Судья Бердникова С.И. Дело № 33-4390/209
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 16 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Кузиной Т.А.,
судей Леонтенковой Е.А., Серова Д.В.,
при секретаре Яшиной А.А.,
с участием прокурора Лоскуниной М. С., истца, законного представителя несовершеннолетних Кондакова Е. П., представителя ответчика Министерства здравоохранения Нижегородской области Быковой М. Ю., представитель ответчика ГБУЗ Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 32 Ленинского района г.Н.Новгорода» Мизикиной Е. Л., представителя третьего лица Министерства финансов Нижегородской области Щепалиной Н. П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Леонтенковой Е.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Нижегородской области
на решение Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 23 ноября 2018 года
по иску прокурора Ленинского района г.Н.Новгорода, действующего в интересах несовершеннолетних Кондаковой Е. Е., Кондакова Е. Е. к ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №32 Ленинского района г.Н.Новгорода», Министерству здравоохранения Нижегородской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности организовать обеспечение расходными материалами, в соответствии с медицинскими показаниями,
У С Т А Н О В И Л А:
<адрес> г.Н.Новгорода обратился в суд с иском, в обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Кондаковой Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в ДД.ММ.ГГГГ году установлен диагноз - сахарный диабет <данные изъяты>, Кондакову Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз - сахарный диабет <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ года детям назначена помповая инсулинотерапия. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств бюджета Нижегородской области в ноябре 2015 года несовершеннолетним установлена инсулиновая помпа <данные изъяты> с функцией непрерывного мониторинга гликемии. Кроме того, по медицинским показаниям детям рекомендовано проводить контроль гликемии с использованием тест-полосок не менее <данные изъяты> раз в день каждому. Вместе с тем, обеспечение Кондаковых Е.Е., Е.Е. расходными материалами к инсулиновой помпе, необходимыми для ее функционирования, за счет средств регионального бюджета не осуществляется.
Просит признать бездействие ГБУЗ Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 32 Ленинского района г. Н.Новгорода», выразившееся в непринятии мер к обеспечению Кондаковой Е. Е. и Кондакова Е. Е. расходными материалами к инсулиновой помпе, а также расходными материалами (тест-полосками) для исследования уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями незаконным; признать бездействие министерства здравоохранения Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении Кондаковой Е. Е. и Кондакова Е. Е. расходными материалами к инсулиновой помпе, а также расходными материалами (тест-полосками) для исследования уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями, незаконным; обязать организовать обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе, а также расходными материалами (тест-полосками) для исследования уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями.
В судебном заседании помощник прокурора Кидямкин А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы иска с учетом его уточнения.
Представитель министерства здравоохранения Нижегородской области выразила несогласие с иском.
Представитель Министерства финансов Нижегородской области выразил несогласие с иском.
Кондаков Е.П. и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Письменно выразил несогласие с иском.
Решением Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 23 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерства здравоохранения Нижегородской области содержится требование об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что обеспечение расходными материалами для инсулиновой помпы <данные изъяты>, а именно медицинскими изделиями: <данные изъяты> не предусмотрено действующим законодательством. Перечисленные медицинские изделия не входят в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования; в перечень стандартов первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом сахарном диабете, согласно приказа Министерства Здравоохранения РФ от 09 ноября 2012г. № 750Н; в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой, согласно приложения 3 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В решении суд неверно толкует ст.10, ст.25 Конвенции о правах инвалидов. Суд, ссылаясь на Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999г., не учитывает, что обеспечение осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи. Суд ошибочно утверждает, что Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области №775-VI от 27.09.2018г. года были внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской <адрес> медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, предусматривающие возможность обеспечения детей, больных сахарным диабетом <данные изъяты>, расходными материалами для инсулиновых помп. Исходя из ошибочного толкования Постановления Законодательного собрания Нижегородской области №775-VI от 27.09.2018 года, суд ссылается на ст.11 №323-ФЗ от 21.11.2011г. Однако на момент подачи искового заявления данное Постановление не вступило в законную силу. Ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 22.10.2016г. №2229-р, суд не учел, что в нем имеется ссылка на ограничение установки инсулиновых помп. Обеспечение тест-полосками в большем объеме, чем предусмотрено Стандартом, является незаконным. У Кондаковых отсутствуют жизненные показания для бесплатного обеспечения требуемых им изделий медицинского назначения.
В возражениях на апелляционную жалобу министерства здравоохранения Нижегородской области директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области изложены доводы, аналогичные, возражениям на иск.
В возражениях на апелляционную жалобу министерства здравоохранения Нижегородской области Кондаков Е.П. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В возражении на апелляционную жалобу министерства здравоохранения Нижегородской области помощник прокурора Ленинского района г.Н.Новгорода Кидямкин А.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указывая на необоснованность ее доводов.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика доводы и требования апелляционной жалобы поддержал.
В суде апелляционной инстанции прокурор Лоскунина М. С., истец, законный представитель несовершеннолетних Кондаков Е. П. доводы апелляционной жалобы не признали в полном объеме.
Представитель ответчика ГБУЗ Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 32 Ленинского района г.Н.Новгорода» Мизикина Е. Л., представителя третьего лица Министерства финансов Нижегородской области Щепалина Н. П. полагают, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
При указанных обстоятельствах в соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл.39 ГПК РФ, с учетом положений ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда, поскольку оно вынесено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичные положения закреплены и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.12.2016г. №866.
Распоряжением Правительства РФ от 22.10.2016 №2229-р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в котором под №207640 поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная и под №207650 поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная со встроенным глюкометром. Инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе ни в вышеуказанном Перечне, ни в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением № 890 не поименованы.
Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области №775-VI от 27.09.2018 года были внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Предусматривающие возможность обеспечения детей, больных сахарным диабетом 1 типа, расходными материалами для инсулиновых помп.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кондаковой Е. Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в ДД.ММ.ГГГГ году установлен диагноз - сахарный диабет <данные изъяты>. В связи с указанным заболеванием ей установлен статус <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ
Кондакову Е. Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз - сахарный диабет <данные изъяты>. В связи с указанным заболеванием ему установлен статус <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ
Кондаков Е. и Кондакова Е. наблюдаются в ГБУЗ Нижегородской области «Детская городская поликлиника №32» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: сахарный диабет<данные изъяты>.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет является социально значимым заболеванием.
Кондаковым Е. и Е. в ДД.ММ.ГГГГ года в отделении эндокринологии ГБУЗ Нижегородской области «ОДКБ» были установлены инсулиновые помпы <данные изъяты> <данные изъяты>.
Кондаков Е.П. письменно обращался к главному врачу ГБУЗ Нижегородской области «ДГП №32» Щербаковой М.А. ДД.ММ.ГГГГг. по вопросу обеспечения его детей Е. и Е. расходными материалами для инсулиновой помпы и дополнительного обеспечения тест - полосками в ДД.ММ.ГГГГ года.
На обращение по обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе Кондакову Е.П. ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, что перечисленные в его обращении медицинские изделия не входят в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования; в перечень стандартов первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом сахарном диабете согласно приказа Министерства Здравоохранения РФ от 09 ноября 2012 г. № 750Н; в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой, согласно приложения 3 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
От получения набора социальных услуг Кондаковы не отказывались.
Судом установлено, что несовершеннолетним Кондаковым была оказана высокотехнологичная медицинская помощь по установке инсулиновой помпы.
Жизненно необходимые расходные материалы к инсулиновой помпе для несовершеннолетних и обеспечение тест-полосками в большем объеме, чем предусмотрено Стандартом, за счет средств регионального бюджета не осуществляется.
Оценив представленные доказательства в совокупности и во взаимосвязи, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав возражения и доводы участвующих в деле лиц, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку истцом представлена достаточная совокупность доказательств того, что отсутствие лечения Кондаковых с помощью инсулиновой помпы приводит к жизнеугрожающим для них последствиям, что является нарушением приведенных выше конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
При этом суд обоснованно исходил из того, что сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением № 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, у ответчиков отсутствовали основания для отказа истцу в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе и тест-полосками.
Отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением № 890, инсулиновой помпы и расходных материалов к ней не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Однако обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна, в связи с чем довод ответчика о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе не включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 22.10.2016 № 2229-р, суд находит несостоятельным.
Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в применении помповой инсулинотерапии, а также наличия у них противопоказаний для лечения заболевания с помощью помпы ответчиками представлено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы о том, что обеспечение расходными материалами для инсулиновой помпы <данные изъяты> не предусмотрено действующим законодательством, отклоняются по следующим основаниям.
Пунктами 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены Постановлением № 890.
Сахарный диабет входит в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением № 890.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2016 № 2229-р. утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в который включена Помпа амбулаторная инсулиновая инфузионная со встроенным глюкометром (Приложение 1).
Судебная коллегия соглашается с выводом судом о том, что отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением № 890, инсулиновой помпы и расходных материалов к ней не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Довод о том, что в решении суд неверно толкует ст.10, ст.25 Конвенции о правах инвалидов, отклоняется, поскольку статьи 10, 25 Конвенции о правах инвалидов, устанавливают, что государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья, о чем суд и говорит в своем решении.
Государства участники реализуют указанные в Конвенции права путем предоставления мер поддержки инвалидам уполномоченными на то органами, о чем суд в своем решении постановил, возлагая обязанности по обеспечению на Министерство здравоохранения Нижегородской области.
Довод о том, что суд, ссылаясь на Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999, не учитывает, что обеспечение осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, отклоняется, поскольку ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Довод о том, что суд ошибочно утверждает, что Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области №775-VI от 27.09.2018 года были внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый пер░░░ 2019 ░ 2020 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 775- VI ░░ 27.09.2018, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2019 ░ 2020 ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №775-VI ░░ 27.09.2018 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.11 №323-░░ ░░ 21.11.2011░., ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 775- VI ░░ 27.09.2018, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2019 ░ 2020 ░.░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 22.10.2016 №2229-░, ░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 32 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № №, ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № №. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 178-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░).
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 327.1 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░