<...>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<...>
Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи – Опанасенко О.С.,
с участием истца – Чучинского А.В.,
представителя третьего лица, администрации Белоярского района ХМАО – Югры – Рябухина М.А.,
при секретаре судебного заседания – Малахиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чучинского А.В. к Фонду развития жилищного строительства <...> «Жилище» о ликвидации фонда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Чучинский А.В. обратился в суд с иском к Фонду развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» (далее – Фонд) о ликвидации фонда, мотивируя исковые требования тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а также цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, что в соответствии с законодательством Российской Федерации является основанием для ликвидации фонда.
На основании изложенного истец просит суд ликвидировать Фонд развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» и исключить запись из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а также цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
Истец Чучинский А.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика Фонда «Жилище» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом <...> причины неявки не известны, ходатайство об отложении не поступало.
Представитель третьего лица – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом <...> просил рассмотреть дело без его участия <...>
Представитель третьего лица администрации Белоярского района ХМАО-Югры Рябухин М.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав мнения истца и представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 123.17 ГК РФ фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу ст. 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ст. ст. 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей юридического лица и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.
В судебном заседании установлено, что фонд развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по ХМАО-Югре по адресу: <...> в качестве юридического лица _______, что следует из выписки из ЕГЮЛ <...>
Учредителем фонда является муниципальное учреждение администрация Белоярского района <...>
В соответствии с п. 2.2 Устава фонд образуется для решения следующих общественно полезных целей:
1) повышение платежеспособного спроса на жилые помещения со стороны значительной части населения Белоярского района на основе организации долгосрочного жилищного кредитования с привлечением бюджетных и внебюджетных источников;
2) обеспечение жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) увеличение объемов жилищного строительства в Белоярском районе, обеспечение повышения качества и доступности жилых помещений за счет совершенствования технологии и организации строительного производства;
4) создание современной инфраструктуры рынка жилых помещений и развитие рынка услуг, сопряженных с эксплуатацией недвижимости, активизация функционирования рынка жилых помещений и рынка инвестиционного капитала;
5) создание финансового механизма использования передаваемых из бюджетов всех уровней ассигнований, субсидий, привлекаемых средств населения и иных источников финансирования и жилищную сферу, оплаты строительства, приобретения и содержания жилья, защиты используемых денежных средств от инфляции:
6) аккумуляция добровольных взносов граждан, предприятий и организаций, предназначенных для жилищного строительства;
7) поддержка участия физических и юридических лиц в финансировании строительства или приобретения жилья;
8) содействие развитию производственной базы домостроения и обеспечение районов жилой застройки населенных пунктов Белоярского района объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, осуществление благоустройства территорий, прилегающих к жилым домам;
9) развитие базы стройиндустрии и строительных материалов;
10) участие в создании и развите системы долгосрочного ипотечного или иного кредитования населения при строительстве, реконструкции и приобретении жилья;
11) обеспечение эффективного использования средств в целях формирования рынка жилья как условия снижения социальной напряженности и нагрузки на бюджеты различных уровней;
12) развитие конкуренции в сфере жилищного строительства и жилищно- коммунального хозяйства;
13) содействие органам местного самоуправления Белоярского района в повышении качества жилищного строительства и развития строительства объектов спортивного, культурного, образовательного и иного социального назначения.
Согласно п. 2.1 Устава основным предметом деятельности Фонда является удовлевторение потребности населения Белоярского в улучшении жилищных и иных социально-бытовых условий.
Согласно п.4.1. Устава, средства Фонда формируются за счет: имущественных взносов учредителя; ассигнований, субсидий, а также средств и имущества, передаваемых из бюджетов всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; эмиссии ценных бумаг; добровольных взносов российских и иностранных предприятий, организаций, общественных объединений и граждан; целевых кредитов под гарантии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в пределах их компетенции, а также физических и юридических лиц; доходов, получаемых от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства Фонда; доходов, получаемых от операций с недвижимостью и иных операций в соответствии с действующим законодательством Российской федерации; платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые Фондом; иных доходов Фонда, незапрещенных действующим законодательством.
Органами управления Фонда являются Попечительский совет Фонда, Правление Фонда, исполнительный директор Фонда.
Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год, оборотно-сальдовым ведомостям по счетам №__, выписке операций за период с _______ по _______, справке о банковских счетах от _______, от _______, осуществление деятельности Фонда невозможно в связи с недостаточностью для реализации его целей имущества Фонда и отсутствием вероятности получения данного имущества <...>
Оценив представленные по делу доказательства, учитывая, что в настоящее время имущество Фонда для осуществления его целей отсутствует и вероятности его получения не имеется, что является основанием для принятия судом решения о ликвидации фонда, исковые требования Чучинского А.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.1 ст. 22 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Пунктом 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Чучинского А.В. удовлетворить.
Ликвидировать Фонд развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» (ИНН 8611007283, ОГРН 1068600005242), место нахождения юридического лица: <...> исключить запись о Фонде развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено _______.
Судья О.С. Опанасенко