения дела в суде в порядке административно-искового производства, обязанность заявителя доказывать устранило лицо нарушения или нет, законодательно не закреплена. Все нарушения, то есть доказательства неисполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, заявитель собрал при проведении проверочных мероприятий, и не обязан в рамках уже начатого искового производства в суде устанавливать их устранение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Барановой А.А., поддержавшей жалобу по изложенным в ней доводам, представителя административных ответчиков - администрации городского округа «Город Чита» и комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Быкову С.В., заведующую МБДОУ «Детский сад № 54» Трофимову В.В., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается, в том числе, на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании»), организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст.1, ч.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Положениями ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст.11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что определением от 01 марта 2017 года главным специалистом – экспертом отдела надзора за питанием населения, условиями обучения и воспитания Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Комаровой И.В. в отношении МБДОУ «Детский сад №54» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, и постановлено провести административное расследование в срок до 30 марта 2017 года.
В ходе административного расследования, проведенного в рамках производства по делу об административном правонарушении, возбужденном на основании письменных обращений по фактам нарушения санитарно-эпидемиологических требований в дошкольном образовательном учреждении, выявлены следующие нарушения:
территория дошкольной образовательной организации не имеет наружного электрического освещения;
игровое оборудование, установленное на игровой площадке, ветхое с признаками нарушенной целостности (так полы у деревянной горки не ровные, со щелями, доски ограждения не прибиты, торчат гвозди);
стены игровых помещений и спальных оклеены бумажными обоями, с нарушенной целостностью, не допускающими проведение уборки влажным способом и дезинфекцию, со следами грязи и пыли, которые оседают на стенах через имеющиеся щели в местах стыков на потолке (целостность потолков нарушена за счет отслоения штукатурки и старой краски). Стены под обоями выполнены отделочными материалами, на которые не представлены документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Так, стены в средней группе выполнены из ДВП (дерево волокнистая плита), а стены в старшей группе частично из дерева, частично из ДВП. Потолки также выполнены из ДВП, целостность потолков нарушена за счет отслоения штукатурки и старой краски, в местах стыков имеются щели, через которые проникает пыль, грязь и оседает на стенах;
края имеющегося на полу линолеума не подведены под плинтус и не закреплены, в связи с чем, имеются щели между линолеумом и стеной, в которых имелись пыль, мусор, что свидетельствует о проведении некачественной влажной уборки (линолеум постелен вторым слоем на старый линолеум);
при соответствии мебели росту и возрасту детей для приема пищи и проведения учебных занятий в средней группе имеется 4 стола по 5 посадочных мест (всего 20) и 17 стульев, что недостаточно для 26 детей по списку; в старшей группе - 2 стола на 5 посадочных мест и 2 стола на 6 посадочных мест (всего 22) и 25 стульев для 30 детей по списочному составу. Также один стол, установленный в старшей группе, эксплуатируется с нарушениями (боковая часть столешницы не окаймлена отделочным материалом), что не является безвредным для здоровья детей;
в раздевальных средней и старшей групп установлено по 25 индивидуальных шкафов для 26-ти детей (по списку в средней группе) и 30 детей (по списку в старшей группе). При посещении дошкольной организации всеми детьми шкафы для хранения верхней одежды не будут являться индивидуальными;
согласно протоколу и заключению к протоколу искусственной освещенности от 13.03.2017 г. № 315/3.7, выданному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае», при нормируемом показателе 200 Лк, искусственная освещенность в игровой группе «Звездочки» составила 164 Лк, 169 Лк, 173 Лк;
световые проемы в 2 игровых и 2 спальнях на оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами в виде штор или жалюзи. На оконных проемах оборудованы тюлевые занавески из прозрачного материала (в игровых на 1/2 высоты оконного проема, в спальных помещениях на всю длину окна);
при анализе представленных технических документов на эксплуатацию накопительной емкости установлено, что отсутствуют условия (люк) для проведения обязательной предварительной механической очистки и промывки накопительной емкости для хранения воды с профилактической целью (после периодической чистки, после ремонтно-аварийных работ и др.), а также по эпидемическим показаниям (в случае загрязнения сооружений, в результате которого создается угроза возникновения водных вспышек кишечных инфекций).
14 апреля 2017 года в отношении МБДОУ «Детский сад № 54» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
На основании определений заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Дубиной Л.Е. от 11 мая 2017 года и 15 июня 2017 года рассмотрение дела об административном правонарушении отложено.
В соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Руководствуясь положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ, Устава МБДОУ «Детский сад № 54», выслушав доводы сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований административного иска, подробно изложив мотивы принятого решения.
Из пояснений в суде апелляционной инстанции представителей административных ответчиков Быковой С.В. и Трофимовой В.В. следует, что по состоянию на отчетный период нарушения требований санитарного законодательства, перечисленные под п.п. 2.3, 2.5, 2.7 и 2.8 в просительной части административного искового заявления, устранены, в подтверждение чего они предоставили на обозрение судебной коллегии копии соответствующих документов.
Данный факт представитель административного истца Баранова А.А. в заседании суда апелляционной инстанции не оспаривала.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы о необоснованности отказа в удовлетворении требований административного иска в части возложения на административного ответчика обязанности создать условия для проведения обязательной предварительной механической очитки и промывки накопительной емкости для хранения воды с профилактической целью, а также по эпидемическим показаниям.
Так, согласно Методическим указаниям по санитарному контролю и технической эксплуатации водопроводов с подземными источниками водоснабжения, утвержденным начальником четвертого главного управления при Минздраве СССР Чазовым Е.И. 29 января 1982 года, при эксплуатации резервуаров персонал обязан, в том числе, периодически промывать резервуары, очищать их днища от осадков, а стены и колонны от обрастаний, а также перед дезинфекцией во всех случаях обязательно производится их предварительная механическая очистка и промывка.
В МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 также закреплено, что резервуары и баки водонапорных башен очищают от осадков днища и обрастаний (стены и колонны), устраняя обнаруженные дефекты. Периодичность очистки определяется результатами производственного контроля качества воды, но не реже одного раза в год.
Изложенное свидетельствует о том, что по своим свойствам, вне зависимости от наличия либо отсутствия каких-либо фильтров и уловителей, вода оставляет на дне резервуара осадок, а стены покрываются обрастаниями.
На что обоснованно указано в апелляционной жалобе, в случае проведения производственного контроля качества воды, который лицо обязано осуществлять, и выявления несоответствия по каким-либо показателям, а также после ремонтных работ и по эпидемическим показаниям у Учреждения будет отсутствовать реальная возможность провести механическую очистку емкости с целью удаления осадка с дна и обрастаний со стен, что может явиться причиной возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Поскольку данные мероприятия имеют своей целью, в том числе, профилактику вирусных и невирусных (кишечных) инфекций, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Поскольку судебный акт должен быть законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда в части отказа в удовлетворении требований административного иска Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю о возложении на административного ответчика МДОУ «Детский сад №54» обязанности создать условия для проведения обязательной предварительной механической очитки и промывки накопительной емкости для хранения воды с профилактической целью, а также по эпидемическим показаниям, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного искового заявления в указанной части.
При этом судебная коллегия полагает достаточным установление срока в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения требований, удовлетворенных судебной коллегией.
В остальном решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного решения в остальной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ингодинского районного суда г.Читы от 29 июня 2017 года в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю об обязании МДОУ «Детский сад №54» создать условия (оборудовать люк или крышку) для проведения обязательной предварительной механической очистки и промывки накопительной емкости для хранения воды с профилактической целью (после периодической чистки, после ремонтно-аварийных работ и др.), а также по эпидемическим показаниям (в случае загрязнения сооружений, в результате которого создается угроза возникновения водных вспышек кишечных инфекций), отменить.
Принять по делу в данной части новое решение, которым требования административного искового заявления Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю об обязании МДОУ «Детский сад №54» создать условия (оборудовать люк или крышку) для проведения обязательной предварительной механической очистки и промывки накопительной емкости для хранения воды с профилактической целью (после периодической чистки, после ремонтно-аварийных работ и др.), а также по эпидемическим показаниям (в случае загрязнения сооружений, в результате которого создается угроза возникновения водных вспышек кишечных инфекций), удовлетворить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Семеновой А.Г. удовлетворить частично.
Председательствующий: А.А. Толстобров
Судьи: М.Н. Бурак
С.А. Каверин