56RS0035-01-2024-000641-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 16 сентября 2024 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области,
в составе председательствующего судьи Аксеновой О.В.,
при секретаре Черниковой Е.Н.,
с участием помощника Сорочинского межрайонного прокурора Суюндуковой С.Г.,
представителя ответчика администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - Лукиной Ю.Л.,
представителя ответчика МКП «Сорочинское» администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - Дроговозова К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области, муниципальному казенному предприятию «Сорочинское» администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области об обязании устранить дефекты и нарушения объектов теплоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Сорочинский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчикам, в обоснование заявленных требований указал, что Сорочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области и МКП «Сорочинское».
В ходе проведения проверки установлено, что согласно отчету о результатах технического обследования систем теплоснабжения и сетей газопотребления, утвержденному генеральным директором ООО «ГСЭ-Оренбург» Бегининым В.А. 01.12.2023 г., фактический износ оборудования котельной № 1 по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, 2-й микрорайон, д. 5А составляет от 81 до 89%, разрушена отмостка здания котельной, разрушена кирпичная кладка, истек назначенный срок службы котлов согласно техническому диагностированию. По представленным данным о произведенной тепловой энергии и полученной тепловой энергии потребителем выявлены потери более 30%. В качестве рекомендаций указано: провести восстановление отмостки здания котельной, провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной в 2024 году, провести восстановление эксплуатационной документации, провести техническое диагностирование пяти водогрейных котлов в 2024 году, провести капитальный ремонт или замену насосов в 2024 году, провести техническое диагностирование газовых горелок в 2024 году, провести экспертизу промышленной безопасности внутреннего газопровода в 2024 году, провести обследование дымовых труб в 2024 году.
Фактический износ оборудования котельной № 1А, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Карла Маркса, 185 К, составляет 73,1-73,2%, имеются следующие дефекты и нарушения: наклонная трещина кирпичной кладки, трещина в якоре, разрушено антикоррозийное покрытие металлических дымовых труб, разрушение лотка коммуникаций и железобетонного перекрытия, разрушена отмостка дымовых труб, замачивание и оголения арматуры железобетонного перекрытия крыши, сквозные отверстия и оголение арматуры железобетонных перекрытия крыши, замачивание железобетонных перекрытий крыши, нарушение нормативного расстояния между трубой газопровода и оконным проемом. По представленным данным о произведенной тепловой энергии и полученной тепловой энергии потребителем выявлены потери более 30%. В качестве рекомендаций указано: восстановить антикоррозийную защиту дымовых труб, провести восстановление отмостки здания котельной, выполнить ремонт наружных стен здания котельной, выполнить ремонт крыши, провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной в 2024 году, провести восстановление эксплуатационной документации, провести техническое диагностирование трех водогрейных котлов в 2028 году, провести капитальный ремонт или замену насосов в 2024 году, провести экспертизу промышленной безопасности трех газовых горелок в 2028 году, провести экспертизу промышленной безопасности ГРУ в 2028 году, провести экспертизу промышленной безопасности ПУГ в 2028 году, провести экспертизу промышленной безопасности дымовых труб, установить наблюдения за трещиной в якоре, провести техническое перевооружение наружного газопровода.
Фактический износ оборудования котельной №2, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Карла Маркса, 89 К, составляет 53%, имеются следующие дефекты и нарушения: отсутствует гильза защитная, выветривание кирпичной кладки, разрушение с оголением арматуры железобетонной плиты перекрытия, замачивание железобетонных перекрытий крыши, нарушение нормативного расстояния между трубой и оконным проемом, истек назначенный срок службы насосов. По предоставленным данным о произведенной тепловой энергии и полученной тепловой энергии потребителем выявлены потери более 30%. В качестве рекомендаций указано: выполнить ремонт наружных стен здания котельной, выполнить ремонт крыши, провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной в 2024 году, провести режимно-наладочные испытания двух водогрейных котлов, провести восстановление эксплуатационной документации, провести техническое диагностирование двух водогрейных котлов в 2031 году, провести восстановление эксплуатационной документации, провести техническое диагностирование двух водогрейных котлов в 2031 году, провести капитальный ремонт или замену насосов, провести экспертизу промышленной безопасности двух газовых горелок в 2031 году, провести обследование дымовых труб, провести техническое перевооружение наружного газопровода, организовать водно-химический режим работы котельной в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и результатов анализа показателей качества исходной воды.
Указанные котельные находятся в муниципальной собственности муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области и закреплены на праве оперативного управления за МКП «Сорочинское» на основании распоряжения администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области от 30.12.2022 № 491-р.
На запрос межрайонной прокуратуры о предоставлении сведений о проведении работ по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в 2024 году администрацией Сорочинского городского округа представлены сведения о проведении в 2024 году работ только по модернизации объектов водоснабжения.
Таким образом, администрацией Сорочинского городского округа работы по модернизации объектов теплоснабжения в 2024 году не запланированы, денежные средства на указанные цели из муниципального бюджета не выделялись.
Согласно информации МКП «Сорочинское» от 20.03.2024 № 845 последнее имеет просроченную задолженность за газ, которая по состоянию на 19.03.2024 составляет 3 900 000 рублей, что препятствует проведению работ по модернизации котельных из-за нехватки денежных средств.
Таким образом, администрацией Сорочинского городского округа Оренбургской области и МКП «Сорочинское» не принимаются должные меры по устранению дефектов и нарушений в вышеуказанных котельных. Не проведение работ по модернизации котельных влечет нарушение условий жизнедеятельности населения г. Сорочинска Оренбургской области, создает угрозу их жизни и здоровью.
Просит обязать администрацию Сорочинского городского округа Оренбургской области и МКП «Сорочинское» устранить дефекты и нарушения объектов системы теплоснабжения, а именно:
1) в котельной №1, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, 2-й микрорайон, д. 5 А, в срок до 15.09.2024 года:
- провести восстановление отмостки здания котельной;
- провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной;
- провести восстановление эксплуатационной документации;
- провести техническое диагностирование пяти водогрейных котлов;
- провести капитальный ремонт или замену насосов;
- провести техническое диагностирование газовых горелок;
- провести экспертизу промышленной безопасности внутреннего газопровода;
- провести обследование дымовых труб.
2) В котельной № 1А, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Карла Маркса, 185К, в срок до 15.09.2024 года:
- восстановить антикоррозийную защиту дымовых труб;
- провести восстановление отмостки здания котельной;
- выполнить ремонт наружных стен здания котельной;
- выполнить ремонт крыши;
- провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной;
- провести восстановление эксплуатационной документации;
- провести капитальный ремонт или замену насосов;
- провести экспертизу промышленной безопасности дымовых труб;
- установить наблюдения за трещиной в якоре;
- провести техническое перевооружение наружного газопровода;
- провести техническое диагностирование трех водогрейных котлов;
- провести экспертизу промышленной безопасности трех газовых горелок;
- провести экспертизу промышленной безопасности ГРУ;
- провести экспертизу промышленной безопасности ПУГ.
3) В котельной № 2, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Карла Маркса, 89К, в срок до 15.09.2024 года:
- выполнить ремонт наружных стен здания котельной;
- выполнить ремонт крыши;
- провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной;
- провести режимно-наладочные испытания двух водогрейных котлов;
- провести восстановление эксплуатационной документации;
- провести техническое диагностирование двух водогрейных котлов;
- провести восстановление эксплуатационной документации;
- провести капитальный ремонт или замену насосов;
- провести обследование дымовых труб;
- провести техническое перевооружение наружного газопровода;
- организовать водно-химический режим работы котельной в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и результатов анализа показателей качества исходной воды;
в срок до 15.09.2031 года:
- провести техническое диагностирование двух водогрейных котлов;
- провести экспертизу промышленной безопасности двух газовых горелок.
Определениями суда от 03.06.2024 г. и 17.07.2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ЖКХ Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области, ООО «ГрантСтройЭксперт-Оренбург» и Западно-Уральское Управление Ростехнадзора по Оренбургской области.
В судебном заседании представитель истца помощник Сорочинского межрайонного прокурора Суюндукова С.Н. заявленные исковые требования уточнила, окончательно просила обязать администрацию Сорочинского городского округа Оренбургской области и МКП «Сорочинское» в срок до 01.06.2025 устранить дефекты и нарушения объектов системы теплоснабжения, а именно в котельной №1, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, 2 микрорайон, д.5А провести восстановление отмостки здания котельной, в котельной №1 А, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Карла Маркса, 185 К восстановить антикоррозийную защиту дымовых труб, провести восстановление отмостки здания котельной. От остальной части требований отказалась, поскольку на день рассмотрения дела по существу большинство требований прокурора исполнены добровольно. Полагала, что уточненные требования заявлены истцом обосновано и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области Лукина Ю.Л. с уточненными исковыми требованиями прокурора не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Обратила внимание суда, что администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку все котельные, указанные истцом, были переданы в оперативное управление МКП «Сорочинское», в связи с чем, именно МКП «Сорочинское» обременено обязанностями по их содержанию. Одновременно указала, что Сорочинским межрайонным прокурором заявлены требования (с учетом их уточнений) о выполнении рекомендованных ООО «ГСЭ-Оренбург» мероприятий, при том, что добровольный срок для реализации данных рекомендаций еще не истек, следовательно, априори какие-либо нарушения со стороны ответчиков на момент предъявления иска истцом установлены быть не могли.
Представитель ответчика МКП «Сорочинское» Дроговозов К.С. поддержал позицию Лукиной Ю.Л., также просил в заявленных Сорочинским межрайонным прокурором требованиях отказать. Не оспаривал, что на данный момент указанные в уточненном исковом заявлении мероприятия в котельной №1 и котельной №1А не проведены и в ближайшее время не планируются, в виду отсутствия денежных средств для их проведения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления ЖКХ Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области, ООО «ГрантСтройЭксперт-Оренбург» и Западно-Уральское Управление Ростехнадзора по Оренбургской области участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, свидетеля, исследовав материалы дела и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.12, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно ст. ст. 215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
Согласно статье 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения закреплены в ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральный закон "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Соответственно, обязанность по надлежащему содержанию имущества несет его собственник, в случае передачи имущества в оперативное управление обязанность по содержанию имущества несет лицо, в оперативное управление которому передано имущество.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории г. Сорочинска Оренбургской области расположены и действуют объекты системы теплоснабжения, в том числе: котельная №1 (здание), кадастровый номер 56:45:0102029:1157, расположенная по адресу: Оренбургская обл., г. Сорочинск, 2 микрорайон, д.5 А, и котельная №1 А (здание), кадастровый номер 56:45:0101036:157, расположенная по адресу: Оренбургская обл., г. Сорочинск, ул. Карла Маркса, д. 185 К.
Указанные объекты недвижимого имущества относятся к муниципальной собственности муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области.
Распоряжением Главы МО Сорочинский городской округ Оренбургской области от 30.12.2022 г. № 491-р за МКП «Сорочинское» администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на праве оперативного управления закреплено имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования, в том числе вышеназванные котельная №1 и котельная №1 А.
Согласно отчету о результатах технического обследования систем теплоснабжения и сетей газопотребления, утвержденному генеральным директором ООО «ГСЭ-Оренбург» Бегининым В.А. 01.12.2023 г., фактический износ оборудования котельной № 1 по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, 2-й микрорайон, д. 5А составляет от 81 до 89%. Выявлены следующие дефекты и нарушения: разрушена отмостка здания котельной, разрушена кирпичная кладка, истек назначенный срок службы котлов согласно техническому диагностированию.
По представленным данным о произведенной тепловой энергии и полученной тепловой энергии потребителем выявлены потери более 30%, в связи с чем требуется проведение реконструкции или капитального ремонта оборудования котельной и системы тепло снабжения.
В качестве рекомендаций указано: провести восстановление отмостки здания котельной, провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной в 2024 году, провести восстановление эксплуатационной документации, провести техническое диагностирование пяти водогрейных котлов в 2024 году, провести капитальный ремонт или замену насосов в 2024 году, провести техническое диагностирование газовых горелок в 2024 году, провести экспертизу промышленной безопасности внутреннего газопровода в 2024 году, провести обследование дымовых труб в 2024 году.
Фактический износ оборудования котельной № 1А, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Карла Маркса, 185 К, составляет 73,1-73,2%. Выявлены следующие дефекты и нарушения: наклонная трещина кирпичной кладки, трещина в якоре, разрушено антикоррозийное покрытие металлических дымовых труб, разрушение лотка коммуникаций и железобетонного перекрытия, разрушена отмостка дымовых труб, замачивание и оголения арматуры железобетонного перекрытия крыши, сквозные отверстия и оголение арматуры железобетонных перекрытия крыши, замачивание железобетонных перекрытий крыши, нарушение нормативного расстояния между трубой газопровода и оконным проемом.
По представленным данным о произведенной тепловой энергии и полученной тепловой энергии потребителем выявлены потери более 30%.
В качестве рекомендаций указано: восстановить антикоррозийную защиту дымовых труб, провести восстановление отмостки здания котельной, выполнить ремонт наружных стен здания котельной, выполнить ремонт крыши, провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной в 2024 году, провести восстановление эксплуатационной документации, провести техническое диагностирование трех водогрейных котлов в 2028 году, провести капитальный ремонт или замену насосов в 2024 году, провести экспертизу промышленной безопасности трех газовых горелок в 2028 году, провести экспертизу промышленной безопасности ГРУ в 2028 году, провести экспертизу промышленной безопасности ПУГ в 2028 году, провести экспертизу промышленной безопасности дымовых труб, установить наблюдения за трещиной в якоре, провести техническое перевооружение наружного газопровода.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что на момент проведения судебного заседания большинство работ по устранению вышеуказанных дефектов и нарушений ответчиком МКП «Сорочинское» проведены, в связи с чем, истцом заявленные требования были уточнены.
А именно, Сорочинский межрайонный прокурор, обращаясь в суд с настоящим уточненным исковым заявлением, указывает, что администрацией Сорочинского городского округа Оренбургской области и МКП «Сорочинское» до настоящего времени не восстановлена отмостка здания котельной №1, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, 2 микрорайон, д. 5А, а также не восстановлена антикоррозийная защита дымовых труб и отмостка здания котельной №1А, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Карла Маркса, 185 К., что, в свою очередь, влечет нарушение условий жизнедеятельности населения г. Сорочинска Оренбургской области, создает угрозу их жизни и здоровью.
Разрешая возникший спор по существу, суд исходит из следующего.
Как установлено судом ранее, администрация Сорочинского городского округа, реализуя вышеуказанные полномочия органа местного самоуправления, создала Муниципальное казенное предприятие «Сорочинское» Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области и, являясь собственником недвижимого имущества – объектов теплоснабжения котельной №1 и котельной №1А, распоряжением от 30.12.2022 г. №491-р, передала ему на праве оперативного управления указанные объекты теплоснабжения.
Из п.п. 5.1, 5.2 Устава МКП «Сорочинское» администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области следует, что предприятие создано в целях оказания услуг по теплоснабжению на территории МО Сорочинский городской округ Оренбургской области, предметом его деятельности является поставка тепла, эксплуатация и обслуживание имущества, используемого в целях оказания услуг по теплоснабжению в границах муниципального образования. При этом предприятие (МКП «Сорочинское») обязано в том числе использовать по назначению, принимать меры по сохранности принадлежащего предприятию имущества (п.6.4.11 Устава).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что именно МКП «Сорочинское» Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области является надлежащим ответчиком по делу и именно по отношению к нему подлежат разрешению заявленные Сорочинским межрайонным прокурором требования.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" выполнение требований санитарного законодательства является обязательным для юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. При этом, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с абз. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе прочего, является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно п. 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В силу пункта 5.1.3 Правил для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления.
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии также введены в действие Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила № 115).
Данными Правилами установлены порядок и требования по технической эксплуатации водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосных станций, систем сбора и возврата конденсата и других сетевых сооружений, систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В соответствии с пунктом 2.7.1 Правил № 115 при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния (пункт 2.7.2 Правил № 115).
Основными видами ремонтов тепловых энергоустановок и тепловых сетей являются капитальный и текущий (пункт 2.7.8 Правил № 115).
В силу пункта 2.7.3 Правил № 115 система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Правил №115, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность в данном случае, как установлено судом ранее, МКП «Сорочинское» Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом переданных ему на праве оперативного управления зданий котельных №1 и №1А.
Приведенные нормы направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан на территории Сорочинского городского округа Оренбургской области, надлежащего содержания тепловых энергоустановок и предотвращение возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе в отопительный период.
Таким образом, планово-предупредительный ремонт и содержание в исправном и пригодном к эксплуатации состоянии котельных является обязанностью МКП «Сорочинское».
При этом суд отклоняет довод ответчиков о том, что поскольку на момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела ими получен Паспорт готовности к отопительному сезону 2023 – 2024 годов, требования Сорочинским межрайонным прокурором по исполнению рекомендаций в виде восстановления отмостики зданий котельных №1 и №1А, а также восстановлении антикоррозийныой защиты дымовых труб котельной №1 А, являются несостоятельными ввиду отсутствия их непосредственного отношения к безопасной работе котельного оборудования и работоспособности самих котельных.
Отклоняя данный довод, суд принимает во внимание приведенные нормы правового регулирования спорных правоотношений, согласно которым, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, должны проводится в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности. При этом, системы теплоснабжения жилых зданий (в том числе котельные) должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами, для надежной эксплуатации систем теплоснабжения должно быть организовано своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание систем отопления в исправности.
Также, в судебном заседании был допрошен инженер ООО «ГарантСтройЭксперт-Оренбург» Бегинин А.В., который пояснил, что в результате технического обследования систем теплоснабжения управления ЖКХ администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области были выявлены дефекты и нарушения в отношении зданий котельных №1 и №1А, в том числе в виде разрушения отмостки зданий обеих котельных, а также разрушения антикоррозийного покрытия металлических дымовых труб в здании котельной № 1А. Поскольку ввиду действующих технических регламентов и правил технической эксплуатации тепловых установок здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное и надежное их использование, относительно устранения выявленных нарушений были выданы соответствующие рекомендации.
Одновременно суд учитывает, что с момента выявления указанных дефектов и нарушений и по день вынесения решения указанные недостатки, не устранены. В судебном заседании представители ответчиков данное обстоятельство не оспаривали, при этом ранее, в предыдущих судебных заседаниях, а также в возражениях на исковое заявление поясняли, что работы по восстановлению отмостки зданий котельной №1 и №1А были ими запланированы на июль-август 2024 года.
Учитывая приведенные нормы действующего законодательства, а также тот факт, что на день рассмотрения дела установлены нарушения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования Сорочинского межрайонного прокурора в указанной части подлежат удовлетворению. При этом, как указывалось судом ранее, данные требования подлежат удовлетворению в отношении МКП «Сорочинское», поскольку указанные в исковом заявлении объекты теплоснабжения были переданы ему Администраицей Сорочинского городского округа Оренбургской области на праве оперативного управления.
В силу положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит установить срок проведения обозначенных в уточненном исковом заявлении мероприятий до 01.06.2025 г., суд, проанализировав установленные по делу обстоятельства и учитывая, что работы по восстановлению отмостки зданий котельных №1 и №1А, а также восстановлению антикоррозийной защиты дымовых труб котельной №1 А требуют значительных материальных и временных затрат, при этом в осенний-зимний период 2024 - 2025 годы проведение таких работ будет затруднительным, полагает целесообразным обязать МКП «Сорочинское» выполнить обозначенные работы в срок до 01.06.2025 г., полагая это время достаточным для устранения нарушений действующего законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных Сорочинским межрайонным прокурором требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора к Администрации муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области, муниципальному казенному предприятию «Сорочинское» Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное предприятие «Сорочинское» Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области в срок до 01.06.2025 года провести работы по восстановлению отмостки здания котельной № 1, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, 2 микрорайон, д.5 А.
Обязать Муниципальное казенное предприятие «Сорочинское» Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области в срок до 01.06.2025 года провести работы по восстановлению антикоррозийной защиты дымовых труб, а также отмостки здания котельной № 1 А, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Карла Маркса, 185 К.
В удовлетворении исковых требований к администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.В. Аксенова
Мотивировочная часть решения изготовлена 30.09.2024 г.