РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2016г. г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.
при секретаре Кутлалиевой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-6791/2016 по административному иску Алексеева н.а. Евтушенко Я.Н., Михайловой С.А. к министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области о признании решения об отказе в согласовании заявленного публичного мероприятия в форме шествия незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГг. ими подано уведомление в администрацию МО «Город Астрахань» о проведении публичного мероприятия: шествия Астраханского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гемофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам) фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно было состояться ДД.ММ.ГГГГг. с 13.00 до 15.00 часов по <адрес> с количеством участников до 300 человек. ДД.ММ.ГГГГг. их уведомление администрацией МО «Город Астрахань» перенаправлено в министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области. ДД.ММ.ГГГГг. они были уведомлены административным ответчиком об отказе в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия. Полагают, что указанные действия административного ответчика являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного ст. 31 Конституции Российской Федерации, а также федеральным законодательством. Кроме того, был нарушен порядок согласования публичного мероприятия, поскольку в принятом ответчиком решении не содержится предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. В связи с этим были вынуждены обратиться в суд и просят признать незаконным решение министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области - отказ в согласовании № от ДД.ММ.ГГГГг., заявленного ими публичного мероприятия в форме шествия и обязать министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов <адрес> согласовать проведение заявленного публичного мероприятия.
Административные истцы в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Майсюк А.В. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, просила в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Гарантированное статьей 31 Конституции РФ право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно статье 2 названного Федерального закона, под шествием понимается массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
В соответствии с частью 4 и 5 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу части 4 статьи 3 Закона Астраханской области от 27 ноября 2012г. №80/2012-ОЗ (ред. от 01 июня 2016г.) «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области» в случае, если публичное мероприятие планируется провести на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено частью 2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», уведомление о проведении данного публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в исполнительный орган государственной власти Астраханской области, определенный Правительством Астраханской области.
Постановлением Правительства Астраханской области от 24 апреля 2006г. №123-П «О реализации Закона Астраханской области от 27 ноября 2012г. № 80/2012-03» определено, что министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области является уполномоченным органом по приему уведомления в случае, если публичное мероприятие планируется провести на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено частью 2 статьи 8 Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий доведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В силу части 1 статьи 6 Закона Астраханской области от 27 ноября 2012г. №80/2012-ОЗ (ред. от 01 июня 2016г.) «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, дополнительно к местам, в которых Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" запрещено проведение публичных мероприятий, определяются следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций: 1) детские учреждения, образовательные организации (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам и образовательным программам высшего образования), медицинские организации; 2) вокзалы, аэропорты; 3) объекты военного назначения; 4) официальная резиденция Губернатора Астраханской области; 5) места, расположенные ближе 150 метров от зданий и других объектов, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГг. №484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Понятие «мотивированное предложение» означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГг. Алексеев Н.А. обратился в администрацию МО «Город Астрахань» с уведомлением о проведении публичного мероприятия: шествия Астраханского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гемофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам) фашизму и ксенофобии, планируемого к проведению ДД.ММ.ГГГГг. с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов по <адрес> с количеством участников до 300 человек.
Кроме Алексеева Н.А., уведомление подписано Евтушенко Я.М. и Михайловой С.А., уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.
В установленный законом срок ДД.ММ.ГГГГг., с учетом того, что 4,5,6 ноября были праздничным и выходными днями, а также того, что публичное мероприятие планировалось провести на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, администрацией МО «Город Астрахань» указанное уведомление было направлено для рассмотрения в министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.
Министерством уведомление на следующий день после поступления рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГг. в адрес Алексеева Н.А. направлено письмо № за подписью исполняющего обязанности министра об отказе в согласовании проведения шествия по той причине, что указанный в уведомлении маршрут проходит на расстоянии ближе 150 метров от <данные изъяты> отдела военного комиссариата Астраханской области по г. Астрахани, ООО СПОП «Протезист», ООО «Медицинский центр «ЭС Клиник», ООО «Медицинский центр «Салютем».
Суд, проверив указанное решение органа местного самоуправления, приходит к следующему.
Исходя из представленных документов и пояснений стороны, а также принимая во внимание приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что поступившее в адрес министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. рассмотрено административным ответчиком в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статьи 6 Закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГг. №80/2012-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГг.) «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области».
Организатору шествия исполняющим обязанности министра, действующим в рамках имеющихся у него полномочий, дан мотивированный ответ об отказе в согласовании шествия, не противоречащий законодательству Российской Федерации.
При этом суд принимает во внимание, что указанный в уведомлении маршрут шествия проходит менее чем в 150 метрах от средней общеобразовательной школы №30, Лицея №1, других образовательных и медицинских учреждений, которые посещают родители с детьми, подростки.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с этим в статье 14 указанного Закона закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (пункт 1).
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (пункт 2).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Запрещено распространение такой информации среди детей любого возраста (пункт 1 части 1 указанной статьи).
В силу части 3 статьи 16 данного Закона информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Поскольку в силу статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение заявителей провести публичное мероприятие в местах города Астрахани, предполагающих присутствие большого количества людей, в том числе родителей с детьми и подростков, то суд приходит к выводу, что это мероприятие могло оказать информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, находящихся в местах их проведения.
В связи с тем, что семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений, основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание тематику запланированного мероприятия, суд полагает, что такое воздействие на несовершеннолетних нежелательно по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженного с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7; часть 1 статьи 38; пункт "ж" части 1 статьи 72).
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что осуществление административными истцами права собираться мирно для проведения шествия, целью которого является распространение информации о гей-культуре и сексуальных меньшинствах, ущемит преимущественные права родителей на воспитание детей и нарушит права самих детей.
Таким образом, министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, имело законные основания для отказа в согласовании мероприятия, а, следовательно, принятое решение об отказе в оказании содействия организатору в проведении заявленного мероприятия соответствует требованиям приведенного законодательства и не нарушает прав административных истцов.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы административных истцов о том, что оспариваемым решением организатору шествия не было предложено другие место и время проведения заявленного публичного мероприятия, поскольку они не были лишены возможности, с целью достижения согласия на основе соблюдения баланса интересов, выразить свою волю относительно изменения времени или места проведения публичного мероприятия.
Согласно пункту 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГг., каждый имеет право свободно выражать свое мнение.
В тот же время в силу пункта 2 той же статьи Конвенции осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах, в частности, национальной безопасности или общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.
Для реализации установленных целей защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации Федеральным законом №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» как указывалось ранее, определены в частности, виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, к числу которой отнесена и информация, отрицающая семейные ценности.
Таким образом, в письменном ответе на обращение Алексеева Н.А. по вопросу о проведении шествия, вопреки доводам иска, приведены достаточные основания для отказа в согласовании проведения указанного публичного мероприятия.
Ссылки в административном иске на многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов РФ, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, поскольку при рассмотрении дела установлено, что отказ в согласовании заявленного публичного мероприятия обусловлен не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2016░.
░░░░░: