Решение по делу № 33-10014/2023 от 07.11.2023

УИД 11RS0005-01-2023-001790-24

г. Сыктывкар         Дело № 2-2708/2023 г.(№ 33-10014/2023 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Жуковской С.В., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Панькиной Е.О.,

рассмотрела в судебном заседании 13 ноября 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 июля 2023 года, по которому

исковые требования Прозвановой Т.Н. удовлетворены.

Признано незаконным постановление администрации МО ГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О снятии с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, Прозванову Т.Н. и членов ее семьи».

На администрацию МО ГО «Ухта» возложена обязанность восстановить Прозванову Т.Н. и членов ее семьи - Прозванова И.С., Прозванова М.С., Прозванову С.С., <Дата обезличена> года рождения, Мухторова А.Ф., <Дата обезличена> года рождения, на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.

Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прозванова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Ухта» о признании незаконным постановления администрации МО ГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О снятии с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, Прозванову Т.Н. и членов ее семьи», возложении на администрацию МО ГО «Ухта» обязанности восстановить Прозванову Т.Н., Прозванова И.С., Прозванова М.С., Прозванову С.С,, <Дата обезличена> года рождения, Мухторова А.Ф., <Дата обезличена> года рождения, на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.

В обоснование иска указала, что с <Дата обезличена> семья Прозвановой Т.Н. состояла в списке граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, однако в соответствии с Постановлением администрации МО ГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> была снята с учета на бесплатное предоставление в собственность земельного участка. Полагая постановление администрации МО ГО «Ухта» незаконным, Прозванова Т.Н. сослалась на то, что при принятии указанного решения ответчиком неправомерно принята в расчет площадь жилого помещения бывшего супруга истца и не учтен в качестве члена семьи младший сын истца - Мухторов А.Ф., <Дата обезличена> года рождения.

Суд привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, КУМИ МО ГО «Ухта», Прозванова И.С., Прозванова М.С., Прозванова С.А., о чем вынес соответствующие определения от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, и постановил приведённое решение, оспоренное ответчиком как незаконное.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Ухта», не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований истца, ссылается на соответствие принятого администрацией постановления о снятии семьи Прозвановой Т.Н. с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, требованиям Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года № 115-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений».

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе администрации МО ГО «Ухта», судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не усматривает.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что в соответствии с постановлением администрации МО ГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Прозванова Т.Н., и члены ее семьи - Прозванов С.А. (супруг), Прозванов И.С. (сын), Прозванова С.С. (дочь), Прозванов М.С. (сын) включены в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением администрации МО ГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Прозванова Т.Н. и члены ее семьи сняты с учета на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.

Основанием для снятия семьи истца с учета послужило то обстоятельство, что суммарное значение площадей учитываемых жилых помещений составило значение, превышающее минимальное значение учетной нормы (11 кв.м на человека), а именно ... кв.м на человека (... + ... + ... + ... + ...) /5 = ...).

При этом при расчете суммарного значения площадей учитываемых жилых помещений ответчиком в качестве члена семьи истца учтен бывший супруг истца - Прозванов С.А., брак с которым был расторгнут <Дата обезличена> и принадлежащее ему на праве собственности (доля в праве в размере ...) жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м (... кв.м / 5 = ... кв.м).

Также при расчетах ответчиком не был учтен в качестве члена семьи сын Прозвановой Т.Н. Мухторов А.Ф., <Дата обезличена> года рождения.

На момент снятия учета Прозванова Т.Н., Прозванов И.С., Прозванов М.С., Прозванова С.С., Мухторов А.Ф. имели регистрацию по адресу: <Адрес обезличен>, по которому бывший супруг Прозвановой Т.Н. - Прозванов С.А. зарегистрирован не был.

Согласно выпискам из Росреестра Прозвановой Т.Н., Прозванову И.С., Прозванову М.С. принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, площадью ... кв.м. (доля в праве собственности каждого составляет ...), что составляет ... кв.м. на каждого (... кв.м /6).

Кроме того, Прозвановой Т.Н., Прозванову И.С., Прозванову М.С., Прозвановой С.С. принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м.

Учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет ... кв.м на каждого члена семьи (пункт 1 решения Совета МОГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма»).

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции произвел расчет суммарного значения всех принадлежащих истцу и третьим лицам площадей учитываемых жилых помещений при постановке на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исходя из количества всех членов семьи Прозвановой Т.Н., и пришел к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для снятия семьи истца с учета граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, у ответчика не имелось, поскольку суммарное значение площадей учитываемых жилых помещений составило значение ... кв.м ((... кв.м. х 3 + ... кв.м.) / 5 чел.), что менее учетной нормы общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» (... кв.м.).

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на законе и соответствуют установленным судом обстоятельствам, а доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Ухта» их не опровергают.

Статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

На территории Республики Коми порядок предоставления земельных участков регламентирован Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (далее - Закон Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно в том числе гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.

Земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в соответствии с настоящим Законом в собственность гражданам бесплатно для указанных целей (часть 3 статьи 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ).

В соответствии с частью 3-1 статьи 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются, в том числе, граждане:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1);

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина (пункт 2).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 14 статьи 5(1) Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ основаниями для снятия граждан с учета являются:

1) подача ими в уполномоченный орган заявления об исключении из списка;

2) утрата ими оснований для отнесения к какой-либо категории лиц, установленной частями 2 и 2-2 статьи 5 настоящего Закона (за исключением граждан, имеющих трех и более (десять и более) детей, в случае достижения детьми возраста 18 лет, молодых специалистов и граждан - членов молодых семей, возраст которых превысил 35 лет);

3) выявление в представленных ими в уполномоченные органы документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием включения в список, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченных органов при решении вопроса о включении их в списки;

4) принятие уполномоченным органом решений о бесплатном предоставлении земельных участков;

5) утрата ими оснований, установленных частями 3 и 3.1 статьи 5 настоящего Закона.

Разрешая заявленные Прозвановой Т.Н. требования, суд первой инстанции в полной мере учёл приведенные нормы действующего законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии у администрации МО ГО «Ухта» оснований для принятия решения о снятии семьи истца с учета граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

Доводы апелляционной жалобы об обратном правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.

Ответчиком не представлено доказательств ведения надлежащего учета граждан, состоящих в списке граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Как верно отмечено судом, отсутствие информации у ответчика о расторжении истцом брака с Прозвановым С.А. и исключении его из состава членов семьи, а так же о рождении младшего ребенка, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ не предусмотрены требования о предоставлении таких сведений после постановки граждан на учет.

Кроме того, в целях надлежащего исполнения возложенных на администрацию МО ГО «Ухта» полномочий в области реализации конституционного права на жилище и гарантированного законодателем права на повышение уровня социальной поддержки такой категорий граждан как граждане, имеющие трех и более детей, ответчик не был лишен возможности произвести весь комплекс мер, направленных на получение достоверной информации о Прозвановой Т.Н. и членах ее семьи, запросить по собственной инициативе документы (сведения) о государственной регистрации актов гражданского состояния, подтверждающие родственные отношения Прозвановой Т.Н. и лиц, указанных в качестве членов его семьи (свидетельства о рождении детей, свидетельства о заключении или расторжении брака, т.п.), в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы и информация в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые позволили бы судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию с оценкой исследованных по делу доказательств.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Ухта» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 ноября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-10014/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прозванова Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация МОГО Ухта
Другие
Прозванов Игорь Сергеевич
Прозванов Сергей Александрович
Прозванов Максим Сергеевич
КУМИ администрации МОГО Ухта
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Слободянюк Т А
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
13.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2023Передано в экспедицию
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее