Решение по делу № 12-1151/2020 от 28.07.2020

УИД 11RS0001-01-2020-009494-65 Дело № 12-1151/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 октября 2020 года                 г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мишарина И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО Микрокредитная компания «...» Васильева ФИО1 на постановление ИФНС России по г. Сыктывкару № 19-06/0016-2 от ** ** ** о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением начальника ИФНС России по г. Сыктывкару № 19-06/0016-2 от ** ** ** Васильев И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, Васильев И.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в которой просит, постановление отменить. В обоснование жалобы указано, что организация ООО МКК «...» является микрофинансовой организацией и ведёт деятельность по предоставлению потребительских займов. Сведения о данной организации внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, регистрационный номер записи 2120229001602 от ** ** **, о чём имеется соответствующее свидетельство Центрального банка Российской Федерации. Учитывая положения Федерального закона от ** ** ** № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), деятельность по предоставлению и возврату нецелевых микрозаймов не подпадает под определение "расчёты" Федерального закона от ** ** ** № 54-ФЗ и не требует применения контрольно-кассовой техники. Проценты по займам в данном законе также не поименованы. Законодателем дан исчерпывающий и закрытый перечень операций, подпадающих под термин "расчёты". ООО МКК «...» ведёт деятельность по предоставлению исключительно нецелевых займов. Никаких прочих услуг, не связанных с микрофинансовой деятельностью. ООО МКК «...» не оказывает, на основании чего привлечение его к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене. Также в жалобе заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы.

Принимая во внимание, что жалоба на оспариваемое постановление подана в установленный требованиями ст. 30.3 КоАП РФ срок, суд приходит к выводу о том, что сок на подачу жалобы не пропущен.

Директор ООО МКК «...» Васильев И.А. извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явился. Руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Васильева И.В.

Представитель ИФНС России по г. Сыктывкару Поздеев Н.К. заявил об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления.

Выслушав представителя ИФНС России по г. Сыктывкару, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по г. Сыктывкару Н.А. Балуевой от ** ** ** № 17, исполнена государственная функция по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями её регистрации и применения, за полнотой учёта выручки денежных средств, порядком работы с денежной наличностью в отношении ООО МКК «...» в период с ** ** ** по ** ** ** Инспекцией проведена проверка.

При проведении проверки установлено, что по данным налоговых органов, за организацией ООО МКК «...» (ИНН 2902072310), в проверяемом периоде и в настоящее время контрольно-кассовая техника не зарегистрирована.    

Сведения об организации ООО МКК «...» внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, регистрационный номер записи 2120229001602 от ** ** **.

При этом в ходе проверки установлены за период с ** ** ** по ** ** ** факты осуществления Обществом наличных денежных расчетов при оплате с заемщиками физическими лицами процентов по договорам потребительских займов без применения контрольно-кассовой техники на общую сумму 275291 руб.. в том числе за декабрь 2019- 130926 руб., за январь 2020 года – 110454 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 33911 руб.

По данным выявленным нарушениям составлен акт проверки от ** ** ** №19-17/2016.

** ** ** должностным лицом ИФНС России по г.Сыктывкару в отношении директора ООО МКК «...» Васильева И.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ и постановлением от ** ** ** должностного лица ИФНС России по г.Сыктывкару васильев И.А. признан виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) микрофинансовая деятельность представляет собой деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 151 -ФЗ, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Согласно подпункту 2.2, пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона № 151-ФЗ микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

На основании части 1 статьи 8 Федерального закона № 151-ФЗ микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.

По данным Единого государственного реестра юридических лиц, основной вид деятельности организации: деятельность по предоставлению потребительского кредита (код по ОКВЭД2 64.92.1).    

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, эта группировка включает:

- деятельность по финансовому обслуживанию (т.е. предоставление денежных средств учреждениями, не вовлеченными в денежное посредничество в случаях, когда предоставление кредита может принимать различные формы, такие как ссуды, ипотека, кредитные карточки и т.д.)

- деятельность по предоставлению следующих видов услуг: предоставление потребительского кредита, финансирование международной торговли, предоставление промышленными банками долгосрочного финансирования промышленности, предоставление денежного займа, не связанного с банковской системой, предоставление кредитов на покупку домов специализированными учреждениями, не принимающими депозиты, предоставление услуг ломбардами и ростовщиками.

Код 64.92.1 в свою очередь входит в состав группировки 64 – «Деятельность по предоставлению потребительского кредита»

Таким образом, ООО МКК «РоСТгрупп» является микрокредитной компанией и оказывает клиентам финансовые услуги по предоставлению потребительского кредита (займа), получая за оказанные услуги вознаграждение в виде процентов.

На основании статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ расчеты – прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного представления за товары, работы, услуги.

Следовательно, внесение клиентом в кассу микрокредитной компании денежных средств в виде процентов за пользование займом является с точки зрения Федерального закона № 54-ФЗ приемом (получением) денежных средств за услугу, то есть расчетом.

Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Из положений п.2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ следует, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании п.1. ст.4.3 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2.1 статьи 3 Закона № 151-ФЗ микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Законом № 353-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Согласно части 1 статьи 809 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов за пользование займом их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Правоотношения по применению контрольно-кассовой техники урегулированы Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее – Закон 54-ФЗ).

В соответствии со статьями 2 и 5 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ расчеты - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях указанного Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Довод Васильева И.А. о том, что выдачу денежных средств и прием платежей по договорам займа, предоставленного для целей, не связанных с оплатой товаров (работ, услуг), закон к расчетом не относит, не основан на нормах законодательства.

Законодатель напрямую связал обязанность применять контрольно-кассовую технику в случаях приема (получения) и выплате денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке при продаже товаров, выполнения работ или оказания услуг. Понятие "финансовая услуга" закреплено в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и под финансовой услугой понимается - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из содержания п. 1 ст. 809 ГК РФ и по смыслу разъяснений, приведенных в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", проценты, предусмотренные данной статьей, являются платой за пользование займом.

Специального понятия услуги Закон № 54-ФЗ не содержит. Пунктом 2 статьи 779 ГК РФ установлено общее положение о применении гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ к различным видам услуг, и приведён конкретный перечень исключений. Глава 42 «Заем и кредит» ГК РФ среди этих исключений не упомянута.

Как следует из п. 2 ст. 779 ГК РФ, правила гл. 39 "Возмездное оказание услуг" применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 указанного Кодекса.

Порядок заключения, исполнения, прекращения договора займа регулируется гл. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации и не входит в исключения, к которым не применяются правила главы 39 ГК РФ.

Кроме того, письмом от ** ** ** № ЕД-4-20/12600 "О применении ККТ микрофинансовыми организациями" Федеральная налоговая служба Российской Федерации дала разъяснения, что "предоставление займа следует рассматривать как изменение срока выполнения обязательства по предоставлению денежных средств в рамках осуществления расчетов (например, по договору купли-продажи), а именно: передача денежных средств покупателем (клиентом) продавцу позднее получения товара, а не в момент такой передачи, либо как изменение порядка оплаты, при котором последняя производится не в полной сумме расчета, а по частям.

Соответственно, погашением займов является исполнение обязательства по оплате покупателем (клиентом) полученных ранее товаров, работ или услуг в рамках осуществляемых расчетов.

Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона № 151-ФЗ и Федерального закона № 54-ФЗ, предоставление и возврат микрозайма микрофинансовой организацией не подпадают под определение "расчеты", сформированное в Федеральном законе № 54-ФЗ, и не требует применения контрольно-кассовой техники независимо от целевой либо нецелевой природы предоставляемых займов.

Вместе с тем внесение клиентом в пользу микрофинансовой организации денежных средств в виде процентов и иных вознаграждений по займам является платой за оказанные услуги и требует применения контрольно-кассовой техники на сумму такой платы.

Таким образом, прием микрофинансовой организацией от клиента в качестве оплаты за оказанную финансовую услугу по предоставлению займа денежных средств в виде процентов и иных вознаграждений за предоставление займа, подпадает под приведенное в абз. 18 ст. 1.1 закона № 54-ФЗ определение понятия: "расчеты", и, соответственно, требует применения ККТ.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется таким обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, должностное лицо организации - директор ООО МКК «...» Васильев И.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.     

Факт совершения Васильевым И.А. административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: протоколом об административном правонарушении от ** ** ** № 19-06/0016/2, предписанием от ** ** **, актом проверки от ** ** ** № 19-17/0016, выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.

Таким образом, обстоятельства, перечисленные в ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены должностным лицом с достаточной полнотой.

Судом не установлено обстоятельств, а заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих мер по предупреждению совершения административного правонарушения либо наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые не могли быть предвидены и предотвращены при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности. При таких обстоятельствах вина заявителя является доказанной.

Учитывая, обстоятельства, совершенного административного правонарушений, оснований для освобождения Васильева И.А. от административной ответственности не имеется.

Таким образом, оспариваемое постановление является законным, основания к его отмене отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару № 19-06/0016-2 от ** ** **, которым директор ООО Микрокредитная компания «...» Васильев ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу директора ООО Микрокредитная компания «...» Васильева ФИО3 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья          И.С. Мишарина

12-1151/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Васильев Игорь Александрович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Статьи

14.5

Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
29.07.2020Материалы переданы в производство судье
30.07.2020Истребованы материалы
14.08.2020Поступили истребованные материалы
09.09.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее