Дело № 12-404/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
29 июня 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону Кукленко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ООО «Добрыня» на постановление государственного инспектора отдела КМАП Южного МУГАДН Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора отдела КМАП Южного МУГАДН Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Добрыня» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Добрыня» обратилось в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления, как незаконного и необоснованного, и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Так в жалобе указано, что акт № о результатах измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушениями требований п. 27 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, в нем неверно указана допустимая осевая нагрузка и нагрузка на группы осей, разрешенная для движения по автомобильной дороге или ее участку без специального разрешения. В акте допустимая нагрузка указана на первую ось – 9 т., на вторую и третью двухскатные оси – 16 т., на четвертую, пятую и шестую двускатные оси – 22,5 т., однако согласно Приложению № 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, допустимая нагрузка на оси транспортного средства составляет: на первую одиночную ось – 10,5 т., на двухскатные оси группы из двух сближенных осей, расстояние между сближенными осями которых свыше 1,3 до 1,8 м (вторая и третья двухскатные оси) – 18 т., на двухскатные оси группы сближенных строенных осей расстояние между сближенными осями которых свыше 1,3 до 1,8 м (четвертая, пятая, шестая двухскатные оси) – 24 т. Таким образом, указанные в акте фактические нагрузки на оси транспортного средства не превышают допустимых. С учетом того, что в акте указаны неверные параметры допустимых нагрузок, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 ООО «Добрыня» указано, что фактическая нагрузка на первую, вторую и третью сближенные оси транспортного средства марка составила 24,380 т. при допустимой (с учетом погрешности весов) – 22,548 т. т.е., превышение допустимой нагрузки на сдвоенные оси транспортного средства составило 1,832 т. или 8,12%, что является нарушением требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом». При расчете допустимой нагрузки на ось транспортного средства должностным лицом использованы сведения, указанные в письме Ростовского филиала ГК «Российские автомобильные дороги», а именно информация о технических характеристиках участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения в соответствии с отчетными данными 2-ДГ, по состоянию на 01.08.20218 и выполненными в 2017 году дорожными работами. В названном письме указана расчетная нагрузка на ось на участке автомобильной дороги М-4 «Дон» начало участка дороги 945+000 к. – конец участка дороги 1034+000 км. Техническая категория дороги IБ – 10 т. Однако, содержащиеся в указанном письме сведения не могут быть использованы для определения допустимой нагрузки на ось транспортного средства, т.к. ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства, а письмо содержит сведения о расчете нагрузки на ось, кроме того, указанная в письме расчетная нагрузка определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а акт № составлен ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, согласно сведений Единого реестра автомобильных дорог, участок федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» начало 945+000 к. – конец 1034+000 км, относится к категории IБ. В соответствии с п. 4.4 ГОСТ Р 52748-2007, класс нагрузки автомобильных дорог категории IA, IБ, IB, II составляет 11,5 т. Приложением 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, для автомобильных дорог рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 т. на ось, допустимая нагрузка на группу сближенных строенных осей с двускатными колесами с расстоянием между сближенными осями от 1,3 до 1,8 метров составляет 24 т. Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осевая нагрузка на сближенные оси транспортного средства марки марка, сцепленным с полуприцепом марки марка, составила 24,380 т., т.о., исходя из имеющихся доказательств, она не превышает на 2% допустимой нагрузки в 24 т., установленной для автомобильных дорог категории IБ.
В судебное заседание явился защитник ООО «Добрыня» - Орлов В.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, просил постановление о привлечении ООО «Добрыня» к административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, что влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации", "тяжеловесное транспортное средство" - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация; транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Как следует из норм, содержащихся в части 15 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ и частях 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в ходе административного расследования выявлено совершение ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом ООО «Добрыня» административного правонарушения – превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, осуществившим погрузку груза в транспортное средство, а именно.
ДД.ММ.ГГГГ в 21-48 часов на пункте весового контроля СКП-3, 993 км а/д М-4 «Дон», при проведении весового контроля, установлен факт перевозки делимого груза (пшеница) грузовым автомобилем марки марка сцепленным с полуприцепом марка под управлением водителя Целыковского А.Б., на основании путевого листа № от ДД.ММ.ГГГГ, товарно-транспортной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2%.
При осуществлении контрольного взвешивания, акт от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что фактическая нагрузка на первую, вторую и третью сближенные оси транспортного средства составила 24,380 т., при допустимой (с учетом погрешности измерения весов) – 22,548 т., т.е. превышение допустимой нагрузки составило 1,832 т. или 8,12%, что является нарушением требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Взвешивание произведено при помощи весов СДК.Ам-01-1-1, заводской №, свидетельство о поверке №.128831.20, действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ заключается в превышении допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут выступать: а) индивидуальные предприниматели; б) юридические лица.
Субъективная сторона деяния характеризуется умышленной формой вины.
Должностное лицо пришло к выводу, что в действиях ООО «Добрыня» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в связи с указанным, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо признано виновным в совершении указанного правонарушения и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Между тем, государственным инспектором отдела КМАП Южного МУГАДН Ространснадзора не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также - реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Частью 4 ст. 10 указанного Федерального закона установлено, что в реестр вносятся следующие сведения об автомобильной дороге: 1) сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги; 2) наименование автомобильной дороги; 3) идентификационный номер автомобильной дороги; 4) протяженность автомобильной дороги и используемых на платной основе ее участков; 5) сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги; 6) вид разрешенного использования автомобильной дороги; 7) иные сведения.
Согласно ч. 5 данной нормы, в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге, указанных в части 4 настоящей статьи, владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию или со дня изменения таких сведений обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.
Из выписки из ЕГРАД, представленной в материалы дела об административном правонарушении следует, что участок федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» начало 945+000 к. – конец 1034+000 км, относится к категории IБ.
Данных об изменении владельцем автодороги указанных в реестре сведений относительно категории дороги, в материалы дела не представлено.
Соответственно, достоверными сведениями о категории дороги для широко круга участников правоотношений являются зарегистрированные в реестре сведения.
В соответствии с п. 4.4 ГОСТ Р 52748-2007, класс нагрузки автомобильных дорог категории IA, IБ, IB, II составляет 11,5 т. Приложением 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, для автомобильных дорог рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 т. на ось, допустимая нагрузка на группу сближенных строенных осей с двускатными колесами с расстоянием между сближенными осями от 1,3 до 1,8 метров составляет 24 т.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осевая нагрузка на сближенные оси транспортного средства марки марка сцепленного с полуприцепом марки марка, составила 24,380 т..
Соответственно, исходя из имеющихся доказательств, она не превышает на 2% допустимой нагрузки в 24 т., установленной для автомобильных дорог категории IБ.
При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что в действиях ООО «Добрыня» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При рассмотрении данного административного дела, судом не установлено достоверных, допустимых доказательств виновности ООО «Завод по переработке пивной дробины» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 24.5 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора отдела КМАП Южного МУГАДН Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ООО «Добрыня» к административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Ростовский областной суд через Ленинский суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья Кукленко С.В.