Дело №2-807/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Олейниковой Е.Н.
при секретаре судебного заседания Кочегиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Куртамыше 08 декабря 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Алтышева Альберта Фаритовича к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 7» об индексации заработной платы, установлении ее порядка и размера, взыскании заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Алтышев А.Ф. обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 7» (далее – ГКУ «УСЗН №7») об установлении порядка индексации зарплаты с 01.01.2022, индексации его заработной платы за период с 01.01.2016 по 30.09.2021, установлении и выплате заработной платы, взыскании невыплаченной заработной платы с учетом индексации и компенсации за просрочку выплаты заработной платы с учетом индексации.
В обоснование требований указывает, что с 01.01.2015 он работает в ГКУ «УСЗН №7» в должности ведущего специалиста и с ним заключен бессрочный трудовой договор, согласно которому он имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, на него распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ, нормативно- правовыми актами субъектов РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами. Однако с периода заключения с ним трудового договора и по настоящее время, по неизвестной причине, повышение его заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, выражающееся в индексации заработной платы, не осуществляется.
16.03.2021 в ГУСЗН по Курганской области было направлено коллективное обращение от работников ГКУ УСЗН отделов районов Курганской области о том, производится ли работникам индексация зарплаты с 2016 года, на что был дан ответ от 19.04.2021, из которого следует, что в 2016-2020 в связи с дефицитом бюджета в Курганской области решения о повышении зарплаты не принимались. Полагает, что данные основания не освобождают работодателя от соблюдения трудовых прав работников по ежегодной индексации зарплат.
Указывает, что основным документом по выплате заработной платы работникам их учреждения является постановление Правительства Курганской области № 525 от 25.12.2014 «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Курганской области», в котором не установлен порядок индексации зарплаты, который также не утвержден Положением об оплате труда работников ГКУ «УСЗН №7», являющийся приложением к коллективному договору, что считает нарушением его трудовых прав.
Ссылаясь, на нормы Трудового кодекса РФ, на данные индекса роста потребительских цен, по произведенным расчетам, истец считает, что им не дополучена заработная плата из-за непроведения ее индексации за период с января 2016 года по сентябрь 2021 года в размере 438 444,86руб. По состоянию на 04.10.2021 ответчик обязан выплатить в его пользу денежную компенсацию за задержку выплат в размере 149 321,68руб.
В целях досудебного урегулирования трудового спора им 11.10.2021 была направлена претензия ответчику с предложением устранить нарушение трудового законодательства и установить порядок индексации зарплаты работникам, проиндексировать ему зарплату, пересчитать и выплатить задолженность по заработной плате согласно приложенному расчету, чего не было сделано ответчиком.
На основании изложенного, просит обязать ответчика установить порядок индексации зарплаты с 01.01.2022, проиндексировать его заработную плату за период с 01.01.2016 по 30.09.2021 с применением индексов повышения цен на товары и услуги за период с 2015-2020гг.. Установить и выплачивать ему заработную плату с 01.10.2021 в размере не менее <данные изъяты>. с ежегодной индексацией и применением всех положенных компенсационных и стимулирующих выплат. Взыскать с ГКУ «УСЗН № 7» в его пользу сумму невыплаченной заработной платы из-аз непроведения индексации в размере 438 444.86руб., компенсации за просрочку выплаты заработной платы с учетом индексации в размере 149 321,68руб.
Истец Алтышев А.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал, изложив доводы искового заявления. Считает, что согласно трудовому законодательству индексацию его заработной платы ответчик должен проводить ежегодно в связи с ростом потребительских цен, а также установить порядок индексации заработной платы. Полагает, что ответчик является самостоятельным юридическим лицом и его работодателем и уполномочен в этом, поэтому иск был предъявлен к нему, а не к УСЗН Курганской области. С момента заключения с ним трудового договора, то есть с 01.01.2015 бездействия и локальные акты ответчика по непроведению индексации его заработка, по настоящее время он не оспаривал. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ «УСЗН №7 Кутепова Т.С. в судебном заседании с иском Алтышева А.Ф. не согласилась, поддержав доводы и обстоятельства, изложенные в письменных возражениях. Считает, что трудовые права работника Алтышева по не индексации его заработной платы не нарушены. Алтышеву в оспариваемый период его работы с 2016 по октябрь 2021г. и по настоящее время выплачивается гарантированная зарплата с учетом всех стимулирующих, премиальных выплат и районного коэффициента. Их учреждение не правомочно устанавливать порядок и размеры индексации заработных плат работникам, поскольку их учредителем является ГУСЗН Курганской области и источником финансирования деятельности учреждения являются средства областного бюджета.
Представитель третьего лица ГУСЗН Курганской области, привлеченного судом, надлежащим образом извещенный о дне и времени слушания, в судебное заседание не явился. В представленных письменных возражениях на исковые требования Алтышева А.Ф просили дело рассмотреть в их отсутствие, с иском не согласны. Указывают, что ГКУ «УСЗН №7» относится к учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области, поэтому не имеет полномочий самостоятельно повышать уровень заработной платы работникам учреждения. В 2021 году заработная плата работникам учреждения, в том числе истцу проиндексирована на 4,3%. Размер должностного оклада (ставка заработной платы) в месяц составлял до 01.01.2021- <данные изъяты>., после индексации -<данные изъяты>. Полагает, что в действиях ответчика нет нарушений трудового законодательства. Поэтому считают, что исковые требования Алтышева А.Ф. не подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в исковых требованиях по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом.
В силу ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В развитие указанных положений ст. 21 ТК РФ гарантировано право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в ст. 22 кодекса установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 132 ТК РФ установлен принцип оплаты по труду - заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
При этом, исходя из положений ст. ст. 129, 135 ТК РФ, заработная плата, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера, устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, доплат и надбавок стимулирующего характера, разработанными в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и учитывающими единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.
В ст. 5 ТК РФ установлено правило о том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему кодексу, а также право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положение о том, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным Конституционным законам, Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации также закреплено в ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, приведенными выше нормами Конституции Российской Федерации и федеральных законов гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, которому корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Указанный вывод в полной мере относится и к такому элементу заработной платы как стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера, определяемые трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые не должны противоречить нормам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а применительно к государственным и муниципальным учреждениям, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, - должны учитывать единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, являются обязательными условиями трудового договора.
Обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами также закреплена в ст. 22 ТК РФ.
В силу ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системами оплаты труда.
Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец Алтышев А.Ф. является работником ГКУ «УСЗН №7» должности ведущего специалиста и с ним с 01.01.2015 заключен бессрочный трудовой договор с дополнительными соглашениями к нему (л.д. 11-23).
Согласно принятым дополнительным соглашениям к трудовому договору от 31.12.2014, заключенным с Алтышевым А.Ф.: от 09.01.2018 истцу была установлена заработная плата в размере: должностной оклад, ставка заработной платы в размере <данные изъяты>. в месяц, от 11.06.2021 - в размере <данные изъяты>. в месяц (л.д. 21, 23).
Система оплаты труда работников ГКУ «УСЗН №7» регулируется коллективным договором, принятым на собрании трудового коллектива учреждения 08.02.2018 на период 2018-2021 годы с регистрационными листами о внесении изменений (л.д. 24-67) и устанавливается в соответствии с Положением об оплате труда работников ГКУ Курганской области, реализующих государственную политику в сфере социальной поддержки граждан, проживающих на территории Курганской области, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 29.12.2014 №525.
В соответствии с Уставом ГКУ «УСЗН №7», утвержденным начальником ГУСЗН по Курганской области, приказ № 519 от 17.12.2014, учреждение является государственным казенным и создано в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 09.12.2014 № 471.
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Курганской области осуществляет ГУСЗН по Курганской области.
Основными источниками финансирования деятельности учреждения являются средства областного бюджета (л.д.95-101).
В соответствии с абз. 4 части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Истец в своих требованиях просит проиндексировать его заработную плату за период его работы с 01.01.2016 по 01.10.2021.
В силу вышеуказанных норм Российского законодательства коллективный договор с приложением к нему - положением об оплате труда ГКУ «УСЗН №7» от 08.02.2018, как локальные акты учреждения не могут противоречить нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
Судом установлено, что в спорный период времени система оплаты труда и по настоящее время регулируются указанным коллективным договором с положением учреждения, в которых предусмотрены размеры должностного оклада работников учреждения с учетом всех стимулирующих, премиальных выплат и районного коэффициента. Порядок и размеры индексации заработных плат работникам учреждения, в том числе Алтышеву А.Ф. данными локальными документами не предусмотрено.
Согласно Постановлению Правительства Курганской области № 525 от 25.12.2014 «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Курганской области», в котором не установлен порядок индексации зарплаты, размер должностного оклада (ставка заработной платы) в месяц работников и Алтышева А.Ф. был проиндексирован на 4,3%, который составлял до 01.01.2021- <данные изъяты>., после индексации -<данные изъяты>. В связи с чем с Алтышевым А.Ф. было заключено соответствующее дополнительное соглашение от 11.06.2021 к трудовому договору от 31.12.2014, вступившее в силу с 01.01.2021 (л.д.23).
Указанные изменения об индексации заработной платы истцу с 01.01.2021 были внесены в дополнительное соглашение к положению об оплате труда ГКУ «УСЗН №7», утвержденное на общем собрании работников учреждения и подписанное председателем собрания Алтышевым А.Ф. и директором учреждения (л.д. 63-66).
В соответствии с вышеуказанными локальными актами и трудовым договором истцу выплачивалась заработная плата в спорный период. Указанные акты до настоящего времени им не были оспорены и незаконными не признаны.
Из представленных в материалы дела копий справок по заработной плате Алтышева А.Ф. за 2015 год по сентябрь 2021 (л.д. 74-80) следует, что размер заработной платы истца ежегодно имел тенденцию увеличения с учетом различных стимулирующих и премиальных выплат в течение года, и превышал установленный в указанный период минимальный размер оплаты труда и прожиточного минимума для работающего населения страны.
Анализируя вышеуказанные положения локальных актов об оплате труда работников учреждения, суд не установил нарушения трудовых прав истца в части размера и расчета заработной платы.
Доказательства того, что ответчик в соответствии с учредительным документом (Уставом учреждения), другими локальными актами – коллективным договором с положением учреждения, другими нормативными актами, обязан ежегодно в оспариваемый период проводить индексацию заработной платы с учетом инфляции, истцом суду представлены не были. А также им не были представлены доказательства в опровержение доводов истца о том, что повышение его заработной платы в оспариваемый период происходило с учетом других стимулирующих и премиальных выплат к заработку, тем самым его заработная плата превышала минимальный размер оплаты труда и прожиточного минимума.
Согласно ст. 134 ТК РФ организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года № 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, государственные учреждения, финансируемые из бюджета, в том числе казенные, нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Применительно к заработной плате работников государственных казенных учреждений ее индексация может производиться на основании нормативно-правовых актов субъекта, регулирующих порядок индексации в отношении их работников. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Оплата труда работников государственных учреждений сформирована на основе принципов, закрепленных в единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений и регулируется Законом Курганской области от 10.03.2006 № 130 « О реализации на территории Курганской области отдельных положений ТК РФ в сфере оплаты труда», Положением об оплате труда работников государственных казенных учреждений Курганской области, реализующих государственную политику в сфере социальной поддержки граждан, проживающих на территории Курганской области, утвержденным постановлением правительства Курганской области от 29.12.2014 №525, и осуществляется в пределах ежегодно доводимых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, формирование объема которых осуществляется в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Иных нормативных актов, устанавливающих индексацию заработной платы работникам государственных казенных учреждений, на момент рассмотрения дела не принималось.
При этом суд также считает необходимым отметить, что заработная плата истца в спорные периоды не была ниже МРОТ, что следует из представленных справок о заработной плате истца.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что требования истца о ежегодной индексации его заработной платы с 01.01.2016 по 30.09.2021 применительно к его окладу повышающих коэффициентов индекса инфляции основаны на неправильном понимании норм права.
Таким образом, в удовлетворении требований Алтышева А.Ф. об индексации заработной платы в период с 01.01.2016 по 30.09.2021 надлежит отказать в полном объеме.
Из анализа указанных нормативно-правовых актов и Устава ответчика следует, что ответчик не уполномочен устанавливать порядок индексации заработной платы своих работников, поскольку является государственным казенным учреждением, учредителем которого является УСЗН Курганской области, а также источником финансирования учреждения являются средства областного бюджета.
Таким образом, удовлетворение исковых требований Алтышева А.Ф. в части обязания ГКУ «УСЗН №7» установить порядок и размера индексации заработной платы невозможно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных исковых требований Алтышева А.Ф. к ГКУ «УСЗН №7» следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 204 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 7» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.12.2021.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░