Решение по делу № 2-64/2018 от 19.01.2018

№ 2-64/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Абатское                                 12 марта 2018 года

    Абатский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Боровой И.Ю.,

при секретаре Белобородовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, администрации Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Гусейновой Вере Константиновне, Маркеловой Елизавете Федоровне, Тороповой Зинаиде Степановне о прекращении права долевой собственности на земельные доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, и признании права муниципальной собственности муниципального образования Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области на данные земельные доли,

у с т а н о в и л:

Администрация Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области в лице главы ФИО11, с учетом уточнения исковых требований, обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Гусейновой В.К., Маркеловой Е.Ф., Тороповой З.С. о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли, и признании права собственности на невостребованные земельные доли, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Указом Президента РФ № 1767 от 27.10.1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» администрацией Абатского района принято Постановление № 74 от 30.12.1994 года «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» в соответствии с которыми каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия выдано свидетельство на право собственности на землю без выдела земельной доли в натуре и без изготовления чертежа границ. Согласно списку лиц, наделяемых земельными долями, 1142 человека – участника долевой собственности бывшего ПСХК «Октябрьский» получили право собственности на земельную долю, с определением размера доли каждого собственника 7,2 га. В указанном списке среди прочих указаны лица: ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, которые не передали эти земельные доли в аренду или не распорядились ими иным образом в течение трех и более лет подряд, а в настоящее время умерли. В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Федеральный закон № 101-ФЗ) администрацией Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области была соблюдена процедура признания земельных долей невостребованными. Администрацией Тушнолобовского сельского поселения составлен список 169 собственников, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данные списки были опубликованы в газете «Сельская новь» № 41 (9812) от 20.05.2014 года, а также размещены на информационных щитах Тушнолобовского сельского поселения. С момента публикации до 02.10.2014 года принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Таких заявлений в администрацию Тушнолобовского сельского поселения поступило 72. Возражения также принимались на общем собрании участников долевой собственности, которое состоялось 05.10.2014 года. Во время проведения собрания таких заявлений от собственников земельных долей не поступило. В соответствии с ч.5 ст. 12.1. Закона об обороте земель на общем собрании участников долевой собственности был утвержден список собственников невостребованных земельных долей сельскохозяйственной организации бывшего ПСХК «Октябрьский» Тушнолобовского сельского поселения Абатского района Тюменской области. Просит прекратить право собственности на земельные доли граждан в связи с признанием их невостребованными: ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 и признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием – Тушнолобовское сельское поселение на земельные доли указанных граждан.

Представитель истца администрации Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.77). В просительной части искового заявления и в просительной части заявления об уточнении исковых требований истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца (л.д.4-6,71-73).

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д.78,105).

Ответчики Гусейнова В.К., Маркелова Е.Ф., Торопова З.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.79,82,83,87). Маркелова Е.Ф. направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Иск администрации Тушнолобовского сельского поселения признает полностью. От права на земельную долю ФИО3 отказалась (л.д.106). Гусейнова В.К. направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Иск администрации Тушнолобовского сельского поселения не признает. В настоящее время оформляет наследственные права и регистрацию права на земельные доли родителей (л.д.108).

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д.78).

Нотариус нотариального округа Абатского района Тюменской области Зенкова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.78,86).

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Положениями ст. 12.1 вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

В силу п. 1 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом не могут быть признаны невостребованными земельными долями земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п. 2 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ).

Согласно п. 3, п. 4 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

При этом лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ).

Пунктом 7 названного Закона предусмотрено, что с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

В силу п. 8 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением главы администрации Абатского района от 30.12.1994 года № 74 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» предоставлены земельные участки из категории «земли сельскохозяйственного назначения» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которым земля принадлежит на праве общей долевой собственности выданы свидетельства на право собственности на землю без выдела земельной доли в натуре и без изготовления чертежа границ согласно предельным нормам бесплатного надела землей на каждого жителя района 7,2 га с/х угодий (л.д.21).

ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 являются собственниками земельных долей бывшего ПСХК «Октябрьский» в размере 7,2 га каждый, что подтверждается копиями свидетельств на право собственности на землю (л.д.57-61).

Согласно уведомлениям и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют сведения о регистрации прав: ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО17, ФИО28, Гусейновой В.К., Маркеловой Е.Ф. на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства (л.д.90-100).

Согласно выписке филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области в едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о регистрации прав Тороповой З.С. на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства. Право собственности Тороповой З.С. зарегистрировано на основании свидетельств о праве на наследство по закону, выданных нотариусом нотариального округа Абатского района ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101-103).

ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-36).

Согласно ответу нотариуса нотариального округа Абатского района после умершей ФИО5 заведено наследственное дело, наследство принял супруг ФИО13, свидетельство о праве на наследство на земельную долю наследнику не выдавалось. После умершего ФИО3 заведено наследственное дело, наследство приняла супруга Маркелова Е.Ф., свидетельство о праве на наследство на земельную долю наследнику не выдавалось. После умерших ФИО2, ФИО4, ФИО6 наследственные дела не заводились (л.д.63).

Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское) на день смерти ФИО5 с ней совместно был зарегистрирован ФИО13 (умер ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.38,39).

Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское) на день смерти ФИО2 проживала одна (л.д.40).

Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское) на день смерти ФИО3 проживал один (л.д.41).

Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское) на день смерти ФИО4 с ним совместно были зарегистрированы: ФИО14, ФИО15, ФИО16 (л.д.42).

Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское) на день смерти ФИО6 с ним совместно была зарегистрирована ФИО17 (умерла ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.37,43).

В соответствии с ч. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

    В соответствии с ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.

С учетом требований ст.ст. 1145, 1153 Гражданского кодекса РФ ФИО17 признается принявшей наследство после умершего ФИО6, как наследник, фактически вступивший во владение наследственным имуществом. Наследник ФИО17 умерла ДД.ММ.ГГГГ. После умершей ФИО17 заведено наследственное дело, наследство приняла дочь Торопова З.С., свидетельство о праве на наследство на земельную долю наследнику выдано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37,43,63).

Наследник ФИО5ФИО13 умер ДД.ММ.ГГГГ. После умершего ФИО13 заведено наследственное дело, наследство приняла дочь Гусейнова В.К., наследство состоит прав на денежные средства, свидетельство о праве на наследство на земельную долю наследнику не выдавалось (л.д.38,63,74).

Таким образом, земельные доли ФИО5, ФИО3, ФИО6 не являются выморочным имуществом, однако право собственности на земельные доли ФИО5, ФИО3 в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Администрацией Тушнолобовского сельского поселения составлен список 169 собственников, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данные списки были опубликованы в газете «Сельская новь» № 41 (9812) от 20.05.2014 года, а также размещены на информационных щитах Тушнолобовского сельского поселения. С момента публикации до 02.10.2014 года принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей и лиц, вступивших в право наследования по закону. Таких заявлений в администрацию Тушнолобовского сельского поселения поступило 72. Возражения также принимались на общем собрании участников долевой собственности, которое состоялось 05.10.2014 года. Во время проведения собрания таких заявлений от собственников земельных долей не поступило. 05.10.2014 года в с. Тушнолобово Абатского района Тюменской области состоялось общее собрание участников общей долевой собственности на земельные участки категории «земли сельскохозяйственного назначения», на котором утвержден список невостребованных земельных долей. Земельные доли, принадлежащие: ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО29 ФИО25 также включены в список невостребованных земельных долей. Каких-либо возражений от лиц, вступивших в право наследования не поступило (л.д.23-32).

Сведений о том, что решение общего собрания оспаривалось либо было признано недействительным, в материалах дела не имеется, и суду сторонами не предоставлено.

Частями 3, 4 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрена процедура признания невостребованных земельных долей.

    Судом установлено, что собственники земельных долей не распорядились ими в порядке, установленном действующим законодательством; право органа местного самоуправления на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кроме того, администрацией Тушнолобовского сельского поселения установленная ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедура признания спорных земельных долей невостребованными соблюдена.

Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество, кроме жилого помещения, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 года № 223-ФЗ).

Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно разъяснениям, указанным в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Рассматриваемые отношения имеют специальное правовое регулирование в силу характера объекта, при этом Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, предусматривает (не исключает) признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

В силу п. 2 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с учетом вышеприведенной статьи определяющей понятие выморочного имущества, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, являющаяся выморочным имуществом. При этом порядок признания невостребованной земельной доли, являющейся выморочным имуществом, предусмотрен пунктами 3 - 8 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, согласно общим положениям гражданского законодательства, невостребованные земельные доли в праве долевой собственности на земельный участок при отсутствии иных наследников считаются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации без акта принятия наследства и независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Вместе с тем, положениями специального закона гл. 3 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В п. 8 ст. 12.1 указанного закона законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе те, которые по аналогии со ст. 1151 ГК РФ можно назвать выморочными.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.

Таким образом, судом установлено, что спорные земельные доли ФИО2, ФИО4 являются выморочным имуществом и в силу положений п. 2 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут быть признаны невостребованными земельными долями, при этом администрацией Тушнолобовского сельского поселения соблюден порядок такого признания, установленного этой же статьей, принимая во внимание, что после публикации списка земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые умерли, Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе в адрес органа местного самоуправления поселения возражений в письменном виде не подавалось, а также наличие у администрации права в силу п. 8 ст. 12.1 вышеприведенного закона на обращение в суд с заявленными требованиями, приходит к выводу об их удовлетворении. Возможность прекращения права собственности на невостребованные доли предусмотрена положениями статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на невостребованные земельные доли земель сельскохозяйственного назначения. Также признание права собственности на земли сельхозназначения за муниципальным образованием соответствует и принципам сохранения целевого использования земельных участков из земель сельхозназначения, установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 при жизни принадлежащими им земельными долями не распорядились.

Наследник Маркелова Е.Ф. принявшая наследство после умершего собственника земельной доли ФИО3, свои права на земельный участок не заявила, земельной долей не распорядилась, от права на земельную долю ФИО3 отказалась.

Принимая во внимание, что администрацией Тушнолобовского сельского поселения соблюдена установленная законом процедура признания земельных долей невостребованными, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в отношении земельных долей ФИО2, ФИО3, ФИО4, а потому исковые требования администрации Тушнолобовского сельского поселения в данной части подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения иска администрации Тушнолобовского сельского поселения в отношении земельных долей ФИО5 и ФИО6.

Судом установлено, что администрацией Тушнолобовского сельского поселения установленная ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедура признания спорных земельных долей невостребованными в отношении наследника ФИО26 – Гусейновой В.К., принявшей наследство, не соблюдена. Доказательств того, что наследник Гусейнова В.К. отказалась от земельной доли ФИО5 истцом суду не предоставлено. Более того, от наследника ФИО5 – Гусейнова В.К. поступило заявление, в котором она против удовлетворения иска возражает.

Также судом установлено, что право собственности на земельную долю ФИО6 наследником Тороповой З.С. зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск администрации Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области удовлетворить частично.

Прекратить право собственности на земельные доли, в связи с признанием их невостребованными, граждан:

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня – 3,7 га, сенокосы – 1,6 га, пастбища – 1,9 га;

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня – 3,7 га, сенокосы – 1,6 га, пастбища – 1,9 га;

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня – 3,7 га, сенокосы – 1,6 га, пастбища – 1,9 га.

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области на земельные доли граждан:

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня – 3,7 га, сенокосы – 1,6 га, пастбища – 1,9 га;

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня – 3,7 га, сенокосы – 1,6 га, пастбища – 1,9 га;

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня – 3,7 га, сенокосы – 1,6 га, пастбища – 1,9 га.

В удовлетворении иска администрации Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области к Гусейновой Вере Константиновне, Тороповой Зинаиде Степановне о прекращении права долевой собственности на земельные доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения ФИО5, ФИО6 и признании права муниципальной собственности муниципального образования Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области на данные земельные доли, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

2-64/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Тушнолобовского сельского поселения Абатского МР
Ответчики
Торопова Зинаида Степановна
Маркелова Елизавета Фёдоровна
Маркелова Е. Ф.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению госимуществом в Тюменской области, ХМАО-ЮГРЕ, ЯНАО
межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению госимуществом в Тюменской области, ХМАО-Ю
Гусейнова В. К.
Торопова З. С.
Гусейнова Вера Константиновна
Суд
Абатский районный суд Тюменской области
Судья
Боровая Ирина Юрьевна
Дело на сайте суда
abatsky.tum.sudrf.ru
19.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2018Подготовка дела (собеседование)
06.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2018Судебное заседание
12.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2020Передача материалов судье
04.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2020Подготовка дела (собеседование)
04.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2020Дело оформлено
04.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее