Принято в окончательной форме 17.06.2021 г.
УИД 76RS0021-01-2021-000509-04
Дело № 2а-594/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года г. Тутаев
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,
при секретаре Ворониной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ярославской области к Васильевой М.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Васильевой М.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 233 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Васильева М.Н. как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, являющегося собственником 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании ст. 400 НК РФ являлся плательщиком налога на имущество физических лиц. В установленные сроки налог на имущество за 2015 год административным ответчиком уплачен не был, направленное налоговым органом в соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога до настоящего времени не исполнено. Административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления, поскольку в базе данных сведения о родителях несовершеннолетнего отсутствуют и было необходимо дополнительное время для их установления.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Васильева М.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 2. п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) жилое помещение квартира, комната.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (п. 3).
Согласно ст. 408 НК РФ в случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (п.3). В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п.4). Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте (п.5).
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Пунктами 7 - 9 ст. 31 НК РФ предусматривается, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.
Судом установлено, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Право собственности несовершеннолетнего ФИО1 на указанный объект недвижимости подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, представленной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Ярославской области» от 05 апреля 2021 года.
Согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 27 НК РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 28 ГК РФ имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
С учетом приведенных норм, а также статьи 23 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 марта 2008 года № 5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.
Административный ответчик Васильева М.Н. является матерью несовершеннолетнего ФИО1, в связи, с чем требования к ней предъявлены правомерно.
Как усматривается из материалов дела, за налогоплательщика налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 233 руб. не уплачен.
В связи с неуплатой в добровольном порядке задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, Межрайонной инспекцией ФНС №4 по Ярославской области в адрес налогоплательщика было направлено требования №4594 от 14.03.2017 года о необходимости погасить указанную задолженность в срок до 30 июня 2017 года, которое было оставлено без удовлетворения.
В силу с ч. 2 ст. 286 КАС РФадминистративное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст.48 НК РФзаявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
2 марта 2021 года Межрайонная инспекция ФНС №4 по Ярославской области с нарушением установленного законом срока обратилась к мировому судье судебного участка №2 Тутаевского судебного района Ярославской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Васильевой М.Н., как законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 233 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Тутаевского судебного района Ярославской области от 02 марта 2021 года Межрайонной инспекции ФНС №4 по Ярославской области отказано в принятии указанного заявления ввиду пропуска, установленного законом срока для обращения с соответствующим заявлением в суд.
При обращении с настоящим административным исковым заявлением Межрайонная инспекция ФНС №4 по Ярославской области просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц не подлежит удовлетворению, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности. Приведенные причины пропуска срока нельзя признать уважительными, так как административный истец, обладающий государственными полномочиями, имел возможность заблаговременно установить необходимые сведения. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока подачи заявления, суду не представлено. Указанные административным истцом причины пропуска срока не являются уважительными.
Учитывая изложенное, в требованиях административного истца о взыскании с Васильевой М.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 289, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области к Васильевой М.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Я.Ю. Мазевич