№2-331/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2023 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Биглер Н.А.,
с участием представителя прокураторы – Вовк Я.И.
законного представителя несовершеннолетней Герасимовой А.А. – Герасимова Т.О.,
представителя ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Ладанова А.И.,
представителя ответчика УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» Жохова А.В.,
представителя департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» Поповой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г.Сыктывкара Желудева Олега Алексеевича, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации МО ГО «Сыктывкар», УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», департаменту финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г.Сыктывкара, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1 ... г.р., обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о взыскании компенсации морального вреда в размере 70 000 руб., выразившегося в нравственных страданиях и физической боли несовершеннолетней от полученных телесных повреждений, причиненных в результате укуса безнадзорной (бесхозяйной) собаки, имевшего место ** ** ** возле дома №... по ул.... в г.Сыктывкаре.
На основании искового заявления в деле принимали участие третьи лица – УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» и ООО «Аракс», судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен департамент финансов АМО ГО «Сыктывкар», в последующем процессуальный статус УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» и департамента финансов МО ГО «Сыктывкар» изменен на соответчиков.
В судебном заседании представитель прокуратуры и законный представитель несовершеннолетнего требования поддержали.
Представители администрации МО ГО «Сыктывкар», УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», департамента финансов АМО ГО «Сыктывкар» иск не признали.
ООО «Аракс» представителя для участия в судебном заседании не направило.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №498-ФЗ) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Согласно пункту 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона №498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (подпункт 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона №498-ФЗ).
Закон Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (пункт 3 статьи 1).
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.10.2017 №24/2017-330, утверждены Правила благоустройства муниципального образования городского округа «Сыктывкар», пунктом 17.5 которого предусмотрено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращения с животными без владельцев должны осуществляться с учетом требований статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ.
Таким образом, полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак входят в компетенцию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в лице администрации.
Согласно части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Установлено, что ** ** ** между муниципальным образованием МО ГО «Сыктывкар», от имени которого действует УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» (муниципальный заказчик) и ООО «Аракс» (исполнитель) заключен муниципальный контракт №..., по которому последнее приняло на себя обязательства по оказанию в период с ** ** ** по ** ** ** услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением Эжвинского района) в соответствии с заданием (приложение №...).
Согласно пункту 1.3 муниципального контракта плановый отлов животных без владельцев осуществляется в соответствии с графиком отлова животных (приложение №...). Вынужденный отлов животных без владельцев осуществляется на основании информации, поступившей через муниципального заказчика по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), о покусах или о проявлении немотивированной агрессивности животными без владельцев и (или) по заявке муниципального заказчика.
Как следует из приложения №... к муниципальному контракту, заданием на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельца конкретное количество животных не определено, и устанавливается по факту оказания услуг. План график отлова (приложение №...) определяет ежемесячные выезды исполнителя в период с 07.00 до 09.00 часов.
Из искового заявления следует, что ** ** ** малолетняя ФИО1, возвращаясь домой, и не доходя дома №... по ул.... г.Сыктывкара на нее напала безнадзорная собака, в результате чего ей были причинены телесные повреждения.
Законный представитель несовершеннолетней в органы полиции не обращалась.
Истцом – и.о.прокурора г.Сыктывкара какие-либо действия для получения доказательств и их закрепления при подготовке искового заявления не осуществлены.
Законный представитель несовершеннолетней ФИО1, пояснила, что свидетелей происшествия не было, в скорую не обращались, в полицию тоже, ребенок шел с кружка домой и ее укусила собака, собака прокусила рукавицу, большой раны не было, была содрана кожа на пальце, собака была без ошейника, хозяина рядом не было.
С целью защиты прав несовершеннолетней, по инициативе суда была назначена экспертиза, производство которой поручено ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», из заключения которого №... следует, что у несовершеннолетней ФИО1 ....р. обнаружен ... явившийся следствием заживления поверхностной укушенной раны, которая могла образоваться в результате воздействия твердого заостренного предмета, возможно от действия зубов животного при укусе. Поверхностная рана квалифицируется как не причинившая вреда здоровью.
Исходя из пояснений законного представителя несовершеннолетней, заключения экспертизы, а также не предоставлением ответчиками доказательств в опровержение доводов истца, суд приходит к выводу, что рана на пальце ребенка образовалась при укусе безнадзорного животного.
Из чего следует, что обязанность по принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождения лиц на территории МО ГО «Сыктывкар», администрацией в должной мере не исполнялась.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины, представителем администрации МО ГО «Сыктывкар» не представлено.
Доводы представителя администрации о том, что ответственным за причинение вреда истцу является исполнитель муниципального контракта – ООО «Аракс», подлежат отклонению.Нормы закона, предусматривающие осуществление администрацией МО ГО «Сыктывкар» отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в отношениях с третьими лицами имеют приоритетное значение перед распорядительными актами по реализации таких полномочий и перед условиями договора, заключенного с исполнителем работ.
Ненадлежащее исполнение исполнителями обязательств по обращению с животными без владельцев не освобождает орган местного самоуправления от обязанности исключить причинение вреда третьим лицам при осуществлении переданных ему отдельных государственных полномочий.
Исходя из положений пункта 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) нематериальные блага (в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность) защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Согласно пункту 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации, суд исходит из установленного факта нападения собаки на ребенка, наличия телесных повреждений, испуга, который при этом испытала несовершеннолетняя эмоциональных переживаний, учитывает, что случившееся происшествие способствует развитию страха перед животными, считает возможным взыскать с ответчика в пользу несовершеннолетней компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Указанный размер компенсации морального вреда, по мнению суда, соответствует принципам разумности и справедливости, позволяющим, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего, согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности.
Согласно п. 82 ч. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ).
Закон Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (пункт 3 статьи 1).
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.10.2017 №24/2017-330, утверждены Правила благоустройства муниципального образования городского округа «Сыктывкар», пунктом 17.5 которых предусмотрено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращения с животными без владельцев должны осуществляться с учетом требований ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ.
Таким образом, полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию собак без владельцев (бесхозяйных, бродячих) входят в компетенцию МО ГО «Сыктывкар», реализующего свои полномочия через свои органы.
Ненадлежащее исполнение исполнителями обязательств по обращению с животными без владельцев, если такое имело место быть, не освобождает муниципальное образование как публично-правовое образование, от обязанности исключить причинение вреда третьим лицам при осуществлении переданных ему отдельных государственных полномочий.
В ходе рассмотрения дела не нашёл своё подтверждение довод стороны ответчиков о том, что МО ГО «Сыктывкар» в лице своих органов были приняты исчерпывающие меры по надлежащей организации обращения с животными без владельцев, включая их своевременный отлов.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса РФ указанного кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципального образования в гражданско-правовых отношениях выступают органы местного самоуправления в рамках имеющейся у них компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Отраслевым (функциональным) органом администрации МО ГО «Сыктывкар», входящим в структуру администрации МО ГО «Сыктывкар», на которое возложена функция по организации отлова бродячих животных, является УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» (п. 3.19 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утверждённого решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 20.06.2013 № 17/2013-268).
Согласно пунктам 1.3 и 1.5 указанного Положения УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» является юридическим лицом, муниципальным учреждением, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки со своим наименованием, счета, открываемые в установленном законодательством порядке. Расходы на содержание УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» осуществляются за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» в пределах выделенных ассигнований.
Таким образом, распорядителем средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» при реализации переданных государственных полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев является УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар».
Однако УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» не является главным распорядителем бюджета МО ГО «Сыктывкар», главным распорядителем является администрация МО ГО «Сыктывкар».
Таким образом, с МО ГО «Сыктывкар» в лице администрации МО ГО «Сыктывкар» (ИНН 1101482338) за счёт казны МО ГО «Сыктывкар» в пользу ФИО1 (...) суд взыскивает компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Требования в оставшейся части надлежит оставить без удовлетворения.
руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с МО ГО «Сыктывкар» в лице администрации МО ГО «Сыктывкар» (ИНН 1101482338) за счёт казны МО ГО «Сыктывкар» в пользу ФИО1 (...) компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Требования в оставшейся части – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья - Ф.А.Автушин