Решение по делу № 2а-1-346/2019 от 26.03.2019

Дело № 2а-1-346/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2019 года                                                                         город Мценск

Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Орловской области к Маркусь Татьяне Владимировне о взыскании штрафов и пени по страховым взносам,

установил:

        Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее - МРИ ФНС по Орловской области, налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском к Маркусь Т.В. о взыскании штрафов и пени по страховым взносам.

        В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Маркусь Т.В. была поставлена на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя с 5 июля 2010 г., 15 октября 2015 г. с учета снята.

       МРИ ФНС по Орловской области приняты решения от 2 декабря 2016г. и от 9 декабря 2016 г. о привлечении индивидуального предпринимателя Маркусь Т.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2014 и 2015 г.г. в общем размере 2 000 рублей.

        Налогоплательщику направлены требования по состоянию на 27 января 2017 г. и по состоянию на 2 февраля 2017 г. об уплате штрафов за совершение указанного налогового правонарушения в общем размере 2 000 рублей в срок до 16 и 22 февраля 2017 г.

        Кроме этого, Маркусь Т.В. несвоевременно исполнила свои обязательства по уплате страховых вносов, в связи с этим были направлены требования об уплате пени по страховым взносам по состоянию на 9 января 2017 г. в размере 5 366 рублей; по состоянию на 27 апреля 2017 г. в размере 2 892 рубля 11 копеек; по состоянию на 5 июля 2017 г. в размере 1 262 рубля 00 копеек, всего в размере 11 520 рублей 81 копейка.

       Требования в установленный срок не были исполнены.

       17 мая 2018 г. мировым судьей судебного участка г. Мценска и Мценского района Орловской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по штрафам и пени по страховым взносам в указанном размере, который определением того же мирового судьи от 26 сентября 2018 г. отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.

         Налоговая инспекция просит суд взыскать с Маркусь Т.В. штраф за нарушение налогового законодательства в общем размере 2 000 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд на выплату страховой и накопительной части пенсии, пени по страховым на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 1 января 2017 г. в общем размере 9 520 рублей 81 копейка, всего – 11 520 рублей 81 копейка.

         В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от представителя административного ответчика Маркусь Т.В. – Шмелевой Л.А. поступили письменные возражения на административный иск с указанием на пропуск налоговой инспекцией срока подачи иска в суд о взыскании обязательных платежей и санкций. В связи с этим, просят в иске МРИ ФНС по Орловской области отказать.

         В представленных письменных объяснениях административный истец считает, что срок подачи иска в суд, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговой инспекцией не пропущен.

         В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

         Исследовав представленные письменные материалы дела, изучив письменные объяснения административного истца, возражения на административное исковое заявление, судья приходит к следующему.

         Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

         В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

          Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон № 212-ФЗ).

С 1 января 2017 г. вышеуказанный Закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются Главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

Из статьи 419 Налогового Кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с пунктом 6 указанной статьи Кодекса требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как разъяснено в пункте 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Учитывая данную позицию и принимая во внимание прямое указание пункта 6 статьи 69 Кодекса, требование должно направляться налогоплательщику не простым почтовым отправлением, а заказным письмом.

Правила, предусмотренные статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1).

          Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3).

Согласно пункту 2 той же статьи Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3).

Таким образом, процедура принудительного взыскания недоимки по налогам и пеней проходит несколько взаимосвязанных этапов, порядок и сроки которых регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом, предъявление требования расценивается нормами Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для последующего принудительного взыскания, так как в требовании устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Налоговый кодекс связывает возникновение у налогового органа права принудительного взыскания в бесспорном и в судебном порядке указанной в требовании задолженности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Маркусь Т.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 5 июля 2010 г. и прекратила деятельность в качестве таковой 15 октября 2015 г.

          И в соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком страховых взносов.

         МРИ ФНС по Орловской области приняты решения от 2 декабря 2016г. , от 9 декабря 2016 г. о привлечении индивидуального предпринимателя Маркусь Т.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2014 и 2015 г.г. в общем размере 2 000 рублей.

        Налогоплательщику направлены требования по состоянию на 27 января 2017 г. и по состоянию на 2 февраля 2017 г. об уплате штрафов в общем размере 2 000 рублей в срок до 16 и 22 февраля 2017 г.

        Кроме этого, Маркусь Т.В. несвоевременно исполнила свои обязательства по уплате страховых вносов, в связи с этим были направлены требования об уплате пени по страховым взносам по состоянию на 9 января 2017 г. в размере 5 366 рублей, сроком оплаты до 28 июня 2017 г.; по состоянию на 27 апреля 2017 г. в размере 2 892 рубля 11 копеек, по сроку уплаты до 22 мая 2017 г.; по состоянию на 5 июля 2017 г. в размере 1 262 рубля 00 копеек, по сроку уплаты до 25 июля 2017 г., всего в размере 11 520 рублей 81 копейка.

       Требования в установленный срок не были исполнены.

       17 мая 2018 г. мировым судьей судебного участка г. Мценска и Мценского района Орловской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по штрафам и пени по страховым взносам в указанном размере, который определением того же мирового судьи от 26 сентября 2018 г. отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.

       26 марта 2019 г. налоговый орган обратился в суд с административным иском.

       Между тем, налоговой инспекцией не представлено доказательств направления указанных решений и требований налогоплательщику заказной корреспонденцией. Также инспекцией не представлено доказательств того, что требования об уплате штрафа и пени по страховым взносам были переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этих требований.

       Доказательств вручения налогоплательщику указанных требований способами, предусмотренными пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекцией также не представлено.

       Указание в реестре налогового органа отправки почтовой корреспонденции слово "заказных" не доказывает факт отправки данной корреспонденции заказным письмом. Кроме того, данный реестр не содержит штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления (Приказ Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 17 мая 2012 г. № 114-п "Об утверждении Порядка", утверждающий "Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений").

       Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234, заказные отправления относятся к регистрируемым, которые принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил (подпункт «б» пункта 10 Главы 1).

       В материалах дела имеется ответ Мценского почтампа УФСП Орловской области – филиала ФГУП «Почта России», из которого следует, что заказные письма в адрес Маркусь Т.В. из МРИ ФНС по Орловской области 12 января, 2 февраля, 2 мая, 7 июля 2017 г. не отправлялись.

       Вышеуказанное свидетельствует о недоказанности налоговым органом соблюдения требований статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

        Направление налогоплательщику требований об уплате налога (пени, штрафа) с нарушением положений пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации является существенным нарушением процедуры принудительного бесспорного взыскания штрафов и пени, и признается самостоятельным и безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных МРИ ФНС по Орловской области административных исковых требований.

Кроме того, заявление МРИ ФНС по Орловской области о вынесении судебного приказа, поступило мировому судье 14 мая 2018 г., то есть с пропуском срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, то обстоятельство, что судебный приказ о взыскании с Маркусь Т.В. штрафов и пени по страховым взносам отменен 26 сентября 2018 г., а настоящий иск подан 26 марта 2018 г., правового значения не имеет, поскольку налоговый орган изначально, обращаясь с заявлением о вынесении судебного приказа, пропустил установленный законом срок.

        Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012г. № 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога, сбора, пеней, штрафов, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

        На основании статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду отказа в удовлетворении исковых требований МРИ ФНС России по Орловской области, оснований для возложения на ответчика расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

        Руководствуясь статьями 175, 177, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

решил:

         в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Орловской области к Маркусь Татьяне Владимировне о взыскании штрафов и пени по страховым взносам, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.

Судья                                                                                        Н.А. Волкова

2а-1-346/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области
Ответчики
Маркусь Т.В.
Маркусь Татьяна Владимировна
Другие
УПФРФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное)
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Дело на сайте суда
mcensky.orl.sudrf.ru
26.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
28.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
22.04.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.04.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
08.05.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
08.05.2019[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
13.05.2019[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
13.05.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Регистрация административного искового заявления
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Подготовка дела (собеседование)
05.04.2020Подготовка дела (собеседование)
05.04.2020Подготовка дела (собеседование)
05.04.2020Подготовка дела (собеседование)
05.04.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
05.04.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее