№2а-542/2021
56RS0030-01-2021-000083-44
Решение
Именем Российской Федерации
г.Оренбург09 марта 2021 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Студеновой А.А.,
с участием представителя административного истца Пузановой Н.Д.,
административного ответчика Селиванова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы Россиипо Промышленному району г.Оренбурга к Селиванову С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и соответствующих сумм пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга обратилась в суд с иском к административному ответчику о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и сумм соответствующих пеней, указав, что административный ответчик в спорный период являлся собственником:
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 61,90 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу:. Оренбург, <адрес>, площадью 227,00 кв.м., дата регистрации права собственностиДД.ММ.ГГГГ;
- легкового автомобиля маркиLIFAN 214813, 2011 года выпуска, 106 л.с., гос. номер №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- легкового автомобиля маркиMITSUBISHILANCER 1.5, 2011 года выпуска, 109 л.с., гос. номер №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
По данным оперативного учета за Селивановым С.В. имеется задолженность за 2014-2017 гг.: по транспортному налогу в размере 1 496 рублей, пени в размере 389 рублей37 копеек; по налогу на имущество физических лиц в размере 49 рублей, пени в размере 5 рублей37 копеек, по земельному налогу в размере 415 рублей, пени в размере 39 рублей 28 копеек.
В связи с тем, что административный ответчик не уплатилобязательный платеж в установленный законодательством срок, ему, в соответствии со статьей 70 НК РФ, были направлены требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № о сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, однако данные требования остались без исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 10 Промышленного района г. Оренбурга было вынесено определение об отмене судебного приказа, вынесенного по заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Оренбурга о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени за 2014-2017гг. сСеливанова С.В.на основании возражений должника.
По состоянию на 14.01.2021 года требования не исполнены. На основании вышеизложенного административный истец просит суд взыскать с Селиванова С.В. обязательный платеж за 2014-2017 гг.: по транспортному налогу в размере 1 496 рублей, пени в размере 389 рублей 37 копеек; по налогу на имущество физических лиц в размере 49 рублей, пени в размере 5 рублей 37 копеек, по земельному налогу в размере 415 рублей, пени в размере 39 рублей 28 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Пузанова Н.В.,действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и представившая диплом № от ДД.ММ.ГГГГ,исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить.
Административный ответчик Селиванов С.В. в судебном заседаниине возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что возражений по начислению и размеру задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и соответствующих сумм пени за спорный период времени не имеет.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 57 Конституции РФ ист. 3 Налогового кодекса РФкаждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ст.399 НК РФналог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласност. 400 НК РФналогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ч. 1ст. 401 НК РФ).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1ст. 408 НК РФ).
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной названным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (пункт 2 и 3 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ).
Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Поскольку государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, то плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности на соответствующий земельный участок или строение, являющиеся объектами недвижимости.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог и налог на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним права на соответствующий объект недвижимости, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Из материалов дела следует, что Селиванов С.В. в 2014-2017 году являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 61,90 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ и земельного участка по указанному адресу, площадью 227,00 кв.м., дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации относительно спорного периода срок уплаты транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами установлен не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ).
Статья 1 Закона Оренбургской области «О транспортном налоге» от 16.11.2002 года № 322/66-III-ОЗ предусматривает, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ, настоящим Законом и обязателен к уплате на территории Оренбургской области.
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», и Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств» основным документом для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства (далее - ПТС).
Представляемые в налоговые органы регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащему налогоплательщику - физическому лицу, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в ПТС.
Согласно ст. 6 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 года N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге" налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя.
Из материалов дела следует, что по сведениям, поступившим из регистрирующих органов в инспекцию, за налогоплательщиком Селивановым С.В. было зарегистрировано право на:
- легковой автомобиль марки LIFAN 214813, 2011 года выпуска, 106 л.с., гос. номер №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- легковой автомобиль марки MITSUBISHILANCER 1.5, 2011 года выпуска, 109 л.с., гос. номер №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Селиванову С.В.исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 1 496 рублей, земельный налог – 12 рублей, налог на имущество физических лиц – 12 рублей.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось оплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако со стороны Селиванова С.В. оно было исполнено только в части оплаты земельного налога.
Ответчику исчисленземельный налог за 2016 год в размере 176 рублей, налог на имущество физических лиц – 15 рублей, в том числе 1 рубль за 1 месяц 2014 года, транспортный налог отражен в сумме 0,00 рублей в связи с применением льгот.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось оплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако со стороны Селиванова С.В. оно не было исполнено.
Ответчику исчислен земельный налог за 2017 год в размере 239 рублей, налог на имущество физических лиц – 22 рубля.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось оплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако со стороны Селиванова С.В. оставлено без исполнения.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 НК РФ.
В соответствии с положениямист. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с тем, что административный ответчик не уплатил обязательный платеж в установленный законодательством срок, в его адрес направлены требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № о сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, однако данные требования остались без исполнения.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начисляется пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Согласно расчету административного истца размер пени составляет:
- по транспортному налогу за период с 02.12.2016 года по 09.07.2017 года – 389 рублей 37 копеек.
-по земельному налогу за период с 02.12.2016 года по 09.07.2017 года – 39 рублей 28 копеек.
- по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 года по 09.07.2017 года – 5 рублей 37 копеек.
Суд соглашается с представленным административным истцом расчетом задолженности по земельному и транспортному налогам, налогу на имущество физических лиц, поскольку он соответствует требованиям закона. Расчет исчисления налога и взносов судом проверен и признан верным.
Административным ответчиком Селивановым С.В. не предоставлено доказательств того, что на дату подачи административного искового заявления суммы транспортного налога и соответствующие суммы пени уплачены.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Требования исполнены не были, в связи с чем, в течение шести месяцев со дня истечения срока для добровольной уплаты налога самого раннего требования, инспекция Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Оренбурга обращалась за выдачей судебного приказа о взыскании с Селиванова С.В. недоимки по земельному налогу в размере 415 рублей, пени в размере 3 рубля 82 копейки, транспортному налогу в размере 1 496 рублей, пени в размере 39 рублей 28 копеек, налогу на имущества физических лиц в размере 49 рублей, пени на налог на имущество физических лиц в размере 5 рублей 37 копеек.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 10 Промышленного судебного района г.Оренбурга судебный приказ №, выданный ДД.ММ.ГГГГ, отменён с учетом поданных возражений административного ответчика.
Административный иск поступил в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа, тем самым суд приходит к выводу, что срок обращения в суд в исковом порядке для взыскания недоимок по пеням налоговой инспекцией в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа не пропущен.
При таких обстоятельствах, исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Оренбурга подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, подлежит в доход местного бюджета,
Размер государственной пошлины определяется подпунктом 1 пункта 1 статьи333.19Налогового Кодекса Российской Федерации, с учетом размера удовлетворенных исковых требований. При этом оговорено, что при обращении с исковым заявлением имущественного характера, подлежащего оценке, при цене искадо 20 000 рублей, государственная пошлина оплачивается в виде 4% цены иска, но не менее 400 рублей.
При наличии освобождения административного истца от уплаты государственной пошлины в силу п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, с административного ответчика Селиванова С.В. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 180, 290-291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Оренбурга к Селиванову С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и соответствующих сумм пени за 2015-2017 год удовлетворить.
Взыскать с Селиванова С.В. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Оренбурга недоимку по транспортному налогу в размере 1 496,00 рублей, пени за период с 02.12.2016 года по 09.07.2017 года в размере 389 рублей37 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 49 рублей, пени за периодс 02.12.2016 года по 09.07.2017 года в размере 5 рублей37 копеек, недоимку по земельному налогу в размере 415 рублей 00 копеек, пени за период с02.12.2016 года по 09.07.2017 года в размере 39 рублей 28 копеек.
Взыскать с Селиванова С.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «город Оренбург» в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда составлен 22 марта 2021 года, последний день подачи апелляционной жалобы 22 апреля 2021 года.
Судья Т.С. Бахтиярова