Решение по делу № 33-8615/2019 от 18.07.2019

Судья Алиудинова Г.А. Дело № 33-8615

Докладчик Емельянов А.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 августа 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Гордиенко А.Л.

судей Емельянова А.Ф., Ларионовой С.Г.

при секретаре Гилевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Яшкинского районного суда Кемеровской области от 29 марта 2019 года

по иску Федерального агентства лесного хозяйства к муниципальному казенному учреждению "Управление имущественных отношений администрации Яшкинского муниципального района", администрации Яшкинского муниципального района, администрации Колмогоровского сельского поселения, Тихонову Александру Владимировичу о признании сделки недействительной, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛА:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление имущественных отношений администрации Яшкинского муниципального района", администрации Яшкинского муниципального района, Тихонову А.В. о признании сделки недействительной и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

В обоснование требований указано, что 27 ноября 2015 года между администрацией Колмогоровского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области и гражданином Тихоновым А.В. был заключен договор № 240 аренды земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадь 1927 кв.м., срок аренды участка с 27.11.2015 по 27.11.2035.

Считает, что договор аренды земельного участка от 27.11.2015 является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку границы земельного участка полностью пересекаются с землями лесного фонда Яшкинского лесничества Пачинского участкового лесничества урочище Колмогоровское квартал № 204, выдел 4, площадь пересечения 922 кв.м., что подтверждается заключением ФГБУ "Рослесинфорг" № 9.

Указанный земельный участок незаконно находится в собственности ответчика, т.к. земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем подлежит истребованию из чужого незаконного владения ответчиков в пользу Федерального агентства лесного хозяйства.

Просит признать недействительным договор № 240 от 27.11.2015 аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадь 1 927 кв.м.; истребовать из незаконного владения администрации Яшкинского района Кемеровской области и гражданина Тихонова А.В. указанный земельный участок, входящий в состав земельного участка Яшкинского лесничества Пачинского участкового лесничества урочище Колмогоровское, квартал № 204, выдел 4, с соответствующим каталогом координат поворотных точек; внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, указав на отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.

В судебном заседании ответчик Тихонов А.В., представитель ответчика - администрации Колмогоровского сельского поселения - глава поселения Поликарпова Т.И., представитель ответчика - МКУ "Управление имущественных отношений администрации Яшкинского муниципального района" Скорых Г.А. в судебном заседании исковые требования не признали.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Решением суда от 29 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к муниципальному казенному учреждению "Управление имущественных отношений администрации Яшкинского муниципального района", администрации Яшкинского муниципального района, администрации Колмогоровского сельского поселения, Тихонову Александру Владимировичу о признании сделки недействительной, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения отказано.

В апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на то, что спорный земельный участок относится не к категории земель населенных пунктов, а к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем его отчуждение в частную собственность в соответствии с законодательством не допускается. Постановка земельного участка на кадастровый учет была произведена в нарушение ст.ст. 39, 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В рассматриваемом случае действующее законодательство предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и видно из дела, приказом Рослесхоза от 16.10.2008 N 300 "Об определении количества лесничеств на территории Кемеровской области и установлении их границ" определены границы Пачинского участкового лесничества Яшкинского лесничества Кемеровской области.

Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 08.12.2004) утверждено картографическое и координатное описания местоположения границы муниципального образования Яшкинский муниципальный район, в том числе Колмогоровского сельского поселения.

Решением Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 27.09.2012 года № 69-р утвержден Генеральный план Колмогоровского сельского поселения. Решением Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 25.01.2017 года № 48-р внесены изменения в Генеральный план Колмогоровского сельского поселения.

В соответствии с публичной кадастровой картой и Генеральным планом муниципального образования "Колмогоровское сельское поселение" по состоянию на 2012 г. и на 2017 год, все предоставленные на территории земельные участки значатся как "земли населенных пунктов", не затрагивают земли лесного фонда.

Согласно решению Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 30.04.2014 года № 119-р утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Колмогоровское сельское поселение" (л.д.83), решением Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 25.01.2017 года № 47-р, от 29.06.2017 года № 57-р внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования "Колмогоровское сельское поселение" Яшкинского муниципального района Кемеровской области касающиеся, в том числе, предельного размера предоставления земельных участков.

Согласно решению Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 22.02.2018 года № 82-р отменены решения Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 29.06.2017 года № 57-р и от 29.12.2017 года № 74-р.

Решением Совета народных депутатов Яшкинского муниципального района Кемеровской области от 26.12.2017 года № 355-р утверждены Правила землепользования и застройки сельских поселений Яшкинского муниципального района.

Согласно выкопировки из Правил землепользования и застройки Колмогоровского сельского поселения от 30.04.2014 обозначены границы федеральной, муниципальной собственности, частной собственности.

27.11.2015 на основании распоряжения администрации Колмогоровского сельского поселения Яшкинского муниципального района Кемеровской области от 27.11.2015 года № 262-Р "О предоставлении в аренду земельного участка" между администрацией Колмогоровского сельского поселения в лице главы администрации Колмогоровского сельского поселения и Тихоновым А.В. заключен договор аренды №240 земельного участка из категории земель "земли населенных пунктов" с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, для использования в целях: приусадебный участок личного подсобного хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью земельного участка 1927 кв.м..

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером (дата присвоения кадастрового номера 24.09.2015), площадью 1927 +- 15 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства. Сведения о правообладателе в ЕГРН отсутствуют. Обременение объекта недвижимости – аренда, дата государственной регистрации 31.08.2016, номер государственной регистрации , срок на который установлено ограничение - с 31.08.2016 по 27.11.2035, лицо, в пользу которого установлено обременение объекта недвижимости - Тихонов А.В., основание государственной регистрации - договор аренды земельного участка от 27.11.2015 № 240. В разделе 3.2 выписки из ЕГРН указаны сведения о характерных точках границ земельного участка.

Из выписки ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов также следует, что земельный участок с кадастровым номером находится во владении Тихонова А.В. на основании договора аренды земельного участка № 240 от 27.11.2015 с 27.11.2015 по 27.11.2035.

Согласно представленному истцом свидетельству о государственной регистрации права от 24.06.2003 Российская Федерация является собственником земельного участка площадью 1040700 га, назначение земли лесного фонда, с кадастровым номером .

Согласно выписке из государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером находится на лесном участке Яшкинского лесничества, Пачинского участкового лесничества, урочища Колмогоровское, квартал 204, выдел 4, который расположен в защитных лесах, категории защитности: леса выполняющие функцию защитные полосы вдоль дороги, площадь пересечения 922кв.м.

В лесоустроительных материалах (копия планшета лесоустройства Яшкинского лесничества, копия таксационного описания) спорный земельный участок полностью включен в квартал 204, выдел 4 Пачинского участкового лесничества Яшкинского лесничества Кемеровской области.

Согласно заключению № 9 филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект", по результатам графического совмещения материалов лесоустройства выявлено, что границы спорного земельного участка с кадастровым номером частично пересекаются с землями лесного фонда Яшкинского лесничества Пачинского участкового лесничества урочище Колмогоровское, квартал № 204, выдел 4, площадь пересечения 922 кв. м..

Отказывая в удовлетворении исковых требований Федеральному агентству лесного хозяйства о признании недействительным договора № 240 от 27.11.2015 аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, истребовании указанного земельного участка из чужого незаконного владения администрации Яшкинского района Кемеровской области и гражданина Тихонова А.В., суд дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам и вынес решение, которое соответствует нормам материального права.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Судом установлено, что спорный земельный участок предоставлен в аренду Тихонову А.В. уполномоченным на то лицом, с соблюдением требований действующего законодательства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства, до настоящего времени эти границы никем не оспорены и недействительными не признаны, спорный земельный участок был предоставлен в аренду 27.11.2015 с установленными границами, пересечений с землями лесного фонда по данным государственного кадастрового учета спорный земельный участок не имел, государственная регистрация договора аренды соответствовала требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах оснований считать, что сделка аренды земельного участка нарушала требования закона или иного правового акта и при этом посягала на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, у суда не имелось, в связи с чем обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания указанной сделки недействительной.

В силу ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьями 68, 69 Лесного кодекса РФ, а также пунктами 3 - 4 Лесоустроительной инструкции установлено, что объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.

Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам их границам и площади. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных и лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществляется, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 2 ч.1, п.4 ч.2 ст. 60 ЗК РФ).

11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", которым внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.

При этом, данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, исходя из правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ).

Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Судом установлено, что право собственности на спорный земельный участок возникло у муниципального образования до 1 января 2016 года, приоритетными являются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении спорного земельного участка, принадлежность которого землям населенных пунктов однозначно установлена указанным Реестром.

Спорный земельный участок предоставлен в аренду уполномоченным на то лицом, с соблюдением требований действующего законодательства, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства, до настоящего времени эти границы никем не оспорены и недействительными не признаны, спорный земельный участок был предоставлен в аренду 27.11.2015 уже с установленными границами, пересечений с землями лесного фонда по данным государственного кадастрового учета спорный земельный участок на дату сделки - договора аренды от 27.11.2015 не имел, государственная регистрация договора аренды соответствовала требованиям действующего законодательства.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства.

При этом оснований для применения ч.6 ст.14, исключающих применение ч.3 названого выше Федерального закона не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с чем, основанием к отмене решения суда приняты быть не могут.

Судом не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену решения суда в апелляционной порядке.

Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Яшкинского районного суда Кемеровской области от 29 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.

Председательствующий: А.Л. Гордиенко

Судьи: А.Ф. Емельянов

С.Г. Ларионова

33-8615/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Тихонов Александр Владимирович
МКУ Управление имущественных отношений Администрации Яшкинского муниципального района
Администрация Колмогоровского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области
Администрация Яшкинского муниципального района
Другие
МТУ ФА УГИ в Кемеровской и Томской областях
Департамент Лесного комплекса Кемеровской области
Управление Росреестра по КО
ФГБУ Рослесинфорг Запсиблеспроект
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Емельянов Александр Федорович
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
18.07.2019Передача дела судье
13.08.2019Судебное заседание
15.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее