Решение от 28.09.2023 по делу № 33-2122/2023 от 04.09.2023

Судья Шалагина Е.А.                 дело № 33-2122/2023

дело № 2-2749/2023

УИД 12RS0003-02-2023-002326-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 28 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

Председательствующего Иванова А.В.,

судей Кольцовой Е.В. и Ваулина А.А.,

при секретаре Козылбаевой Э.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 июня 2023 года, которым постановлено исковое заявление Марийского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры в интересах неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» и Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства, а именно:

- оснастить пандус при входе в здание железнодорожного вокзала Йошкар-Ола поручнями согласно требованиям СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр;

- привести угол наклона пандуса, расположенного при входе в здание железнодорожного вокзала Йошкар-Ола, в надлежащее техническое состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр;

- привести дверной проем на входе в здание железнодорожного вокзала Йошкар-Ола в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр;

- привести размеры ступеньки порога между помещением фойе и залом ожидания пассажиров в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр;

- обеспечить высоту кассы на железнодорожном вокзале Йошкар - Ола над уровнем пола в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр.

В удовлетворении требований Марийского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры к Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Кольцовой Е.В., судебная коллегия

установила:

Марийский транспортный прокурор Приволжской транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, в котором, с учётом уточнения просит в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу возложить на ответчиков обязанность устранить нарушения федерального законодательства, а именно:

- оснастить пандус при входе в здание железнодорожного вокзала Йошкар-Ола поручнями согласно требованиям СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр;

- привести угол наклона пандуса, расположенного при входе в здание железнодорожного вокзала Йошкар-Ола, в надлежащее техническое состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр;

- привести дверной проем на входе в здание железнодорожного вокзала Йошкар-Ола в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр;

- привести размеры ступеньки порога между помещением фойе и залом ожидания пассажиров в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр;

- обеспечить высоту кассы на железнодорожном вокзале Йошкар-Ола над уровнем пола в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр.

В обоснование заявленных требований указано, что Марийской транспортной прокуратурой проведена проверка, в результате которой были выявлены отдельные нарушения законодательства об инвалидах на железнодорожном вокзале Йошкар-Ола Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» (далее – Железнодорожный вокзал Йошкар-Ола). По результатам проверки прокуратурой 6 июня 2022 года внесено представление начальнику Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», которое рассмотрено, однако указанные в нём нарушения до настоящего времени не устранены. В ходе проверки также установлено, что железнодорожный вокзал Йошкар-Ола относится к объектам культурного наследия. До настоящего времени Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, являющийся соответствующим уполномоченным органом власти Республики Марий Эл, осуществляющим охрану объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл, не приняло надлежащих мер для приспособления железнодорожного вокзала Йошкар-Ола для современного использования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывается, судом нарушен баланс прав и законных интересов ответчика. Судом не принято во внимание, данное гражданское дело подлежало рассмотрению в Басманном районном суде
г. Москвы по месту нахождения организации ответчика ОАО «РЖД» и тот факт, что Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл не может являться ответчиком по данному делу. Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика ОАО «РЖД», который был лишен возможности представить свои возражения относительно иска. Судом неправильно применены нормы права, выводы в обосновании принятого решения суд подробно не мотивировал со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы материального права. Истец в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказал необходимость понуждения ответчика к принятию каких-либо срочных мер, не обосновал объём таких мер, не представил данных о соответствии срока, к исполнению которого просил понудить ответчика. ОАО «РЖД» принимает системные меры по формированию доступной среды для маломобильных групп населения на всех объектах транспортной инфраструктуры. ОАО «РЖД» разработан и на их основании реализуется комплекс мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного использования железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Работа, проводимая в соответствии с пунктом 17 приказа Минтранса России от 65 ноября 2015 года № 329 и разработанные по их результатам управленческие решения, включенные в паспорта доступности объектов и учтенные в перспективных программах адаптации объектов, в частности с Всероссийским обществом инвалидов. С 2019 года паспорт доступности вокзала Йошкар-Ола размещается на сайте Дирекции железнодорожных вокзалов с указанием доступности по отдельным элементам. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур предусматривается только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов и средств. В отношении здания железнодорожного вокзала
Йошкар-Ола после 1 июля 2016 года также не проводились мероприятия по его реконструкции. Указанные в исковом заявлении нарушения по характеру совершения и способу устранения относятся к нарушениям, на устранение которых требуются материальные затраты, а соответственно составление мероприятий в соответствии с имеющимися денежными лимитами по соответствующим статьям расходов, затраты на устранение которых требуется включить в программу текущего/капитального ремонта железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД». Прогнозный период проведения работ по текущему ремонту с учетом соблюдения действующего порядка заключения договора – до 31 декабря 2023 года. Расходы на проведение работ осуществляются за счет средств, выделяемых ОАО «РЖД» в соответствии с инвестиционной программой в рамках утвержденного бюджета ОАО «РЖД». Просит определить срок до 1 сентября 2024 года для выполнения указанных мероприятий, поскольку указанный срок исполнения определен предписанием об устранении выявленных нарушений № 7 от 15 июня 2018 года.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Марийского транспортного прокурора Егошин М.С. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Выслушав объяснения представителя ОАО «РЖД» Голубевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Марийского транспортного прокурора Карпова К.В., представителя Министерства культуры и печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Витвиновой О.М., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений к ней, судебная коллегия находит решение подлежащим изменению в части на основании пункта 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

Положениями части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

С целью обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, выразившаяся в требованиях Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов).

Согласно требованиям статей 2 и 15 Закона о социальной защите инвалидов под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни.

Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, средствами связи и информации.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусмотрено, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1
статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Однако согласно статье 15 Закона о социальной защите инвалидов в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, определено, что даже до реконструкции, капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, обязанность по оснащению объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями для инвалидов с целью создания условий доступности на объекты транспортной инфраструктуры, а также к предоставляемым ОАО «РЖД» услугам возложена на собственника объекта, то есть на ОАО «РЖД».

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Марийской транспортной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об инвалидах на железнодорожном вокзале Йошкар-Ола, в связи с чем 6 июня 2022 года начальнику Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений указанного законодательства.

Прокурорской проверкой выявлено несоответствие здания железнодорожного вокзала Йошкар-Ола требованиям «Свода правил. СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 904/пр.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 904/пр утвержден свод правил «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59-13330.2020).

Согласно пунктам 6.1.1, 6.1.2 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.

Вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручней пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Поручень ограждений с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. (пункт 6.2.11 СП 59.13330.2020).

В силу пункта 6.2.9 указанного СП 59-13330.2020 ширину марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с односторонним движением следует принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м. Ширину марша пандуса на общих путях движения следует принимать согласно пункту 6.2.1, расстояние между поручнями - по ширине пандуса, а уклон - не более 1:20 (5%).

Между тем, в нарушение указанных норм, пандус при входе в здание вокзала не имеет поручней, его угол наклона не соответствует установленным нормам.

В соответствии с пунктами 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2020 дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках во вновь проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки должна быть 0,9 м. Ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.

Однако дверной проём на входе в здание железнодорожного вокзала Йошкар-Ола имеет ширину в свету менее 0,9 м, между помещением фойе и залом ожидания пассажиров ступенька порога превышает 0,014 м.

Согласно пункту 8.1.7 СП 59.13330.2020 поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окон касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями - инвалидами на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,80-0,85 м над уровнем пола.

В нарушение указанной нормы высота кассы на железнодорожном вокзале Йошкар-Ола превышает 0,83 м над уровнем пола.

Как следует из пункта 4.2 СП 59.13330.2020 проектные решения по обеспечению доступа инвалидов на объекты культурного наследия, выполняемые с учетом требований указанного Свода правил, следует согласовывать в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Здание железнодорожного вокзала Йошкар-Ола является объектом культурного наследия регионального значения.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 года
№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно пункту 1 статьи 45 указанного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу пункта 1 статьи 447.22 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

Согласно пункту 3 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ лицо, указанное в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано в установленные охранным обязательством сроки: обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (подпункт 1); организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона (подпункт 3).

В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Федерального закона №73-ФЗ если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Статья 9.2 Федерального закона №73-ФЗ относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации помимо прочего сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с Положением о Минкультуры Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 ноября 2012 года №418 к задачам и функциям Министерства отнесены, помимо прочего обеспечение государственной охраны, сохранения, использования и популяризации, выявленных объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл (пункт 11 раздела II); организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл (пункт 12 раздела II); осуществление в пределах своих полномочий регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл (пункт 24 раздела III); осуществление полномочий по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Марий Эл (пункт 27 раздела III).

В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона № 73-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в организации сохранения и популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, в том числе в финансировании соответствующих мероприятий за счет средств своих бюджетов, а также в софинансировании мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 9.1 настоящего Федерального закона.

Рассматривая дело, суд первой инстанции, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи с нормами действующего гражданского законодательства, регулирующими спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что допущенные ответчиком нарушения имеют особое значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов-колясочников, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что объект транспортной инфраструктуры был введен в эксплуатацию до вступления в силу
СП 59.13330.2020, не реконструировался, не подвергался капитальному ремонту, в связи с чем положения Закона о социальной защите инвалидов и Свод правил 59.13330.2020 не распространяются на ответчика, основанием к отмене решения суда быть не может, поскольку в силу декларативного характера, закрепленного в диспозиции статьи 17 Конституции Российской Федерации права маломобильных групп населения и инвалидов не могут быть ограничены одним лишь указанием на данное обстоятельство.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции ходатайство ОАО «РЖД» о передаче дела по подсудности рассмотрено, определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
8 июня 2023 года в удовлетворении данного ходатайства отказано. Су░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░ 26 ░ 28 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░-░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ 29 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░-░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 7 ░░░ 2018 ░░░░ № 146░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░», ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░-░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░
8 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ 35-01-2001, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ №904/░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 8 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░              ░.░. ░░░░░░

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░░

                                     ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

33-2122/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Марийский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО Российские железные дороги
Министерство культуры печати и по делам национальностей Республики Марий Эл
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на сайте суда
vs.mari.sudrf.ru
04.09.2023Передача дела судье
28.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2023Передано в экспедицию
28.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее