Решение по делу № 02а-0374/2024 от 31.05.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

УИД 77RS0025-02-2024-004168-40

Дело N 2а-374/2024

 

 

11 сентября 2024 г.                                                                              г. Москва                         

        Солнцевский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи Соломатиной О.А.,

при секретаре Ануфриевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Поликанова Антона Владиславовича к Объединенной муниципальной призывной комиссии г. Москвы, Военному комиссариату города Москвы, о признании незаконным решения призывной комиссии,

 

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить Решение Объединенной муниципальной призывной комиссия г. Москвы о призыве Поликанова Антона Владиславовича, .... г.р. на воинскую службу; признать незаконным и отменить заключение военно-врачебной Комиссии Объединенной муниципальной призывной комиссия г. Москвы в отношении Поликанова Антона Владиславовича, .... г; назначить судебную военно-врачебную экспертизу с целью установления годности Поликанова Антона Владиславовича к воинской службе.

Требования мотивированы тем, что 18 мая 2024 года  административному истцу была вручена повестка серии .... об обязании явиться 28 мая 2024 г. к 08:00 часам в военный комиссариат города Москвы в городской сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы. Административный истец считает, что решение призывной комиссии о призыве на воинскую службу является незаконным, поскольку у истца  имеется заболевание ...., в соответствии с которым категория годности к военной службе определяется как «Д» - не годен к военной службе. Таким образом, административный истец считает, что является не годным к военной службе по состоянию здоровья, в связи с чем  должен быть освобожден от призыва на военную службу. Решение объединенной муниципальной призывной комиссии города Москвы принято в нарушение ст.ст. 22 и 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". 27.05.2024 г. административный истец обратился с жалобой на незаконные действия Объединённого муниципального призывного пункта, Военный комиссариат Солнцевского района Западного АО г. Москвы в призывную комиссию района Солнцева г. Москвы и г. Москвы. Однако ответ не получил. 28.05.2024 г. административный истец  повторно обратился с жалобой, а также просил приобщить к своему личному делу медицинские документы и назначить дополнительно независимое обследование. Ответ до настоящего времени мне не передан и не направлен.

Административный истец  в судебное заседание не  явился,  извещался, обеспечил явку представителя адвоката по ордеру Ратнер К.М.

 Представитель административного истца адвокат Ратнер К.М. административные исковые требования подержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях; настаивала на проведении независимой военно-врачебной экспертизы.

Представитель административных ответчиков Объединенной муниципальной призывной комиссии г. Москвы, Военного комиссарита города Москвы  по доверенности Титова Л.Т. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований, назначения военно-врачебной экспертизы, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу, что следует из ст. ст. 22 - 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

 Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 26 ФЗ-53 от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ № 53), призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.

В соответствии с п. 1 статьи 28 ФЗ N 53 при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 1 ст. 25 "Сроки призыва граждан на военную службу" ФЗ N 53, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании Указов Президента Российской Федерации.

На основании статьи 23 Закона о воинской обязанности и военной службе от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт "а" части 1), признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья (часть 4).

Пунктом 1 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.

Согласно пункту 3 статьи 5.1 названного закона порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.

На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).

В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).

Пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.

Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьей 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (абзац 5 пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).

По смыслу приведенных норм административный истец, как лицо, подлежащее призыву на военную службу, имеет право на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы в связи с несогласием с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии.

В соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе она производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе, выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (пункт 3); гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов (пункт 5); экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперты не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или военно-врачебной комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, организаций, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы (пункт 6); независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (пункт 7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Установлено, что   Поликанов А.В., .... года рождения, состоит на воинском учете  в Объединенной муниципальной призывной комиссии города Москвы.

 18.05.2024 г. Поликанов А.В. признан годным к военной службе. (категория годности А3). Объединенной муниципальной призывной комиссией г. Москвы призван на военную службу.

 Поликанов А.В. с решением призывной комиссии не согласился, обратился с  жалобой в Призывную комиссию города Москвы.

20.06.2024 года административный истец был вызван для прохождения очного контрольного медицинского освидетельствования в призывную комиссию госквы.

Для прохождения очного контрольного медицинского освидетельствования Поликанов А.В. в призывную комиссию госквы не явился.

Оспаривая решение Объединенной муниципальной призывной комиссии г. Москвы административный истец указывает на то, что у него заболевание: ...., в соответствии с которым категория годности к военной службе определяется как «Д» - не годен к военной службе, в связи с чем он должен быть освобожден от призыва на военную службу.

Вместе с тем, из личного дела призывника следует, что при проведении медосвидетельствования   были  исследованы медицинские документы, представленные административным истцом, в том числе Выписной эпикриз из истории болезни №....  ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ России  где Поликанов А.В. находился на лечении с 12.11.2020 по 20.11.2020 . Первичный диагноз «....», по которому результат лечения достигнут.

Медицинская комиссия состояние здоровья изучила, определила категорию годности к военной службе.         

Административным истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования призывник представлял медицинские документы, подтверждающие  заболевания, дающие основания для установления ему иной категории, а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушения, которые привели к принятию необоснованного решения.

Административный истец, как лицо, подлежащее призыву на военную службу, не воспользовался своим правом на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы в связи с несогласием с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии.

Между тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Медицинская комиссия в соответствии со своими полномочиями правильно применила и определила категорию годности истца к военной службе, поэтому у Призывной комиссии не было оснований направлять истца на дополнительное обследование для уточнения диагноза заболевания. Именно Медицинская комиссия определила категорию годности к военной службе, после чего призывная комиссия приняла решение о призыве на военную службу. 

Оснований для удовлетворения ходатайства  о назначении в рамках рассмотрения данного дела судом независимой военно-врачебной экспертизы не имеется, назначение такой экспертизы судом противоречит порядку и условиям ее проведения, регламентированным Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания оспариваемых решений, действия (бездействия) органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемых решений, действия (бездействия) требованиям закона и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца. По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы административного истца не нарушены. По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177 - 180 КАС РФ, суд

решил:

 

В удовлетворении административного искового заявления Поликанова Антона Владиславовича к Объединенной муниципальной призывной комиссии г. Москвы, Военному комиссариату города Москвы, о признании незаконным и отмене решения Объединенной муниципальной призывной комиссия г. Москвы о призыве Поликанова Антона Владиславовича, .... г на воинскую службу; признании незаконным и отмене Заключения военно-врачебной Комиссии Объединенной муниципальной призывной комиссия г. Москвы в отношении Поликанова Антона Владиславовича, .... г на воинскую службу, обязании внести изменения в воинский учет и присвоить категорию годности Поликанова Антона Владиславовича, .... г.р., с учетом медицинских документов,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья О.А. Соломатина

 

Решение изготовлено в окончательной форме 08 октября 2024года.

 

 

 

 

02а-0374/2024

Категория:
Административные
Истцы
Поликанов А.В.
Ответчики
Военный комиссариат Солнцевского района ЗАО города Москвы, Военный комиссариат г.Москвы, Объединенная муниципальная призывная комиссия г. Москвы
Суд
Солнцевский районный суд Москвы
Судья
Соломатина О.А.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
31.05.2024Регистрация поступившего заявления
27.06.2024Заявление принято к производству
27.06.2024Подготовка к рассмотрению
18.07.2024Рассмотрение
11.09.2024Вынесено решение
15.11.2024Обжаловано
27.06.2024У судьи
05.11.2024В канцелярии
26.12.2024Направлено в апелляционную инстанцию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее