Решение по делу № 2-229/2018 от 15.08.2018

Дело № 2-229/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Усть-Мая                             13 сентября 2018 г.

Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Тарабукина С.Г., единолично, с участием помощника прокурора Усть-Майского района Докторовой В.П., представителя истца Федорова А.В. (по доверенности), при секретаре судебного заседания Русиновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Поселок Усть-Мая» к Юшиной В.В. о выселении с предоставлением другого жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

    

Представитель администрации МО «Поселок Усть-Мая» Ефадзе В.Р. обратилась в суд с иском к Юшиной В.В. о выселении с занимаемой жилой площади по адресу: <адрес> <данные изъяты> <адрес> предоставлением другого жилого помещения согласно адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» (Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 г. № 193) по адресу: <адрес> (<данные изъяты> <адрес>, мотивируя требования тем, что Юшина В.В.. проживала в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, на основании ордера № 749 от 28 декабря 2005 года и была зарегистрирована по данному адресу, что следует из копии паспорта ответчика.

Многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира ответчика, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждено Актом о признании дома аварийным.

    В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

    Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

    Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда (ч. 3 ст. 89 ЖК РФ).

    Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилого фонда, путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

    В целях реализации мероприятий по переселению граждан из многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, признанным непригодным для проживания и подлежащим переселению и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. (ст. 17) многоквартирный жилой дом был включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013- 2017 годы», утвержденную Постановлением правительства РС(Я) от 11.06.2013 г. № 193, что следует из приложения № 1 к настоящей Программе.

    Статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ установлено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (ст. ст. 86-89 ЖК РФ). Жилое помещение, предоставляемое гражданам, при переселении из в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находится по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан, в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    В соответствии с главой 3 адресной программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы (Постановление Правительства РС(Я) от 11.06.2013 № 193) переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормами Жилищного законодательства РФ и ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ путем предоставления участникам Программы жилых помещений.

    Гражданам, проживающим в жилых помещениях, подлежащих переселению, участникам Программы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из числа приобретенных жилых помещений в соответствии со ст. ст. 86,87,89 ЖК РФ

    Собственникам взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, может быть предоставлено жилое помещение из числа приобретенных жилых помещений с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом выкупная цена формируется согласно ст. 32 ЖК РФ.

    Администрацией МО «Поселок Усть-Мая» на средства, выделенные по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонд 2013-2017 г.г.», построен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждено Муниципальным контрактом <данные изъяты> от 01 августа 2016 г.

    Ответчику, как жильцу многоквартирного жилого дома была по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания и подлежащего переселению, на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 и ст. ст. 87,89 ЖК РФ предоставлена квартира по адресу <адрес> новом жилом доме, что следует из постановления № 232/1 П от 17 сентября 2017 года.

    Предоставленная истцом ответчику квартира является собственностью истца, благоустроена применительно к условиям п. Усть-Мая, является большей площадью, ранее занимаемой ответчиком, отвечает установленным требованиям и находится в черте населенного пункта, в котором проживал ответчик.

    В то же время, по состоянию на август 2018 года ответчик не заселился в предоставленную ему квартиру и не заключил с истцом договор социального найма. При этом ответчик также не представил истцу письменный мотивированный отказ от вселения в предоставленную квартиру и заключения договора социального найма. Также ответчик не поставил в известность истца о том, что он больше не нуждается в жилом помещении по причине проживания в другом жилом помещении соответствующего установленным требованиям.

    Жилое помещение, предоставленное ответчику, было приобретено истцом по программе «Переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда», подлежит передаче только участникам данной программы, то есть гражданам, проживавшим в жилых домах признанных аварийными и подлежащими сносу, в связи с чем, не может быть выделено другому гражданину (гл. 3 программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» и ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ).

    Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

    В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

    В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя и вытекающие из жилищных отношении обязанностей, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

    Своими недобросовестными действиями ответчик создает препятствия истцу в реализации его обязанностей, установленных ЖК РФ, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением правительства РС(Я) от 11.06.2013 № 193, а также лишает возможности истца передать жилое помещение другим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и являющихся участниками адресной программы, а в случае их отсутствия, другим из числа граждан согласно ст. 57 ЖК РФ, что является нарушением ст. ст. 1,2 и 4 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и нарушает права других граждан (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).

    Обязанность обеспечивать жилыми помещениями по договорам социального найма малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) и п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.

    В соответствии с преамбулой Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий (ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).

    Из содержания определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. № 376-О-П следует, что пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений, по договорам социального найма во внеочередном порядке, ели на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.    

Извещенная надлежащим образом ответчица Юшина В.В. о месте, дате и времени судебного заседания, не явилась, в телефонограмме сообщила, что находится в городе, на судебное заседание не приедет, не просила об отложении судебного разбирательства дела.

В соответствии со ст. 167 ч. 4 ГПК РФ с учетом мнений помощника прокурора, представителя истца Федорова А.В., полагавших о возможности судебного разбирательства по делу в отсутствие ответчицы Юшиной В.В., суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие ответчицы, поскольку суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Федоров А.В. полностью поддержал заявленные исковые требования и дал пояснения аналогичные, изложенные в исковом заявлении, просит суд удовлетворить иск, т.к. жилой <адрес> в <адрес> находится в полуразрушенном состоянии, проживать в нем невозможно, имеется другое жилое помещение, отвечающее всем требованиям, однако Юшина В.В. уклоняется от вселения.

    Помощника прокурора Докторова В.П. дала заключение об удовлетворении иска, поскольку из материалов дела и пояснений представителя истца препятствий для этого не имеется.

Выслушав пояснение представителя истца, заключение помощника прокурора, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Из материалов дела и в судебном заседании установлено, что ответчица Юшина В.В. согласно ордера № 749 от 28 февраля 2005 года, выданного администрацией муниципального образования Усть-Майского улуса ФИО6, вселена в жилое помещение как член семьи нанимателя в 1-у комнату общежития общей площадью 18,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с нанимателем ФИО6 в данное жилое помещение также вселен член семьи: муж ФИО7

    01 января 2007 г. составлен акт обследования помещения расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с которым установлен износ 100%, заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения – не пригодно для проживания.

По заключению межведомственной комиссии от 01 января 2007 г. № 40, назначенной постановлением главы МО «Поселок Усть-Мая» от 01 января 2007 г., <адрес> в пос. Усть-Мая признан непригодным для проживания.

В соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы МО «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)» основной целью является полная ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного аварийным до 01.01.2012 г., финансовое, организационное обеспечение переселение граждан МО «Поселок Усть-Мая» из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.

01 августа 2016 г. между администрацией МО «Поселок Усть-Мая» и индивидуальным предпринимателем ФИО8 заключен муниципальный контракт _<данные изъяты> на приобретение 42 (сорок два) жилых помещений в домах малоэтажной застройки в строящемся доме по адресу: <данные изъяты> <адрес> в собственность МО «Поселок Усть-Мая» в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского района Республики Саза (Якутия) из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы».

    Постановлением администрации МО «Поселок Усть-Мая» № 292/1-п от 17 сентября 2017 г. в соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» предоставлены гражданам по договорам социального найма 42 (сорок два) жилых помещений, в том числе ответчице Юшиной В.В. предоставлена квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 21,6 кв.м.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <данные изъяты> <адрес> имеет кадастровый , площадь – 21,6 кв.м., назначение – жилое помещение, вид жилого помещения – квартира, правообладателем является муниципальное образование «Поселок Усть-Мая».

Из сведений Миграционного пункта Отд МВД России по Усть-Майскому району от 12 сентября 2018 г. следует, что ответчица зарегистрирована с 11 марта 2005 г., член ее семьи - несовершеннолетний сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 06 декабря 20011 г. по адресу: <адрес> <данные изъяты>), <адрес>.

Из положений ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации следует (далее по тексту ЖК РФ), что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, то есть жилое помещение признано непригодным для проживания, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что не ухудшаются жилищные условия ответчицы при переселении ее в другое жилое помещение, по адресу: <адрес>, поскольку согласно ст. 89 ЖК РФ при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве критерия равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому.

Суд считает, что требования, указанные в ст. 89 ЖК РФ, по предоставлению ответчице другого благоустроенного жилого помещения в связи с признанием жилого <адрес>, комнаты по <адрес> непригодным для проживания истцом были выполнены, предоставленное ответчице жилое помещение по адресу: <адрес>, отвечает уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям пос. Усть-Мая, кроме того, оно больше по общей площади, чем ранее занимаемое семьей Юшиной жилое помещение (комната в общежитии), является 1-комнатной квартирой, что подтверждается имеющимися материалами дела, тем самым, отказ ответчицы в добровольном порядке выехать из принадлежащего истцу жилого помещения нарушает права последнего.

При таких данных требования истца о выселении Юшиной В.В. с членом ее семьи из жилого помещения (комнаты в общежитии) общей площадью 18,9 кв. м <адрес> по адресу: <адрес> с предоставлением благоустроенного жилого помещения (квартиры) общей площадью 21,6 кв. м, расположенной в <адрес> по адресу: <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При подаче настоящего искового заявления истец - администрация МО «Поселок Усть-Мая» в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ была освобождена от уплаты государственной пошлины.

При таком положении на основании ст. 103 ч. 1 ГПК РФ следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. с ответчицы, не освобожденной от уплаты судебных расходов, в порядке абзаца 2 п. 2 ст. 333.18 НК РФ в размере 300 руб. в доход бюджета МР «Усть-Майский улус (район)».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск администрации муниципального образования «Поселок Усть-Мая» к Юшиной В.В. о выселении с предоставлением другого жилого помещения – удовлетворить в полном объеме.

Выселить Юшину В.В. с членом семьи – несовершеннолетним сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с занимаемой комнаты , расположенной по адресу: <адрес> <данные изъяты>), <адрес> предоставлением жилого помещения (квартиры) , расположенной по адресу: <адрес> <данные изъяты> <адрес>, по договору социального найма.

Взыскать с Юшиной В.В. государственную пошлину в размере 300,00 руб. (триста рублей 00 копеек) в доход бюджета МР «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).

Председательствующий:            п/п             С.Г. Тарабукин

Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2018 года

Копия ВЕРНА:

Судья Усть-Майского районного суда

Республики Саха (Якутия):                         С.Г. Тарабукин

Секретарь суда:                                 М.И. Яцура

2-229/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирников Александр Гаврилович
Администрация муниципального образования "Поселок Усть-Мая"
Ответчики
Юшина Валентина Васильевна
Другие
Федоров Андрей Валерьевич
Суд
Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
uma.jak.sudrf.ru
15.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2018Передача материалов судье
17.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2018Подготовка дела (собеседование)
03.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2018Судебное заседание
13.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2018Дело оформлено
28.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее