Дело № 2а-309/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14ноября 2019 года г. Камбарка
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Шкляеве А.П., при помощнике судьи Сафиуллиной С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Удмуртской Республике к Михайлову В.С. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Удмуртской Республике (далее – межрайонная ИФНС России № 5 по УР) обратилась в Камбарский районный суд с административным иском к Михайлову В.С. о взыскании:
- задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 19 844 руб. 90 коп.;
- пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 66 руб. 65 коп.;
- задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 4 380 руб. 00 коп.;
- пени по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 14 руб. 71 коп.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что Михайлов В.С. состоял на учёте в ЕГРИП с 07.12.2017 г. по 25.01.2019 г. в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.ст. 419, 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Михайлов В.С. являлся плательщиком страховых взносов, и как индивидуальный предприниматель должен уплачивать за себя страховые взносы на ОПС и ОМС.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2018 года, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
Срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы не зависит от того, получает ли он доходы, и ведёт ли предпринимательскую деятельность.
По состоянию на 27.09.2019 г. расчет задолженности составит:
- фиксированный взнос на ОПС - 19844,90 руб. (26545 руб. – 6700,10 руб. оплата);
- фиксированный взнос на ОМС 4380 руб. (5840 руб. – 1460 руб. оплата).
В адрес плательщика налоговым органом, на основании ст.ст. 69, 70 НК РФ, было выставлено требование об уплате недоимки № от 23.01.2019 г. Однако данное требование налогоплательщиком оставлено без исполнения.
В соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за период с 10.01.2019 г. по 23.01.2019 г. в размере: 66,65 руб. по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; 14,71 руб. по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате платежей, если иное не предусмотрено законодательством по страховым взносам. Обязанность по уплате страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
10.06.2019 г. мировым судьей судебного участка Камбарского района вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с Михайлова В.С. задолженности по недоимке по страховым взносам и пени, в связи с этим налоговый орган обратился в суд с настоящим иском (л.д. 5).
Административный истец межрайонная ИФНС России № 5 по УР своего представителя в суд не направила, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Административный ответчик Михайлов В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
На основании ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела в полном объёме, суд приходит к следующему.
В пункте 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ закреплено, что суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 25.01.2012 г. № 226-0-0, право на социальное обеспечение, гарантированное статьёй 39 Конституции Российской Федерации, включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путём создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Законодатель, определив круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из её статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. № 1009-0-0 и от 23 сентября 2010 г. № 1189-0-0).
Порядок уплаты страховых взносов до 01 января 2017 г. был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 01 января 2017 г. порядок оплаты страховых взносов закреплён в Главе 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее- плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Из положений п. 1 ст. 430 НК РФ следует, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчётный период 2018 года, 29 354 рублей за расчётный период 2019 года, 32 448 рублей за расчётный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчётный период 2018 года (29 354 рублей за расчётный период 2019 года, 32 448 рублей за расчётный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчётный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчётный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчётный период 2018 года, 6 884 рублей за расчётный период 2019 года и 8 426 рублей за расчётный период 2020 года.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Как следует из материалов дела, ответчик Михайлов В.С. 07.12.2017 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.
25.01.2019г. ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 11-12).
За 2018 год у ответчика имелась недоимка по уплате страховых взносов в сумме 19 844 руб. 90 коп. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, а также в сумме 4 380 руб. 00 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок на сумму задолженности начислены пени за период с 10.01.2019 г. по 23.01.2019 г. в размере: 66 руб. 65 коп. - по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; 14 руб. 71 коп. - по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.
Для добровольной уплаты задолженности ответчику было направлено требование № 708 об уплате недоимки по страховым взносам и пени по состоянию на 23.01.2019 г., установлен срок уплаты - до 15 февраля 2019 г. (л.д. 9, 10).
Поскольку в добровольном порядке указанные требования налогоплательщиком исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Камбарского района с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка Камбарского района от 10 июня 2019 г. судебный приказ отменён в связи с поступившими возражениями Михайлова В.С. (л.д. 7,19).
С административным исковым заявлением о взыскании недоимки и пени административный истец обратился в Камбарский районный суд 17 октября 2019 г., что следует из штампа приёмной Камбарского районного суда на административном исковом заявлении (л.д. 5).
Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах, срок обращения в суд по заявленным требованиям, закреплённый в ст. 48 НК РФ, административным истцом соблюдён.
На момент вынесения решения задолженность по уплате ответчиком страховых взносов и пени составляет:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 19 844 руб. 90 коп.;
- пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 66 руб. 65 коп.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 4 380 руб. 00 коп.;
- пени по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 14 руб. 71 коп.
Расчёт подлежащих уплате страховых взносов и пени произведён административным истцом согласно действующему законодательству, и соответствует предъявленным требованиям.
Произведённый налоговым органом расчёт размера взыскиваемых денежных сумм проверен и принимается судом.
Расчёт взыскиваемых сумм административным ответчиком не оспаривался.
В силу изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, поскольку неуплата Михайловым В.С. страховых взносов в установленные законом сроки находит своё подтверждение материалами дела, доказательств уплаты страховых взносов и пени ответчиком суду представлено не было.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Исходя из заявленных требований, при подаче иска подлежала уплате государственная пошлина в размере 929 руб. 19 коп.
Поскольку истец согласно положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождён от уплаты госпошлины, то с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 929 руб. 19 коп. в доход МО «Камбарский район».
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Удмуртской Республике, удовлетворить.
Взыскать с Михайлова В.С. в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Удмуртской Республике:
- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 19 844 руб. 90 коп.;
- пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 66 руб. 65 коп.;
- задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 4 380 руб. 00 коп.;
- пени по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 14 руб. 71 коп.
Взыскать со Михайлова В.С. государственную пошлину в размере 929 руб. 19 коп. в доход муниципального образования «Камбарский район» Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2019 года.
Судья А.П. Шкляев