Дело №12-20/2024 (№12-1491/2023)
в районном суде № 5-714/2023 Судья Андреева Л.Ш.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., рассмотрев 08 февраля 2024 года в открытом судебном заседании
в помещении суда, при секретаре Рыжовой А.М., с участием прокурора Амелькович Е.С., жалобу на постановление судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2023 года в отношении
Электронного периодического издания Информационного центра Фалунь Дафа, свидетельство о регистрации №№... от <дата>, расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2023 года электронное периодическое издание Информационный центр Фалунь Дафа признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Информационный центр Фалунь Дафа принял участие в деятельности иностранной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в нарушение запрета, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, при следующих обстоятельствах:
<дата> Информационный центр Фалунь Дафа, зарегистрированный в качестве СМИ (свидетельство о регистрации Эл № №...) по адресу: <адрес>, использующий в своей деятельности сайт №..., разместил информацию об аффилированных и подконтрольных «Фалуньгун» международных неправительственных организациях включенных по распоряжению Министерства Юстиции РФ №...-р от <дата>, №...-р от <дата> на основании решения заместителя Генерального прокурора РФ от <дата> в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ, в том числе: <...> (№...-р от <дата>) (США), в подразделе «Как я могу помочь» раздела «FAQ» сайта содержится предложение вступить в сообщество <...> с указанием ссылки на официальный сайт сообщества <...>, чем нарушил запрет, установленный ст.3.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Учредители Электронного периодического издания Информационного центра Фалунь Дафа Сухарев В.С. и Петрова Т.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой отмене постановления районного суда от <дата>. В обосновании жалоб указали, что постановление является незаконным и необоснованным по причине отсутствия надлежащей мотивировки и обоснования виновности Издания в совершении инкриминируемого административного правонарушения. Упоминание (<адрес> не является правонарушением, поскольку не является информацией издаваемой или распространяемой самой организацией. Вмененная ссылка была размещена <дата>, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности, на момент вынесения постановления, истёк. Электронное периодическое издание, не является юридическим лицом, не имеет ИНН, самостоятельного расчётного счёта и других характеристик, свойственных юридическому лицу, в связи с чем, назначенное наказание является незаконным.
Учредители Электронного периодического издания Информационного центра Фалунь Дафа Сухарев В.С. и Петрова Т.В., защитник Сухарева В.С. – Елина И.А. в Санкт-Петербургском городском суде, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Прокурор отдела прокуратуры Санкт-Петербурга Амелькович Е.С. возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Статьей 20.33 КоАП Российской Федерации установлена ответственность за осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, участие в такой деятельности либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу положений части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой влечет за собой запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений; наступление последствий, указанных в статье 3.2 настоящего Федерального закона; запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также производство или хранение таких материалов в целях распространения; запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации; запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них.
Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, участие в такой деятельности либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.20.33 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии с положениями ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Судьёй районного суда при вынесении постановления не было учтено следующее.
Согласно абзацу девятому части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" производство и выпуск средства массовой информации осуществляет редакция средства массовой информации, которой может являться организация, гражданин либо объединение граждан. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности (часть 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). С учетом этого, если возникшие правоотношения связаны с производством и выпуском средства массовой информации (в том числе с содержанием распространенных сообщений и материалов), то к участию в деле может быть привлечена редакция средства массовой информации. В случае, когда редакция средства массовой информации не является ни физическим, ни юридическим лицом, к участию в деле может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации, а также главный редактор.
Поскольку прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции (часть 6 статьи 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"), решение о прекращении деятельности средства массовой информации затрагивает права и интересы не только учредителя (соучредителей), но и редакции, которая в силу части 1 статьи 8 названного Закона вправе осуществлять производство и выпуск средства массовой информации с момента его регистрации. С учетом этого к участию в деле о прекращении деятельности средства массовой информации привлекается как его учредитель (соучредители), так и редакция.
При проверке полномочий представителей редакции следует иметь в виду, что главный редактор представляет редакцию в суде без специального оформления этих полномочий, поскольку такое право главного редактора основано на положениях части 5 статьи 19 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Под главным редактором следует понимать лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации (абзац десятый части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Согласно статье 7 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.
Не может выступать учредителем:
гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;
объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
Соучредители выступают в качестве учредителя совместно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 11 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Роскомнадзора от 17.05.2019 N 100 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации" предметом регулирования регламента является Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации (далее - Административный регламент, государственная услуга соответственно) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - регистрирующий орган), ее территориальными органами (далее - территориальные органы) и должностными лицами при регистрации средств массовой информации (далее - СМИ).
В силу пункт 2 Приказа Роскомнадзора от 17.05.2019 N 100 заявителями при предоставлении государственной услуги являются граждане, объединения граждан, организации, государственные органы, являющиеся учредителями (соучредителями) СМИ, и их представители.
Данные положения закона не были оценены судьёй районного суда при вынесении постановления в отношении Электронного периодического издания Информационного центра Фалунь Дафа, в связи с чем, постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Утверждения о нарушении сроков давности привлечения к административной ответственности несостоятельны, поскольку согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности длящегося административного правонарушения подлежит исчислению с момента его выявления. Публикация в открытом доступе информационных материалов в социальной сети продолжалась непрерывно на протяжении длительного периода времени, характеризовалась длительным противоправным поведением и поэтому является длящимся административным правонарушением.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде срок давности привлечения к административной ответственности предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек, постановление судьи районного суда подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.33 КоАП РФ, в отношении Электронного периодического издания Информационного центра Фалунь Дафа отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.33 КоАП РФ, в отношении Электронного периодического издания Информационного центра Фалунь Дафа возвратить в Калининский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке статей 30.12 – 30.19 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.В. Куприк