Судья Воронцов И.А. |
Дело № 33-113/2023 |
Дело № 2-1969/2022 |
|
УИД 41RS0002-01-2022-004622-39 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 марта 2023 года |
г. Петропавловск-Камчатский |
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего |
Нечунаевой М.В., |
судей |
Гавриной Ю.В., Степашкиной В.А., |
при секретаре |
Шипиловой Я.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главе Елизовского городского поселения – Председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения Мартынюк О.Л., Елизовскому городскому поселению Елизовского муниципального района в Камчатском крае, Собранию депутатов Елизовского городского поселения, Василевской Е.П. о признании незаконными действий по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору, признании незаконными дополнительного соглашения и распоряжения,
по апелляционному представлению старшего помощника Елизовского городского прокурора на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 20 октября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главе Елизовского городского поселения – Председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения Мартынюк О.Л. о признании незаконными действий по заключению дополнительного соглашения от 4 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года №, признании незаконным дополнительного соглашения от 4 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года № и распоряжения Главы Елизовского городского поселения от 4 июля 2022 года № 79-л/с, отказать.
Заслушав доклад судьи Гавриной Ю.В., объяснения представителя процессуального истца Федорук И.Ю., поддержавшей апелляционное представление по изложенным в нем доводам, представителя ответчика Главы Елизовского городского поселения – Председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения Мартынюк О.Л., представителя Василевской Е.П. – Григоренко В.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Елизовский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Главе Елизовского городского поселения – Председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения Мартынюк О.Л. о признании незаконными действий по заключению дополнительного соглашения от 4 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года №, признании незаконными дополнительного соглашения от 4 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года № и распоряжения Главы Елизовского городского поселения от 4 июля 2022 года №.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки по вопросам нарушений антикоррупционного законодательства проведена проверка личного дела муниципального служащего – руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения Василевской Е.П. и установлено, что последняя назначена на должность без подтверждения соответствия предъявляемым квалификационным требованиям. В частности, имея диплом о высшем образовании по специальности «государственное и муниципальное управление», Василевская Е.П. в соответствии с трудовой книжкой трудовую деятельность по специальности или на должностях муниципальной службы не осуществляла. По данному факту в адрес Главы Елизовского городского поселения внесено представление от 27 июля 2022 года № 23/07-02-2022, которое 26 августа 2022 года отклонено, меры к устранению нарушений не приняты.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Елизовского городского прокурора Рогачёва С.С. поддержала заявленные исковые требования.
Ответчик Глава Елизовского городского поселения - Председатель Собрания депутатов Елизовского городского поселения Мартынюк О.Л. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что Василевская Е.П. имеет стаж работы в должности руководителя коммерческой организации более 4 лет, компетенция соответствует занимаемой должности.
Третье лицо Василевская Е.П. и ее представитель Григоренко В.А. просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционном представлении старший помощник Елизовского городского прокурора, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов представления указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Отмечает, что судом не правомерно применена аналогия закона при определении понятия «государственное и муниципальное управление», которое является деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере социально-экономического развития. Вывод о соответствии деятельности Василевской Е.П. в должности директора коммерческой организации квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой должности муниципальной службы, не мотивирован. Также сослался на применение судом правового акта, не подлежащего применению к спорным правоотношениям, поскольку он издан после получения Василевской Е.П. высшего образования. Сослался на недопустимость положенного в основу решения доказательства – трудовой договор Василевской (ранее – ФИО) Е.П. о принятии на должность директора ООО «<данные изъяты>», поскольку подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и работодателя не допускается.
В возражениях на апелляционное представление представитель третьего лица Василевской Е.П. – Григоренко В.А. полагает представление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Указывает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем доказательствам по делу в совокупности с установленными обстоятельствами.
2 февраля 2023 года судебной коллегией по гражданским делам Камчатского краевого суда в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, на основании п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, поскольку суд первой инстанции принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае, Собрания депутатов Елизовского городского поселения.
Протокольным определением от 13 февраля 2023 года в качестве соответчика к участию в деле привлечена Василевская Е.П.
Проверив материалы дела, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие Василевской Е.П., извещенной о слушании дела, принимая во внимание, что суд первой инстанции принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права, с принятием по делу нового решения.
Рассматривая спор по правилам производства в суде первой инстанции, исследовав доказательства, имеющиеся в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, одной из основных мер - предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверки в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
Муниципальная служба в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ) - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» и реестром должностей муниципальной службы в Камчатском крае должность Руководителя аппарата представительного органа городского поселения отнесена к высшей группе должностей.
В силу ст. 8 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. В число типовых квалификационных требований для замещения высших, главных, ведущих должностей муниципальной службы входит наличие высшего образования. Типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения высших должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Аналогичные положения содержатся в Положении «О муниципальных должностях, муниципальной службе в Елизовском городском поселении», принятом Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 26 ноября 2015 года № 819.
Тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
Как следует из материалов дела 15 июня 2022 года между Василевской Е.П. и Елизовским городским поселением в лице Главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения – Мартынюк О.Л. заключен трудовой договор № Василевская Е.П. принята на работу на должность муниципальной службы советника консультационно-аналитического отдела Собрания депутатов Елизовского городского поселения, относящуюся к главной группе должностей муниципальной службы.
4 июля 2022 года с Василевской Е.П. заключено дополнительное соглашение № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года №, согласно которому она обязуется выполнять обязанности по должности муниципальной службы руководитель аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, которая отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы.
Перевод на указанную должность оформлен распоряжением № от 4 июля 2022 года.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Елизовском городском поселении, принятым решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 26 ноября 2015 года № 819, должность – руководитель аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения относится к высшей группе должностей муниципальной службы.
В соответствии с должностной инструкцией руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, утвержденной 30 апреля 2019 года и действующей на момент принятия Василевской Е.П. на работу, руководитель аппарата является муниципальным служащим, замещающим высшую муниципальную должность (пункт 1.1). Для замещения должности руководителя аппарата квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу службы или стажу работы по специальности предъявляются в соответствии с законодательством о муниципальной службе (пункт 1.5). Каких либо иных квалификационных требований к специальности, направлению подготовки в должностной инструкции не предусмотрено.
При приеме на работу Василевской Е.П. представлен диплом о высшем образовании, в соответствии с которым в период <данные изъяты> Василевская Е.П. прошла обучение в ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный технический университет» по специальности «Государственное и муниципальное управление»; решением Государственной аттестационной комиссии от 22 февраля 2013 года присуждена квалификация «менеджер».
Подлинность диплома о высшем образовании сторонами по делу не оспаривалась.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии Василевской Е.П. квалификационному требованию о наличии высшего образования.
В обоснование исковых требований указано, что в результате проведенной Елизовской городской прокуратурой проверки Собрания депутатов Елизовского городского поселения, Аппарата Собрания депутатов Елизовского городского по соблюдению требований трудового законодательства, а также законодательства о муниципальной службе выявлены нарушения при принятии Василевской Е.П. на должность руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, выразившееся в отсутствии необходимого стажа работы муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Из ответа Главы Елизовского городского поселения от 26 августа 2022 года № 473 на представление об устранении нарушений закона от 27 июля 2022 года № 23/07-02-2022 следует, что нарушения законодательства отсутствуют, причин для увольнения Василевской Е.П. не имеется. Согласно протоколу комиссии по рассмотрению Представления у Василевской Е.П. имеется достаточный стаж работы по специальности для замещения занимаемой должности, поскольку она более четырех лет работала руководителем коммерческой организации.
Согласно сведениям, отраженным в анкете Василевской Е.П., а также сведениям о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, Василевская Е.П. осуществляла трудовую деятельность в муниципальных дошкольных учреждениях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в муниципальном учреждении культуры – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в коммерческих организациях – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом № ДД.ММ.ГГГГ Василевская Е.П. принята на должность генерального директора ООО «<данные изъяты>», трудовые отношения прекращены 23 мая 2022 года на основании приказа № ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со Справочником типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, утвержденным Министерством труда России, с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рекомендовано исходить из следующего соотношения минимального уровня профессионального образования и групп должностей муниципальной службы: для замещения высших должностей муниципальной службы - высшее образование - специалитет, магистратура.
Как указано выше, Василевской Е.П. получено высшее образование по программе специалитета.
Вместе с тем, в соответствии с представленным, по запросу суда апелляционной инстанции, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации ответом, на момент получения Василевской Е.П. высшего образования действовал государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» квалификация Менеджер, утвержденный 17 марта 2000 года (далее – Стандарт).
Согласно п. 1.3.1, 1.3.2 Стандарта областью профессиональной деятельности специалиста является обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.
Поскольку Василевская Е.П. осуществляла деятельность в коммерческой организации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Василевской Е.П. необходимого для замещения должности муниципальной службы стажа работы по специальности, направлению подготовки, поскольку доказательств, подтверждающих наличие у Василевской Е.П. стажа муниципальной службы (государственной службы) не имеется, профессиональную деятельность в системе государственного и муниципального управления Васильевская Е.П. не осуществляла, а стаж работы генеральным директором коммерческой организации не соответствует области и объекту профессиональной деятельности специалиста государственного и муниципального управления – менеджера.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что Васильевская Е.П. назначена на должность муниципальной службы, относящуюся к группе высших должностей, в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований к стажу работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей. Назначение на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права Елизовского городского поселения, поскольку на должность руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, в связи с чем исковые требования Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Елизовскому городскому поселению, в лице Главы Елизовского городского поселения – Председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения Мартынюк О.Л., Василевской Е.П. о признании незаконными действий по заключению дополнительного соглашения от 4 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года № 29, признании незаконным дополнительного соглашения от 4 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года № и распоряжения Главы Елизовского городского поселения от 4 июля 2022 года № являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку Собрание депутатов Елизовского городского поселения не является в рассматриваемом случае нанимателем (представителем работодателя) Василевской Е.П., оснований для удовлетворения исковых требований к данному ответчику не имеется.
Указание стороной ответчика на необходимость применения к спорным правоотношениям стандарта направления подготовки уровня бакалавриата, отклоняется судебной коллегией, поскольку федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) утвержден приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2014 года № 1567, то есть после получения Василевской Е.П. высшего образования по образовательной программе специалитета.
Представленное стороной ответчика письмо и.о. директора филиала РАНХиГС от 20 февраля 2023 года № 057/142/01-13 о допустимости нахождения выпускника высшего учебного заведения - специалиста государственного и муниципального управления – менеджера на руководящей должности в коммерческих и некоммерческих организациях, не может быть признано допустимым доказательством.
Указанное письмо содержит субъективное мнение физического лица – и.о. директора филиала. Сведений о том, что ФИО1 является дипломированным специалистом, обладающим специальными познаниями, управомоченным давать такого рода заключения, в материалах дела не имеется. Кроме того, из данного документа не представляется возможным определить, положениям какого государственного образовательного стандарта дан анализ в заключении.
Ссылка процессуального истца на недопустимость заключения трудового договора между генеральным директором ООО «<данные изъяты>» Василевской Е.П.. и Василевской Е.П.., принимаемой на должность генерального директора общества, правового значения для рассмотрения данного спора не имеет, поскольку ненадлежащее оформление документов о трудоустройстве не свидетельствует об отсутствии у Василевской Е.П. стажа работы в указанной коммерческой организации.
Руководствуясь ст. ст. 327.1. – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░ 2022 ░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░ 2022 ░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░ 2022 ░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░ 2022 ░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░ 2022 ░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░ 2022 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░