Решение по делу № 2-522/2023 от 31.05.2023

Дело № 2-522/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Бреды                                                                               07 сентября 2023 года

Брединский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Акулова И.Ю.

при секретаре Петровой С.В.,

с участием прокурора Чаплыгина В.В.,

представителя ответчика Андрюкова Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брединского района Челябинской области к администрации Брединского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Брединского района Челябинской области обратился в Брединский районный суд Челябинской области с иском к администрации Брединского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности внести в реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Брединского муниципального района места накопления твердых коммунальных отходов вблизи жилых домов по ул. Севостьянова п. Наследницкий Брединского района Челябинской области, создать (оборудовать) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обеспечить контейнерами созданные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по указанному адресу, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Брединского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе данной проверки установлено, что администрацией района не осуществляются полномочия, предусмотренные положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», так, в пос. Наследницкий вблизи жилых домов по ул. Севостьянова отсутствуют контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, данное обстоятельство нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу возникновения негативных событий, связанных с возникновением несанкционированных свалок и мест накопления твердых коммунальных отходов. В ходе рассмотрения дела исковые требования прокурор уточнил, просил обязать администрацию Брединского муниципального района создать (оборудовать) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов вблизи жилого дома № 58 кв. 2 по ул. Севостьянова п. Наследницкий Брединского района в течение 9-и месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, внести её в реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Чаплыгин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Брединского муниципального района Челябинской Андрюков Н.М. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что обязанность по созданию площадок для сбора твердых коммунальных отходов действующим законодательством возложена на администрацию сельского поселения, в связи с чем прокурором иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, кроме того, указанный прокурором срок для создания площадки накопления твердых коммунальных отходов является недостаточным.

Третье лицо – администрация Наследницкого сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила.

Суд, заслушав прокурора Чаплыгина В.В., представителя ответчика Андрюкова Н.М., исследовав письменные материалы дела, полагает заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями п.4 ст.13.4 Федерального закона №89-ФЗ с 01.01.2019 на органы местного самоуправления возложена обязанность по определению схемы размещения (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлению ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района.

В соответствии с положениями п.п. 2, 3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступившими в законную силу с 01.01.2019 года, на органы местного самоуправления муниципального района, в том числе на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории, возлагаются полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

    Учитывая вышеизложенное, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов применительно ко всем сельским поселениям в соответствии с федеральным законодательством возложена на орган местного самоуправления администрацию района.

    Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» действуют с 01.01.2019 года.

    В соответствии с п. 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

    В п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 закреплено, что расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

    В соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил» пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000. Раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема. Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Раздел "Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения: для юридических лиц, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес; для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные. Раздел "Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании установлено, что на территории Брединского муниципального района сбор твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор ООО «Центр коммунального сервиса» г. Магнитогорск.

На территории муниципального образования Наследницкое сельское поселение Брединского муниципального района Челябинской области отсутствует место накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующими требованиями Правил обустройства мест (площадок) вблизи жилых домов, расположенных на улице Севостьянова.

Из представленного администрацией Брединского муниципального района реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов следует, что в пос. Наследницкий Брединского муниципального района имеется только одна площадка для сбора ТКО, расположенная по адресу: ул. Пионерская, д. 13/8.

Согласно справке администрации Наследницкого сельского поселения, общая протяженность улицы Севостьянова составляет 1 839 метров, на улице расположено 50 жилых домов, одно административное здание, примерное число лиц, проживающих на улице составляет 97 человек, на улице установлены два контейнера.

Актом проверки от 06.09.2023 года, проведенной помощником прокурора Брединского района Челябинской области с участием специалиста администрации Брединского муниципального района Челябинской области установлено, что в пос. Наследницкий, у здания дома № 58 кв. 2, установлен контейнер для сбора ТКО, контейнер установлен на земле, контейнерная площадка отсутствует.

Отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном вблизи жилого дома № 58 улицы Севостьянова пос. Наследницкий Брединского района Челябинской области, является безусловным нарушением прав неопределенного круга лиц, поскольку с одной стороны лишает жителей указанной улицы пользоваться услугами по вывозу ТКО с территории населенного пункта, а с другой стороны создает предпосылки для возникновения несанкционированных мест размещения ТКО в населенном пункте.

Установка контейнера для сбора ТКО возле проезжей части дороги улицы Севостьянова, противоречит требованиям Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что на земельном участке у здания дома № 58 по ул. Севостьянова в пос. Наследницкий Брединского района Челябинской области имеется возможность для размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления муниципального района являются надлежащими ответчиками по заявленным прокурором искам, именно они являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, то есть осуществляют полномочия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений.

При этом принимая во внимание, что законом на сельское поселение полномочия по созданию мест (площадок) накопления ТКО, утверждению схем размещения мест (площадок) накопления ТКО, ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО не возложены, следовательно, составленные и принятые ими документы в отсутствие уполномоченного законом лица, не могут быть признаны правомерными и соответствующими законодательству Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств о соблюдении действующего законодательства муниципальным образованием Брединский муниципальный район на территории Наследницкого сельского поселения по созданию мест (площадок) накопления ТКО, утверждению схем размещения мест (площадок) накопления ТКО, ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, оборудованию контейнерами, в суд ответчиком не    предоставлено.

Бездействие администрации Брединского муниципального района Челябинской области нарушает обязательные требования санитарных Правил по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, подземных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствует распространению инфекционных заболеваний и наступлению иных негативных последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к нарушению экологических прав граждан.

Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по содержанию мест сбора твердых бытовых отходов может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Данные обстоятельства указывают на угрозу возникновения негативных событий, связанных со стихийным возникновением несанкционированных свалок и мест накопления твердых коммунальных отходов.

При определении срока для устранения нарушений действующего законодательства органом местного самоуправления и выполнения своих обязанностей по содержанию мест сбора твердых бытовых отходов суд принимает во внимание те обстоятельства, что разрешение заявленных    требований хотя не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий вообще, однако учитывает реальную возможность ответчика совершить указанные в судебном решении действия, а также наличие особенностей при формировании бюджета муниципального образования, количество сельских поселений в районе, что требования предъявлены по сельскому поселению, возможность приобретения соответствующего оборудования, его монтаж с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона), в связи с чем полагает установить ответчику срок двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для создания (оборудования) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном вблизи жилого дома № 58 по ул. Севостьянова в пос. Наследницкий Брединского района Челябинской области, обеспечению контейнерами созданного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Брединского района Челябинской области удовлетворить.

Обязать администрацию Брединского муниципального района Челябинской области (ИНН 7427004539) создать (оборудовать) место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном вблизи жилого дома № 58 по ул. Севостьянова в пос. Наследницкий Брединского района Челябинской области, внести её в реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, обеспечить контейнерами созданное место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

              Судья                                                                         И.Ю. Акулов

Мотивированное решение

изготовлено 12.09.2023 года

2-522/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Брединского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Брединского муниципального района
Другие
Администрация Наследницкого сельского поселения
Суд
Брединский районный суд Челябинской области
Судья
Акулов И.Ю.
Дело на сайте суда
bred.chel.sudrf.ru
31.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2023Передача материалов судье
31.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
07.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее