Решение от 02.06.2021 по делу № 2а-682/2021 от 14.12.2020

№2а-682/2021

УИД 75RS0001-02-2020-011987-39

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2021 года

Центральный районный суд г. Читы

в составе председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,

при секретаре Бороевой А.А.,

с участием представителя административного истца Клюка О.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску государственного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница» к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, заместителю начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Барбуевой Е.Б. о признании предписания и акта проверки незаконными, заинтересованное лицо – Министерство здравоохранения Забайкальского края,

УСТАНОВИЛ:

ГУЗ «ККБ» обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Больнице проходила проверка, предметом которой явилось начисление 20% районного коэффициента на выплаты медицинскому персоналу в соответствии с Постановлением Правительства №415 от 02.04.2020, по результатам которой составлен акт проверки , выдано предписание - от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на вынесение Забайкальским краевым судом решения об отказе в иске Прокуратуры Забайкальского края о признании п. 2 Постановления Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 №145 недействующим, указывая на установление стимулирующих надбавок со всеми процентными надбавками и коэффициентами, в том числе и районными, полагая основания для дополнительной оплаты 20% к заработной плате медицинскому персоналу за работу в условиях коронавирусной инфекции отсутствующими, просит признать акт проверки и предписание от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и отменить.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственная инспекции труда в Забайкальском крае.

Протокольным определением от 11.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство здравоохранения <адрес>.

Административные ответчики и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившихся ответчиков и заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель административного истца Клюка О.Е. поддержала исковые требования, просила удовлетворить их по изложенным основаниям.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 356 ТК РФ предусмотрены полномочия, которые реализует федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Из представленных материалов следует, что на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда в Забайкальском крае о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае Барбуевой Е.Б. в отношении ГУЗ «ККБ» проведена внеплановая выездная проверка с целью защиты прав и интересов работников.

В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение ст.ст. 146, 148, 315 и 316 ТК РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 №39-ЗЗК медицинским и иным работникам за период с мая 2020 года по октябрь 2020 года на выплаты стимулирующего характера по Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №415 недоначислен районный коэффициент 20% и не произведены выплаты с учетом статьи 236 ТК РФ, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Барбуева Е.Б. по результатам проверки вынесла предписание сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано о необходимости устранения нарушений требований ст. 22, 136 ТК РФ: начислить на выплаты стимулирующего характера по Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №415 работникам ГУЗ «ККБ» районный коэффициент в размере 20% и представить в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае задолженность перед работниками по Постановлению №415 с учетом статьи 236 ТК РФ.

Не согласившись с указанным предписанием, административный истец обратился в суд с настоящим иском, оснований для удовлетворения которого суд не усматривает в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - Правила, утвержденные Постановлением № 415).

В соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением №415, они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением города Москвы), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, осуществлялись в 2020 году в соответствии с Постановлением №415, по своей правовой природе указанные выплаты относятся к оплате труда.

Под заработной платой (оплата труда работника) согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), т.е. заработная плата состоит из вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат.

Статьями 146 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счет средств региональных бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств этих бюджетов.

На основании этой нормы Законом Забайкальского края от 14 октября 2008 года №39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» установлены повышенные размеры районного коэффициента и процентных надбавок.

На основании статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Таким образом, выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, в связи с чем они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, предусмотренных трудовым законодательством.

Аналогичная правовая позиция изложена в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , которые также разъясняют, что ограничения по выплатам в отношении совместителей не установлены, указанные выплаты включаются также в расчет среднего заработка, сохраняемого за работниками на время ежегодного отпуска и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем, медицинским и иным работникам ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» в период с апреля по октябрь 2020 года на выплаты стимулирующего характера по Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №415 районный коэффициент 20% не выплачивался, что административным истцом не отрицалось.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что государственный инспектор труда пришел к правильному выводу о возложении на Учреждение обязанности по начислению на выплаты стимулирующего характера районного коэффициента с учетом ст. 236 ТК РФ.

Довод административного истца об осуществлении стимулирующих выплат в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительством Забайкальского края от 09.05.2020 №145 «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», согласно которому районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включен в размер стимулирующих выплат, не может быть принят во внимание судом, поскольку апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 04.03.2021 пункт 2 постановления Правительства Забайкальского края от 09 мая 2020 года №145 «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» признан недействующим с даты принятия.

Ссылка на дефицит бюджета и отсутствие финансирования не является обстоятельством, освобождающим работодателя от уплаты работнику заработной платы в полном объеме.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что административным истцом не представлены доказательства того, что оспариваемым предписанием нарушены его права, свободы, и законные интересы, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Разрешая требование о признании незаконным акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, суд также считает необходимым отметить, что акт проверки не является документом властно-распорядительного характера и не возлагает на Учреждение обязательств, следовательно, актом не нарушаются права административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.06.2021

░░░░░                                                                                           ░.░. ░░░░░░░░

2а-682/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГУЗ Краевая клиническая больница
Ответчики
Государственная инспекция в Забайкальском крае
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Еремеева Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
centr.cht.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация административного искового заявления
15.12.2020Передача материалов судье
16.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
24.05.2021Производство по делу возобновлено
02.06.2021Судебное заседание
04.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее