Решение по делу № 2а-1071/2020 от 24.01.2020

Дело № 2а-1071/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 03 марта 2020 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелев Н.С.,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края административное дело по административному исковому заявлению Первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах малолетних Кряталова П. Е., Кряталовой М. Е. к администрации города Сочи, Управлению по образованию и науке администрации города Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования,

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края обратился первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи в интересах малолетних Кряталова П. Е., Кряталовой М. Е. с административным иском к администрации города Сочи, Управлению по образованию и науке администрации города Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении Кряталова П. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования. Обязать администрацию г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Кряталову П. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района города Сочи. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении Кряталовой М. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования. Обязать администрацию г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Кряталовой М. Е., 29.04.2015    года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района города Сочи.

В административном иске указано, что Прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Уколовой Т.В. по вопросу соблюдения прав её малолетних детей - Кряталова П. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Кряталовой М. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на доступное дошкольное образование. В ходе которой было установлено, что Кряталов П.Е. и Кряталова М.Е. состоят на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени их право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению Кряталовой М.Е. и Кряталову П.Е. в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Сочи на полный день. Обеспечение детского населения местами в дошкольных образовательных организациях города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Сочи относится к компетенции Администрации муниципального образования город Сочи, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Заявления о предоставлении мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении законным представителем Кряталова П.Е. и Кряталовой М.Е. - Уколовой Т.В. поданы в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, при подаче заявлений о предоставлении мест Кряталову П.Е. и Кряталовой М.Е. в детском саду на полный день были соблюдены необходимые условия для получения таких мест (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей), однако, до настоящего времени малолетние Кряталов П.Е. и Кряталова М.Е. местом на полный день не обеспечены. Управлением по образованию и науке администрации г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении муниципальной услуги ввиду отсутствия свободных мест, возможных к предоставлению сыну заявителя. Законный представитель Кряталова П.Е. и Кряталовой М.Е. настаивает на предоставлении её детям мест в муниципальной дошкольной образовательной организации в группе полного дня. Непредоставление Кряталову П.Е. и Кряталовой М.Е. такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование. Кроме того, непредоставление малолетним К. П.Е. и К. М.Е. мест в детском саду на полный день лишает их мать права на труд, что существенно ухудшает уровень жизни семьи.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Сочи Коган Я.М. настаивала на удовлетворении требований, поддержала доводы, изложенные в административном иске.

Законный представитель Кряталова П.Е. и Кряталовой М.Е. - Уколова Т.В. настаивала на предоставлении её детям места в муниципальной дошкольной образовательной организации в группе полного дня. Не предоставление Кряталову П.Е. и Кряталовой М.Е. - такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права детей на доступное, бесплатное дошкольное образование.

Представитель административного ответчика - Администрации г. Сочи в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении.

Представитель административного ответчика - Управления по образованию и науке администрации г. Сочи в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, суд пришел к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Как следует из материалов дела Прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Уколовой Т.В. по вопросу соблюдения прав её малолетних детей - Кряталова П. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Кряталовой М. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на доступное дошкольное образование.

В ходе проверки было установлено, что Кряталов П.Е. и Кряталова М.Е. состоят на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, до настоящего времени их право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению Кряталовой М.Е. и Кряталову П.Е. в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Сочи на полный день.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно постановлению Конституционного Суда России от 15.05.2006 №5-П применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст. 38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют многоплановую роль публичной власти в этой сфере, исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция РФ определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Обеспечение детского населения местами в дошкольных образовательных организациях города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

Так, город Сочи наделен Законом Краснодарского края от 01.04.2004 № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа» статусом городского округа.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городских округов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 3).

Согласно Общим положениям Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов России по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных Письмом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ вступивший в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, закрепил новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.

Аналогичная позиция закреплена и в п. 13 ст. 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 1 и ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу п. 6 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.

При достижении несовершеннолетним соответствующего возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.

Следовательно, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Сочи относится к компетенции Администрации муниципального образования город Сочи, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Заявления о предоставлении мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении законным представителем Кряталова П.Е. и Кряталовой М.Е. - Уколовой Т.В. поданы в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, при подаче заявлений о предоставлении мест Кряталову П.Е. и Кряталовой М.Е. в детском саду на полный день были соблюдены необходимые условия для получения таких мест (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей), однако, до настоящего времени малолетние Кряталов П.Е. и Кряталова М.Е. местом на полный день не обеспечены.

Управлением по образованию и науке администрации г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении муниципальной услуги ввиду отсутствия свободных мест, возможных к предоставлению сыну заявителя.

Законный представитель Кряталова П.Е. и Кряталовой М.Е. настаивает на предоставлении её детям мест в муниципальной дошкольной образовательной организации в группе полного дня.

Непредоставление К. П.Е. и К. М.Е. такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.

Согласно правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 15.05.2006 №5-П, определено, что закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция РФ определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов России или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.

А равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2014 № 36-КГ14-2 и от 12.02.2019 № 33-КГ18-13.

Кроме того, непредоставление малолетним Кряталову П.Е. и Кряталовой М.Е. места в детском саду на полный день лишает его мать права на труд, что существенно ухудшает уровень жизни семьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах малолетних Кряталова П. Е., Кряталовой М. Е. к администрации города Сочи, Управлению по образованию и науке администрации города Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении Кряталова П. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.

Обязать администрацию г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Кряталову П. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района города Сочи.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении Кряталовой М. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.

Обязать администрацию г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Кряталовой М. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района города Сочи.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                        Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 05.03.2020 года.

«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»

"Согласовано"

2а-1071/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Сочи в интересах Крятлова Платона Евгеньевича, Крятловой Марии Евгеньевны
Ответчики
Администрация
Другие
Уколова Татьяна Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Шевелев Николай Сергеевич
Дело на сайте суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
31.01.2020Регистрация административного искового заявления
31.01.2020Передача материалов судье
31.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2020Подготовка дела (собеседование)
04.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2020Судебное заседание
21.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее